Врачебные школы Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 21:42, реферат

Краткое описание

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной тради-цией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились пе-редовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эл¬лады — в ее заморских поселениях.

Содержание

Введение.
Кротонская врачебная школа.
Книдская врачебная школа.
Сицилийская врачебная школа.
Косская врачебная школа.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО МЕД ИСТОРИИ.docx

— 32.07 Кб (Скачать файл)

                                                                         ГОУ ВПО

                            «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

 


                                                                              

 

 

 

                                          Реферат

                           На тему: « Врачебные школы Древней Греции »

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнил студент: 31-25а гр. I курса

                                                                                                                             Эльдарова С.П.                                                     

                                                                                         Проверил: Тюрина И.А

 

 

 

 

                                        

 

                                         

                                                    Сургут 2013

 

Содержание.

Введение.

Кротонская врачебная школа.

Книдская врачебная школа.

Сицилийская врачебная школа.

Косская врачебная школа.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.

     Сейчас трудно сказать, где родилась медицина, ведь во все времена она была и будет нужна. Но как наука, развивающаяся на открытиях и  доказательствах, медицина начала существовать именно в Древней Греции. Подтвердить это могут даже названия, согласитесь, все медицинские термины имеют латинское или греческое происхождение.

     Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за пределами Балканского полуострова, вне собственно Эллады — в ее заморских поселениях. Среди ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.

     В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.

 

Кротонская врачебная школа.

     Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1. Организм есть единство противоположностей;

2. Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни;

3. Противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

     Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon, VI—V вв. до н.э.) — «муж, искусный в естествознании, первый дерзнувший приступить к разрезыванию тел /животных/» (Халкидий)16. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана) и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.

 

Книдская врачебная школа.

     Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч.eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в.

Учение о четырех стихиях — «корнях», первоначалах природы, стало основой знаменитой «гуморальной теории» (от греч. «дитог» — жидкость), согласно которой здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех жидкостей — телесных соков, или «гуморов»: крови, флегмы, черной и желтой желчи. Им соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Учение о четырех стихиях окончательно сформировалось в греческой натурфилософии к IV—III вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля, великого древнегреческого философа, который был врачом и сыном врача.

 Продолжая традиции  вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч.diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Книдская медицинская школа:

1. Заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней.

2. Продолжая традиции  вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках  болезней и диагностике. Выдающимся  представителем этой школы был  Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений

     Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.

Сицилийская врачебная школа.

     Сицилийская врачебная школа, как сообщает Гален, была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495—435 гг. до н.э.) в V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.

     Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом.

     Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах.

     Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отлита монета.

     Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

 

Косская врачебная школа.

     Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с. о. Кос (Nevroe. VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачеватсля без промедления откликнулись на эту просьбуи, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.

Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные целительные силы (греч. physis — природа). Болезнь вих понимании — не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Так, об эпилепсии, которую называли «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни... есть мозг»17.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю какГиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности острова, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras, IV в. до н.э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма).

Наши знания о врачевателях Древней Греции классического периода достаточно ограничены. Тем не менее, анализ дошедших до нас сведений показывает, что достижения этого периода не сводятся только к имени Гиппократа (как это чаще всего делается), — формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, — все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов Древней Греции.

 

Косская медицинская школа:

1. Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой;

2. Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного;

3. Развивала основы врачебной этики. 

 

Заключение.

     В истории медицины известны примеры того, как медицинские школы, в основе которых лежали древние  знания  жрецов или учения великих философов, сохраняли свои традиции в течение столетии. Разумеется, со временем искусство врачевания претерпевало изменения  и вбирало в себя новые сведения и навыки, однако традиции древних общин  сохранялись  на прежних территориях. Примером такого  рода может служить школа врачей, которые жили в округе древнего Кротона в XV веке, спустя 2000 лет после смерти Пифагора, и славились высоким уровнем хирургического искусства. Около 30-ти семейств занимались здесь врачеванием с незапамятных времен, они хранили своё учение за печатью таинственности, традиционной для пифагорейской школы. Согласно приданию, ученики  Пифагора давали клятву, что их знания не станут доступны непосвященным.

     На территории России до XIX-го  столетия существовал  центр древнего врачевания на Урале в Верхотурье, в районе языческого капища. Жрецы-хранители эзотерических знаний жили уединенно, о них до сих пор ничего не известно… Эта область истории российской  медицины еще ждет своих исследователей.

     Геродот  приводит историю о Демокеде, одним из первых кротонских врачей, приглашенных к персидскому  царю Даршо. Царь вывихнул ногу, и египетские врачи не могли вправить вывих. Демокед  использовал мягкие снадобья и вылечил царя, за что был приближен к нему и получил богатые дары.  Многие положения кротонской медицинской школы оказали впоследствии  влияние на развитие греческой медицины. Пифагорейское учение о четных и нечетных  числах нашло отражение в трудах великого Гиппократа, через полтора столетия  после Пифагора.

     Исторические параллели: Вот как писал Гиппократ о влиянии четных и нечетных  дней на ход лечения болезни: «…..выздоравливают и умирают в нечетные дни, если лихорадка падает…. Раны  также наиболее воспалены в эти дни …. Освобождение ран  от воспаления происходит на пятый день или, вернее, в таком порядке зависимости от величины раны, - на третий, пятый, седьмой, девятый, одиннадцатый  день…. На четырнадцатый день освобождаются от воспаления самые большие раны …».

     Интересно сопоставить взгляды пифагорейцев с китайским учением «инь-ян», отраженным в классическом каноне «десять крыльев»  (  III век до н.э.). Его авторы полагали, что тайна мироздания  заключена в числах, и с помощью  чисел пытались связать инь и ян  с пятью элементами – стихиями.  При этом полагалось, что числа Ян всегда нечетные, а числа инь- четные:  1,3,5, и 9 назывались числами Неба; 2,4,6,8,10 – числами Земли.           

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1) Сорокина Т. С. "Атлас истории медицины: 
Первобытное общество. Древний мир". - 2-е издание., перераб и допол. - М.: Изд-во УДН, 187. - 1168 с., ил.

2) История медицины 3-е издание Москва 2004г Т.С.Сорокина.

3) Медицина в зеркале  истории. Светлана Марковна Марчукова.

4) Медицина в Древней Греции. ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

www.bibliotekar.ru/423/11.htm.

 

5) Врачебные школы

stud24.ru/history/vrachebnye-shkoly/213731-625311-page1.html.

 

 


Информация о работе Врачебные школы Древней Греции