Восточные славяне на исходе первобытной эпохи (VI – середина IX вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Ещё в начале 12 века русский летописец, монах Киево-Печерского монастыря Нестор задался вопросом «Откуда есть Русская земля?». Этот вопрос интересует и сейчас не только ученых, но и остальное общество. Ведь без исторической памяти народ обречен на деградацию. Он не может отказаться от собственного прошлого, потому что тогда у него не будет будущего.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Происхождение восточных славян………………………………………………4
Строй и образ жизни восточных славян…………………………………………5
Тест…………………………………………………………………………….…12
Заключение…………………………………………………………………….…13
Список литературы………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

История отечества.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

     Значимой чертой древнеславянской культуры являлась религиозно-волшебная окраска практически всех её появлений. В славянских верованиях отразились не лишь идеологические представления того времени, но и бессчетные наслоения далеких первобытных времен. Повсеместно распространился обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами огромных земляных насыпей - курганов. Вера в загробный мир проявлялась в том, что совместно с покойником клали вещи, орудие, пищу, а на могилах раз в год устраивали поминки в честь священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, леших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и медвежьих зубов, применялись словесные заговоры, вносились волшебные знаки в орнамент. Рождение, свадьба, погибель - все эти действия в жизни человека сопровождались заклинательными ритуалами. Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и разных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. Посреди сил природы солнце и огонь занимали основное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури Стрибог. Покровителем стада - "скотьим богом" числился Велес, бог грозы был Перун. Славяне воздвигали древесные изваяния собственных богов на открытых местах среди "капищ". Умилостивить "идолов" можно было жертвами. Каждый род чтил щура, мистического предка, основоположника рода. (Отсюда и "пращур" и "чур меня", древнейшая из узнаваемых молитв-заклинаний.) Священными почитались рощи, озера и реки, населенные лешими, водяными и русалками. Не считая того, у каждого племени было общее святилище, куда сходились члены племени на особо праздничные праздники и для решения принципиальных дел.

     Усиление  дружин и княжеской власти сказались  и на языческом культе. Над погибшим князем насыпали большие, как холмы, курганы, сжигали совместно с покойником одну из его жен, либо рабынь. Справляли «тризну», то есть устраивали боевые игры и конские ристалища в честь погибшего военоначальника. Стали строить пышноватые языческие храмы, поражавшие иноземцев собственной шикарной отделкой.

      Вышло изменение и языческом пантеоне. Основным божеством князей и воинов стал бог грозы Перун, превратившийся в бога войны, славянского Марса. Именованием Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест. 

   Разложение  первобытного строя у восточных  славян сопровождалось:

  1. Переходом от кровно-родственной общины к соседской территориальной.
  2. Ростом имущественной дифференциации соплеменников.
  3. Выделением из общинной среды «лучших» людей и дружинной знати.
  4. Формированием княжеско-боярской правящей прослойки общества.
  5. Повышением роли вече и вои в общественной жизни.
 

   Ответ: 1, 2, 3

   Пояснение: На протяжении VI -IX вв. Длился интенсивный  распад родо-племенных связей. Хозяйственная  самостоятельность отдельных семей делало излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Началась распашка новейших земель силами отдельных семей. Отдельные семьи, объединенные уже не на базе родства, а на базе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), либо территориальную, общину. Члены данной общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право воспользоваться угодьями, принадлежащими общине. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась неизменная племенная дружина, члены которой различалась по экономическому и социальному положению от собственных соплеменников. 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Писатели VI в. (Иордан, Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег и дрeubt) называли восточную ветвь славян антами, отмечая, что “племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе”, “издревле живут в народоправстве (демократии)”, отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами. В среде самих славян-антов шел процесс имущественного расслоения, обогащения родоплеменной верхушки, деления власти “вождей” и “князей”.

     Вследствие  всего, в IX в. возникла могучая русская  держава с центром в Киеве. Началась эпоха феодализма, или эпоха средневековья. В истории славянских племен многое ещё предстоит выяснить. Наши археологи исследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучать древние летописи и другие документы. Благодаря этому история наших предков - древних славян - пополняется все новыми ценными сведениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. / История России Учеб. пособие. – 2-е изд. М., 2005 г.
  2. Маркова А.Н., Скворцова Е.М. / История России Учеб. пособие для вузов. – М., 2001 г.
  3. Перевезенцев С.В. / Россия. Великая судьба. -  М., 2006 г.
  4. Данилов А.А. « История России с древнейших времен до конца XVI века»: М., 2006 г.
  5. Карамзин Н.М. « История государства Российского»: М., 2002 г.

Информация о работе Восточные славяне на исходе первобытной эпохи (VI – середина IX вв)