Восточный поход Александра Македонского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 12:03, реферат

Краткое описание

Внимание историков издавна привлекала личность Александра Македонского. Его имя в историографии чаще всего связано с доблестью и воинскими успехами, с понятиями добра и великодушия. Запад традиционно видел в нем того, кто донес эллинскую культуру до далеких окраин Востока, объединил греков.
Какова же была политика Александра Македонского на захваченных территориях? Целью моего исследования является выявление основных тенденций политики великого полководца IV столетия.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по греции.docx

— 40.98 Кб (Скачать файл)

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИИ

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

 

 

 

Восточный поход  Александра Македонского

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила студентка 1 курса 1 группы

                                                             дневного отделения

                                                              гуманитарного факультета

                                                             (историческое отделение)

  Артемчук Ольга Григорьевна

                                                              Научный руководитель:

                                                              канд. ист. наук, доцент кафедры

                                                              зарубежной истории

                                                              Кармазина О.В.

 

 

 

                                                                    

                                          

 

 

 

 

Воронеж 2013

ВВЕДЕНИЕ 

Внимание историков издавна  привлекала личность Александра Македонского. Его имя в историографии чаще всего связано с  доблестью  и воинскими успехами, с понятиями  добра и великодушия. Запад традиционно видел в нем того, кто донес эллинскую культуру до далеких окраин Востока, объединил греков.

Какова же была политика Александра Македонского на захваченных  территориях? Целью моего исследования является выявление основных тенденций политики великого полководца IV столетия.

В своей работе я буду опираться на труды А. С. Шофмана «Восточная политика Александра Македонского» и Б. Г. Гафурова, Д. И.  Цибукидиса «Александр Македонский и Восток».

В работе А. С. Шофмана «Восточная политика Александра Македонского» изложение восточных походов греко-македонских войск не имеет самодовлеющего значения. Это лишь исторический фон для рассмотрения основной проблемы: восточной политики Александра Македонского. В данной монографии раскрываются пути и способы, посредством которых Александр надеялся осуществить мировое господство и создать огромное государство.

В труде «Александр Македонский и Восток» академика Б. Г. Гафурова и греческого историка Д. И.  Цибукидиса на широком историческом фоне рассматривается ряд принципиальных проблем эпохи: суть македонской завоевательной политики и ее последствия, встреча и взаимодействие Запада с Востоком, развитие рабовладельческой формации и др.

До нас дошли пять сочинений  античных авторов, писавших об Александре, они принадлежат Плутарху, Арриану, Курцию Руфу, Юстину и Диодору.1

Я буду рассматривать только два источника по восточному походу Александра Македонского. К ним относятся «Анабазис» Флавия Арриана и «История Александра Македонского» Квинта Курция Руфа.

«Флавий Арриан - известный римский государственный деятель и греческий писатель эпохи первого «эллинского возрождения» II в. н.э.».2

Из исторических сочинений  Арриана дошла до нас "История походов Александра Великого", называемая "Анабазис", которая подчерпнута из вполне достоверных, ныне утраченных источников, с большою осмотрительностью и правдивостью.

«Анабисис Александра» создан на основе «дворцовых дневников» и литературных трудов. Арриан следовал рассказам современников очевидцев: Птолемея и Аристобула. Мотивирует он этот выбор тем, что они имели возможность видеть то, что делал Александр, так как участвовали в походе. Птолемея, который сам стал царем, первым эллинистическим правителем Египта, официальное положение лишало возможности искажать истину».3

Арриан в Александре видит исключительно выдающегося политического и военного деятеля. Его как специалиста привлекают описания приготовлений Александра к осадам, проведения осад, боевые порядки войск, использование различного вида вооружений в сражении. Он пишет не только биографию, сколько записывает все дела Александра-полководца. Флавий Арриан отмечает, что Александр чрезмерно любил похвалу, а возражение и несогласие с ним доводили его до отвратительных проявлений вспыльчивости.

«История Александра Македонского» Квинта Курция Руфа — единственное дошедшее до нас произведение на латинском языке, целиком посвященное Александру.

