Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:47, реферат
Цель работы состоит в изучении расселения восточных славян, их занятия и быта, и их религии.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть территорию расселения восточных славян;
- рассмотреть хозяйственную жизнь и быт,
- рассмотреть верования восточных славян.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Восточные славяне. Расселение……………………………………………..4
2. Род занятия восточных славян…………………………..…………...……9
3. Религия восточных славян…………………………..…………………….13
Заключение………………………………………………………………….…..20
Список использованных источников.....………………………………...…..22
Тема Восточные славяне. Расселение, род занятий, религия.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Восточные славяне. Расселение……………………………………………..4
2. Род занятия
восточных славян…………………………..……
3. Религия восточных славян…………………………..…………………….13
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников.....………………………………...
Введение
Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы, белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы.
По своему языку славяне относятся
к большой семье
Проблема происхождения и
Цель работы состоит в изучении расселения восточных славян, их занятия и быта, и их религии.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть территорию расселения восточных славян;
- рассмотреть хозяйственную жизнь и быт,
- рассмотреть верования
1. Восточные славяне. Расселение.
Славяне, как многие другие современные народы - германские, романские, иранские, индийские и другие - относятся к древнему индоевропейскому языковому сообществу.
Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение которой затруднено из-за отсутствия достаточно полных письменных свидетельств об ареале их расселения и хозяйственной жизни.
Вокруг вопроса, какую территорию занимали славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).
Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Восточные славяне 8 9 век. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).
Таким образом, наиболее вероятно, что славяне занимали в первой половине I тысячелетия н.э. земли от верхней и средней Вислы до среднего Днепра.
Расселение славян происходило по трем основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;
- на восток и север
по Восточно-Европейской
Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов.
Расселение у славян совпало с распадом родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.
Племенная раздробленность у славян еще не была преодолена, но тенденция к объединению уже имелась. Этому способствовала обстановка эпохи (войны с Византией; необходимость борьбы с кочевниками и варварами; еще в III в. по Европе смерчем проходят готы, в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение авар в Приднепровье и т.д.
В этот период начинают создаваться союзы славянских племен. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены.
Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет»:
- поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье (на Днепре в Киевской губернии) «в полях» и потому так и прозвавшиеся. Это имя исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей государства польского;
- древляне, жившие от полян к северо-западу в дремучих лесах (в Волынской губернии) и получившие свое название от земель своих лесных;
- северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян на берегах Десны, Сулы, и Северский Донецк (Черниговская и Псковская губернии);
- дреговичи - между Припятью и Западной Двиной (Минская и Витебская губернии);
- полочане - в бассейне реки Полоты, где впадает в реку Двину (единоплеменные с кривичами);
- кривичи - в верховьях
Двины, Волги и Днепра (Витебская,
Псковская, Тверская и
- радимичи и вятичи
по летописи, произошли от рода
«ляхов» (поляков), и были приведены,
скорее всего, своими
- ильменские словене (славяне) обитали на севере в бассейне озера Ильмень и реки Волхов, которые после Рождества Христова основали Новгород;
бужане и дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях реки Бугу, впадающей в Вислу;
белые хорваты - в Прикарпатье (окрестности гор Карпатских);
лутичи и тиверцы - по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в своей земле.
Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором 1.
Внутри племен складывается
свой диалект языка, своя
Со славянскими союзами племен соседствовали балтийские и угоро-финские племена - чудь (предки эстонцев), пермь, печера (будущие коми), весь (предки вепсов), угра (нынешние ханты и манси), ямь (современные финны), корсь, земигола, летьгола, курши (балтийские племена, населявшие территорию современной Латвии - Земгалию, Латгалию, Курземе), ливы (обитатели северного берега Западной Двины), прусы (литовские племена от Вислы до Немана), меря, мурома (угоро-финские племена, жившие в районе современных городов Ростова Великого, Мурома).
