Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:36, реферат
В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. У Хазаров были города, в них хорошо было развито ремесло, однако многие жители оставались полукочевниками. Это было торговое гос-во, контролирующее пути в Каспийское и Черное моря. Религия – иудаизм. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань.
1. Восточные славяне в древности.
Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины.
В
том же VII в. другие кочевники — хазары
— создали здесь сильное государство
Хазарский каганат, расположившийся на
территории Северного Причерноморья,
Северного Кавказа и прикаспийских степей.
У Хазаров были города, в них хорошо было
развито ремесло, однако многие жители
оставались полукочевниками. Это было
торговое гос-во, контролирующее пути
в Каспийское и Черное моря. Религия –
иудаизм. Многие восточнославянские племена
вынуждены были признать господство хазар
и платить им дань.
Расселение славян
Бужане – название группы племен восточных славян, живших в верховья Западного Буга.
Вятичи – расселились возле р. Ока.
Древляне – распологались по берегам Припяти.
Дреговичи – жили в северной области днепровского правобережья.
Дулебы - племенное объединение на территории Западной Волыни.
Ильменские словене – располагались у о. Ильмень, по реке Волхов
Кривичи - располагались на водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги.
Поляне – жили по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Составили ядро древнерусского государства.
Радимичи – в междуречье Днепра и Десны, по р. Сож и ее притокам.
Северяне –располагались по рекам Десне и Днепра.
Тиверцы – племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная.
Уличи
– жили в Нижнем Поднепровье, Побужье
и на берегах черного моря, южнее полян.
Хозяйство
Земледелие.
Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо. А также капусту, репу, свеклу, морковь, редьку, огурцы и лен и коноплю.
Системы земледелия:
А) подсечно-огневая.
В первый год деревья подрубали, и они засыхали, оставаясь на корню. На второй год их сжигали и в золу сеяли зерно. Участка хватало на два – три года, потом земля истощалась. Основными орудиями труда являлись топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.
Место – север, районы густых таежных лесов.
Б) перелог.
Земли плодородны, следовательно, могли засеиваться два-три года. С истощение переходили («перекладывались») на новую землю. Основными орудиями труда являлись рало, а в последствии – деревянный плуг с железным лемехом. Серпами славяне жали хлеба. Размывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
Место – южные районы.
Охота.
Добывали лис, зайцев, медведей, птиц и т.д. Пользовались такими орудиями, как стрелы, рогатина, копье с железным наконечником, секира (тяжелый топор).
Ремесло и торговля.
Развивалось кузнечное дело, ювелирное, камнерезное, столярное и др.
Кузнечное дело.
инструменты: гончарный круг, наковальня, молот, клещи, зубило, обжимки и т.п.
Развитие ремесла и торговли привело к появлению городов.
Другое
Также
начало развиваться бортничество, скотоводство
(коровы, свиньи овцы, козы, лошади) и рыболовство.
Быт
Жизнь восточных славян среди дремучих лесов и болот нельзя назвать легкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительно открытое место, а главное расчистить его. Невозможно было в одиночку заниматься и земледелием. Трудоемкие задачи мог выполнять только большой коллектив. В его задачу так же входило следить за правильным распределением земли. Поэтому большую роль в жизни русской деревни приобрела община – мир, вервь ( от слова «веревка», которой измеряли землю при разделе).
С усовершенствованием орудий труда на смену родовой пришла соседская, или территориальная община, в пределах которой возникает и укрепляется частная собственность.
Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т. п.
Славяне жили в бедных, разбросанных по одиночке хижинах, которые представляли собой небольшую полуземлянку с полом на метр-полтора ниже уровня земли, деревянными стенами, обмазанной глиной крышей, почти касающейся скатами земли. Внутри глиняная или каменная печь. Поселки располагались обычно по берегам рек.
Славяне
были нрава доброго и очень
гостеприимны. Выходя из дому, славянин
не запирал дверь и на столе
оставлял разную еду, на случай, если зайдет
странник. У иных не считалось даже бесчестием,
если хозяин за бедностью украдет что-нибудь
для гостя. С пленными славяне относились
кротко и через несколько лет отпускали
их на волю. Но не мало было и худого в славянах:
они любили напиваться без меры, ходили
грязные, не мытые; многие племена были
очень грубы, жили по-скотски. Девушкам
была большая воля, а замужним никакой:
они были рабынями своих мужей и работали
самые тяжелые работы».
Верование: язычество.
Имеет
индоевропейские истоки, было сопряжено
с античной мифологией. Чаще всего выделяют
три периода русского язычества: поклонение
упырям, загробным злым демонам, а так
же доброму началу; складывание Культа
Рода; складывание культа Перуна
1. Поклонение упырям, загробным злым демонам, а так же доброму началу
Упыри ( вампир) – злые духи пьющие кровь у людей и животных.
Славяне верили в ведьм, лесовиков, водяного, черта, кикимора и т.д.
Берегинии
– охраняли людей от упырей. Связаны с
водой, хранительницы благополучия.
2. Складывание Культа Рода
Род
– мифологический персонаж, воплощающий
единство рода. Функции трактуются по-разному:
родитель живого; символ плодородия, совокупность
мужских членов племени.
3.Складывание культа Перуна, оформление лика и функций других божеств.
Велес – бог скота, покровитель богатства.
Даждьбог – огонь, свет небесный, податель земных благ. Сын Сварога. Умирает осенью, а 24 декабря вновь рождается.
Макошь – богиня судьбы, мать хорошего урожая.
Перун – бог молнии, грозы, града, войны. В мифологии представлен в виде всадника на коне, поражает змеевидного врага.
Сварог – божество небесного огня, податель культурных благ. После крещения был вытеснен Кузьмой и Демьяном.
Семаргл – Зооморфное существо. Функция не известна. Но по Рыбакову - бог растительного мира.
Стрибог – бог ветров, имеет отношение к богатству.
Хорос – божество солнечного светила, но не света.