«Квинт Курций Руф — римский историк, написавший "Историю Александра Великого» в десяти книгах, из которых две первые, конец пятой и начало шестой потеряны, а в десятой есть пропуск. О времени жизни Курция существуют разные мнения; вероятнее всего, что он жил в первом в. по Р. Х. и написал свой труд в царствование императора  Клавдия (41-54). Он стремится в своем изложении не столько к исторической правде, сколько к блеску описаний и характеристик. Слог его, вообще сильный, а в речах изящный, напоминает Ливия, но носит на себе следы влияния Сенеки с его поэтически окрашенными и краткими предложениями. Источников у Квинта Курция  было два рода: мемуары Птолемея Лага и других сподвижников Александра, сочинениями которых благоразумно воспользовался Арриан, а с другой стороны — вымыслы Онесикрита и Каллисфена, нашедшие почитателя в авторе исторического романа Клитархе, из которого прямо или из вторых рук, через Тимагена, черпал Курций, имевший, очевидно, целью не поучать, а забавлять».4

Прежде чем перейти  к рассмотрению проблемы моего доклада, остановимся на внешнеполитических отношениях Греции и Македонии с  Персией.

В 337 г. до н.э. на конгрессе  в Коринфе юридически был образован  Эллинский союз, было принято решение  о создании единой греко-македонской армии под руководством Филиппа и объявление священной войны вечному врагу греков Персии. Это военно-политическое объединение представляло уже очень большую силу, способную уверенно противостоять великой Персии.

Объединившихся Грецию и Македонию к походу против ослабленной Персии толкали не только внешнеполитические события, но и более глубокие причины. Греко-македонская правящая элита предполагала, что успешный поход на Восток позволит захватить обширные земли в Малой Азии, где можно разместить множество мало- и безземельных бедняков, а приобретённая добыча решит массу других социально-экономических проблем, порождённых кризисом полиса и полисной системы в целом.5

Во исполнения решения Коринфского договора в 337 г. до н.э. Филипп II начал энергичную подготовку к походу, но был убит. Продолжил политику своего отца Александр, который стал царем Македонии и одновременно был утвержден гегемоном Эллинского союза. Подготовив к походу объединенную греко-македонскую армию, Александр взял направление на Восток.

ЗАВОЕВАНИЯ АЛЕКСАНДРА НА ВОСТОКЕ: ПОКОРЕНИЕ МАЛОЙ АЗИИ, СИРИИ, ЕГИПТА

Весной 334 г. до н.э. Александр начал переправу через Геллеспонт. Первое столкновение Александра с персидским войском  произошло у реки Граник в мае 334 г. до н. э. Исходом этого сражения была победа македонского войска. «И персидских военачальников он похоронил; похоронил и эллинов-наемников, которые пали, сражаясь за одно с его врагами. Тех же, кого он взял в плен, он заковал в кандалы и отправил в Македонию на работу, ибо они, эллины, пошли наперекор общему решению эллинов и сражались за варваров против Эллады» (Арр., I, 16, 6). Это свидетельство Арриана говорит о том, что Александр на первых порах старался подчеркнуть общеэллинский характер похода, который был предпринят по решению Коринфского союза, вручившего ему управление войском.

 От Граника греко-македонское войско направилось к Сардам, стоянке персидского флота. Еще на подступах к Сардам Александра встретили Мифрен, фруарх крепости, и знатные горожане, вручившие царю ключ от города. Александр разрешил « жителям Сард и остальным лидийцам жить по старинным лидийским законам и даровал им свободу» (Арр., I, 17, 3-4).

Победа на реке Граник была не только крупным военным успехом македонян, но и важным политическим мероприятием. Широко рекламируя демагогический лозунг освобождения малоазийских греков от гнёта и унижения, которым полвека назад они подверглись из-за диктата персидского правительства, Александр использовал его в политических целях для завоевания симпатий у населения городов Малой Азии.6

После Сард Александр направился в Эфес. «Александр прибыл в Эфес четыре дня спустя, вернул изгнанников, которых удалили из города за расположение к нему, уничтожил олигархию и восстановил демократию; взносы, которые эфесяне делали варварам, велел уплачивать Артемиде. Народ, избавившись от страха перед олигархами, бросился убивать тех, кто привел Мемнона… Сирфака и всех его родственников вытащили из святилища и побили камнями. Что касается остальных, то Александр запретил их разыскивать и наказывать: он понимал, что народ, если ему позволить, убьет вместе с виновными и невинных — одних по злобе, других грабежа ради. И если Александр заслуживает доброй славы, то, между прочим, конечно, и за свое тогдашнее поведение в Эфесе.» (Арр., I, 17, 10-12).

Первая фаза событий в  истории восточных походов заканчивается  захватом Киликии. В результате первого  года войны была захвачена большая  территория малоазийских земель.7

Весной 333 года до н. э.  в битве при Иссе персы потерпели сокрушительное поражение. Главный итог этого сражения – полное покорение Малой Азии и окончание «освободительной миссии» македонского царя по отношению к малоазийским грекам. 8

После захвата Сирии, Александр  направился в Египет. Персидский сатрап Мазак отказался от сопротивления и добровольно передал Александру страну, войска и казну. Египтяне добровольно перешли на сторону Александра и нигде он не встречал сопротивления. Поэтому македонский царь, стараясь во всем подчеркнуть особое расположение к народу и его святыням, принес жертвы разным богам, в том числе и священному быку Апису, наиболее чтимому в Египте (Арр., III, 1, 4).