Наряду со славянами (словенами), балтами и угро-финнами, в Повести временных лет упоминается народ русь, а также то, что славянский и русский языки одинаковы и что поляне жили на земле, которая называлась «Русь». В исторической науке одной из дискуссионной стала проблема «славяне и русь». Одно племя или разные? Кто назывался «русью», какую территорию занимали русы? В письменных источниках даются разные ответы на эти вопросы. В византийском памятнике X века «Житие Стефана Сурожского» русы - это рать пришедшая из Новгорода; в Бертинских анналах (история франкских Каролингов монаха Пруденция) русы - это шведы; в византийском памятнике «Житие Георгия Амастридского» (XI в.) русы - дикий и грубы народ, варвары. Арабский географ IX века Ибн-Хордадбек писал о том, что русь - вид славян, а Ар-Русийя арабского географа X века Ибн-Руста находилась на болотистом острове, и русь нападала на славян.
Противоречивые данные письменных источников, данные археологии, на основании которых ученые пытаются определить территорию славян, позволяют делать выводы, которые вызывают несогласие и споры среди археологов и историков. Они породили в исследованиях ученых разные концепции по этой проблеме. Академики М.Н.Тихомиров и Б.А.Рыбаков считали, что название «русь» пошло от названия племенного союза на реке Рось, притоке Днепра, и этот антоним перешел впоследствии на полян, а затем и на всех славян.
Е.А.Мыльникова и В.Я.Петрухин полагают, что этноним «русь» северного происхождения, происходит от финского слова «ruotsi» - гребцы. Сначала оно обозначало варягов-норманов, затем этнический смысл слова «русь» ушел в прошлое и стал употребляться в социальном смысле, обозначая дружину князя Олега, ставшего великим киевским князем в 882г., после чего название дружины «русь» стало названием всего государства, образовавшегося на землях восточных славян.
А.Г.Кузьмин считает, что этноним «русь» идет от славян южного побережья Балтики и острова Рюген (Ругов). В III-IV вв. руги-русь расселились по Европе, в том числе в Подунавье, имевшем средневековое название Ругиланд. Они ославянили на Балтике варинов и ободритов - варягов (по Повести временных лет), которые и пришли впоследствии к озеру Ильмень, где возник город Новгород.
О.М.Рапов считает, что варяги-русь Повести временных лет - славяне-ободриты, варины Прибалтики, пришедшие под давлением германских племен с побережья Балтики на Ильменское озеро, откуда их название «русь» перешло на всех славян.
В.В.Седов на основании изучения письменных источников, и прежде всего археологических данных, говорит о существовании в IX веке Русского каганата, занимавшего земли между Доном и Днепром. Его истоки восходят к антскому союзу, сформированному славянами и скифо-сарматами. «Русь» - ославяненный первоначально не славянский этноним. В основе его лежит либо древнеиранское «чаик-чик» («свет, белый»), либо индоарийское «чикса» («светлый, белый»). В период гуннского нашествия носители этого этнонима славяне ушли в Среднее Поволжье, а через три столетия возвратились на левое побережье Днепра и Дона. Здесь закрепилось их место проживания. В VII-VIII вв. поляне были поглощены миграцией славян-руси из Среднего Поволжья и стали называться руссами, что отметил летописец в Повести временных лет фразой «поляне ныне зовомая Русь». Отсюда Русью впоследствии стала зваться вся территория восточнославянского государства.2
2. Род занятия восточных славян.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней.
С природно-климатическими
условиями тесно связаны
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог . Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили ( перекладывались ) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.3
Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).
В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно.
Во втором случае каждый
стремился, чтобы выделенные ему
для обработки земли
В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе лошадей.
Огромные, дремучие леса, изобилившие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов. Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах, а также простого люда. В реках Восточной Европы было огромное количество рыбы, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, были остроги. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.
Информация о работе Восточные славяне. Расселение, род занятий, религия