Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:51, контрольная работа
Владимир Красное Солнышко, или Святой – князь-реформатор. В 988 г. он крестил Киевскую Русь. Этот шаг на долгие годы предопределил судьбу русского народа. Князь решил, что русские будут веровать во Христа, он сделал свой выбор и не ошибся. Христианство вплоть до 1917 г. было не просто государственной религией, оно лежало в основе идеологии существующего в России строя. Почему же князь Владимир принял христианство? Чем это было обусловлено?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра: История, психология и педагогика
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: История
Тема:
Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства. Киевская Русь IX – начала XII вв.
Вариант №3
Выполнил: ст.гр.БМЗ-1
Андреев К.Н.
Руководитель:
Профессор
Мухамедина Ш.М.
Оценка
_____________________
Дата______Подпись______
Уфа, 2013
Тема 3. Вопрос 3. Христианизация Руси: предпосылки, значение, влияние на исторические судьбы страны.
Владимир Красное Солнышко, или Святой – князь-реформатор. В 988 г. он крестил Киевскую Русь. Этот шаг на долгие годы предопределил судьбу русского народа. Князь решил, что русские будут веровать во Христа, он сделал свой выбор и не ошибся. Христианство вплоть до 1917 г. было не просто государственной религией, оно лежало в основе идеологии существующего в России строя. Почему же князь Владимир принял христианство? Чем это было обусловлено?
Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи. К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом выборе не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.
Утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы. Но как ярый язычник уверовал во Христа? Он принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей о себе добрую память. Возможно, это было раскаянием в совершенных злодеяниях (братоубийство во время борьбы за власть), усталость от разгульной жизни и ощущение душевной пустоты. Став христианином, Владимир, как натура деятельная, обладающая, умом пришел к мысли о распространении православия в своих владениях. Он понял, что Русь может объединить только какая-либо идея. И что этой идеей должно стать именно христианство.
Представители различных направлений общественной мысли по разному указывают причины принятия христианства на Руси. Советские историки считали, что христианство отвечало классовым интересам феодалов, т. к. проповедуя смирение и послушание, становилось эффективным идеологическим оружием, помогавшим эксплуатировать трудящиеся массы.
Почему же православие? Русь была знакома и с другими религиями. По легенде, это выглядело так: «сомнения князя в истине христианской веры, которую он до сих пор так ревностно исповедовал, скоро стали известны всем». И вот к нему начинают являться волжские булгары, исповедующие ислам, хазары, исповедующие иудейскую религию; немцы-католики и православные греки. Все стали восхвалять свою веру перед великим русским князем. «Ты, князь, мудрый и смышленый, - говорили ему камские болгары, - а закона не знаешь. Прими наш закон и поклонись Магомету». «А в чем ваша вера?» - спросил их Владимир. «Мы веруем в бога, - отвечали они, - а Магомет учит нас: творите обрезание, не ешьте свинины, вина не пейте, а по смерти Магомет даст каждому по семидесяти прекрасных жен». Выслушав их внимательно, Владимир решил: «Питие есть веселие на Руси; не может без того быти». Затем пришли к Владимиру иудеи. Чтобы унизить христианскую веру, они начали говорить великому князю, что христиане веруют в того, кого они распяли. «Мы же веруем, - продолжали они – в единого бога Авраамова, Исаакова и Иакова». Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их. Послы же ответили: «В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям». На что Владимир ответил: «И вы, наказанные Богом, осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества». Наконец, греческий философ, опровергнув своей речью другие веры, рассказал вкратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце разговора он показал картину страшного суда с изображениями праведных и грешников. Князь, пораженный, промолвил: «Благо добродетельным и горе злым». «Креститесь, - отвечал греческий мудрец, - и будете в раю с первыми». Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, чтобы те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались о всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: «Мы не помнили, где мы находились – на земле или на небе».
Данную легенду вряд ли стоит
расценивать как серьезный
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Оно идеологически закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.
Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название – православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.
Историческое значение Времени правления Владимира заключалось в следующем:
Именно православие позволило
русским мудрецам уже в XI веке осознать
то предназначение, которое было вложено
в славянский мир – обеспечение
мирного сосуществования