 
БИТВА ПРИ ГАВГАМЕЛАХ. ИЗМЕНЕНИЯ  В ПОЛИТИКЕ АЛЕКСАНДРА

Александр покинул Египет, чтобы возобновить решительную борьбу против персидского царя. Весной 331 года до н.э. в битве при Гавгамелах основные силы персидской армии были разгромлены, это поражение открыло победителю жизненные центры самой Персии.9

Александр вступает в Вавилон, не встречая никакого сопротивления. Множество народу собралось на городских стенах, чтобы приветствовать царя - «освободителя». А комендант крепости и хранитель царской казны Богофан устлал всю дорогу, по которой шли македоняне, цветами и воздвиг по ее краям серебряные алтари, где курили благовония. Сотни ликующих горожан и роскошно убранных всадников двинулись за македонской пехотой, замыкавшей процессию, впереди которой на колеснице следовал Александр (Курц., V, 17-23). Он сразу же отдал приказ об обновлении храмов и восстановлении святилища Бела, очень почитаемого населением. Царь встречался с халдеями; он выполнил их пожелания относительно храмов и принес по их просьбе жертву Белу (Арр., III, 16, 5).

Введенная Александром система  управления Вавилоном повторяла  структуру организации Египта и  Малой Азии: во главе сатрапии остался  перс Мазей, командиром гарнизона в  составе 2 тыс. воинов стал Аполлодор из Амфиполя, а сборщиком податей - Асклепиодор, сын Филона (Арр., III, 16, 4).

По дороге из Вавилона армия  Александра вошла в Сузы. Сатрап  Абулит сдал македонянам город и царские сокровища. В городе была установлена традиционная форма управления: во главе сатрапий остался перс Абулит, командиром гарнизона в узах стал один из «друзей» царя, Мазар, а стратегом – Архелай (Арр., III, 16, 9).

ПОХОД В СРЕДНЮЮ  АЗИЮ И ИНДИЮ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ВАВИЛОН

Основные эпизоды среднеазиатского похода Александра – захват Бактрии  и Согдианы, переправа через Танаис и борьба с азиатскими скифами. В  областях Средней Азии македонские  войска встретили активное сопротивление  местных племён. 

Весной 327 года до н. э. Александр предпринял поход в Индию, к которому он тщательно готовился. Александр был намерен использовать вражду племён, завоевать Индию при помощи самих индов.10 
 
Один из сильнейших индийских царей Таксила добровольно встал на сторону Александра, стремясь использовать военные силы завоевателя для ослабления или полного сокрушения своих могущественных соседей.  
Помимо Таксила Александру покорились многие другие топархи. Упорствовал лишь один Пор.11

В мае 326 до н.э. года состоялась знаменитая битва при Гидаспе. В этой битве войско Пора было разбито, а сам он раненный попал в руки Александра. Будучи побежденным, он не выказывал ни тени раболепия перед македонским царем, а держался гордо и независимо.12 Александр по достоинству оценил мужество Пора « он вручил Пору власть над его индами и прибавил к его прежним владениям еще другие, которые были больше исконных» (Арр., V, 19, 3).

За два года Александр  завоевал земли Пятиречья вплоть до устья Инда, но эти приобретения достались дорогой ценой, ибо индийские племена имели хорошее по тем временам вооружение.13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно международному праву древности побежденное  население, включая его аристократию, оказывалось в полном юридическом  и фактическом подчинении от завоевателей. Однако после покорения многочисленного  населения Персидской державы небольшим  по численности  греко-македонским  войском такое резкое размежевание сделало бы невозможным долговременное господство.

Сохранение и укрепление единого государства становилось  главной задачей правителя. В начальный период завоевательного похода Александр опирался почти исключительно на собственные силы. Однако со времени пребывания в Вавилоне, Александр стал допускать персов к управлению страной, постепенно они стали занимать всё более и более высокое положение.Принимая на службу персидскую знать, победоносный царь сначала выражал этим, что он не противостоит персидскому народу как враг, а только борется с разбитым персидским царём, который не хочет признать его высшую власть над Азией. В дальнейшем персидская знать не только всё больше и больше участвовала в управлении государством, но и стала занимать важные посты в армии. Таким образом, Александр Македонский создавал социальную опору царской власти.

Информация о работе Восточный поход Александра Македонского