Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 14:04, реферат
Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь, как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов. Созыв соборов является древнешей практикой для разрешения возникших церковных вопросов
Введение
Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались основы христианского вероучения, формировались канонические богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции и осуждались ереси. Церковь, как Тело Христово, имеет единое соборное сознание, руководимое Духом Святым, получающее свое определенное выражение в решениях церковных соборов. Созыв соборов является древнешей практикой для разрешения возникших церковных вопросов. Из-за возникновения вопросов общецерковного значения стали созываться Вселенские Соборы, которыми были точно сформулирован и утвержден ряд основных вероучительных истин, ставших, таким образом, частью Священного Предания. Статус собора устанавливается Церковью на основе характера решений собора и их соответствия церковному опыту, носителем которого является церковный народ. В этой работе мы рассмотрим пять соборов т.к. работа ограничена временными рамками.
III Вселенский собор - Ефесский 431 г.
IV Вселенский собор - Халкидонский 451 г.
V Вселенский собор - Константинопольский 2-й 553 г.
VI Вселенский собор - Константинопольский 3-й (680-681) гг.
VII Вселенский собор - Никейский 2-й. 787 г.
III ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Третий Вселенский Собор был созван в 431 г. в городе Ефесе императором Феодосием II Младшем.
ВоспоминаниеСобора отмечается Церковью 9 сентября.
Собор был созван против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. Определенное время это учение распространялось только как частное мнение в кружке людей, занимавшихся богословскими вопросами, и потому оно не встречало опровержений и осуждений со стороны Церкви. Но Несторий, став в 428 году архиепископом Константинополя, затеял сделать это учение общецерковным. Активная проповедь нового учения привела к волнениям в Константинополе. Нестория стали обвинять в ереси Павла Самосатского, так как было понятно, что речь идет не только о названии Девы Марии Богородицей, а о Лице Иисуса Христа. Несторий стал преследовать своих противников и даже осудил их на Константинопольском соборе 429 г., но тем только увеличил число своих врагов, которых и без того было много по случаю предпринятого им исправления нравов клира. Скоро слух об этих спорах проник и в другие церкви и здесь начались рассуждения.
В Антиохии и Сирии очень многие приняли сторону Нестория, по преимуществу лица, вышедшие из Антиохийского училища. Но в Александрии и Риме учение Нестория встретило сильное противодействие, оно было осуждено в 430 году на Римском и Александрийском соборах.
Для прекращения такого раздора между предстоятелями знаменитых церквей и утверждения православного учения, император Феодосий II решился созвать вселенский собор. Несторий, чью сторону в то время занимал Феодосий, сам просил созыва вселенского собора, находясь в убеждении, что его учение, как правильное, восторжествует.
Феодосий назначил собор в Ефесе в самый день Пятидесятницы 431 г. В Ефес прибыли свт. Кирилл Александрийский с 40 египетскими епископами, Иувеналий Иерусалимский с палестинскими епископами, Фирм, еп. Кесарии Каппадокийской, Флавиан Фессалоникийский. Прибыл и Несторий с 10 епископами и два высших чиновника, друзья Нестория. Первый Кандидиан, как представитель императора, второй Ириней — просто как расположенный к Несторию. Не было только Иоанна Антиохийского и папских легатов. По прошествии 16 дней срока, назначенного императором для открытия собора, Кирилл решился открыть собор, не дожидаясь отсутствующих. Чиновник Кандидиан протестовал против этого и послал донос в Константинополь.
Отцы нашли, что послания Кирилла заключают в себе православное учение и, напротив, послания и беседы Нестория — неправославное. Потом отцы проверили, как Несторий учит в настоящее время, не отказался ли он уже от своих мыслей. По свидетельству епископов, беседовавших в Ефесе с Несторием, оказалось, что он придерживается прежних мыслей. Наконец, были прочитаны изречения отцов Церкви, писавших о Лице Господа Иисуса Христа. Здесь тоже Несторий противоречит им. Приняв все это во внимание, отцы Ефесского собора признали учение Нестория еретическим и определили лишить его сана и отлучить от церковного общения. Под приговором подписалось 200 епископов и первое заседание кончилось.
В тот же день собор в Ефесе объявил о низложении Нестория и послал уведомление об этом клиру в Константинополе. Кирилл еще от себя написал письма епископам и настоятелю константинопольского монастыря авве Далмату. Вскоре были отправлены и акты собора императору. Несторию был объявлен приговор на другой день после заседания. Он, конечно, его не принял и в донесении императору жаловался на неправильные, будто бы, действия собора, обвинял особенно Кирилла и Мемнона и просил императора или перевести собор в другое место, или дать ему возможность благополучно возвратиться в Константинополь, потому что, по его словам, его жизни угрожает опасность.
Между тем в Ефес прибыл Иоанн I Антиохийский с 33 сирскими епископами. Отцы собора его уведомили, чтобы он не входил в общение с осужденным Несторием. Но Иоанн был не доволен решением дела не в пользу Нестория, и потому, не входя в общение с Кириллом и его собором, составил свой собор с Несторием и приехавшими епископами. К Иоанну примкнуло несколько епископов, бывших на соборе св. Кирилла. На собор Иоанна также прибыл императорский уполномоченный. Собор Иоанна признал осуждение Нестория незаконным и начал суд над Кириллом, Мемноном и другими епископами, осудившими Нестория. Кириллу было несправедливо поставлено в вину, между прочим, что учение, изложенное в его анафематизмах, сходно с нечестием Ария, Аполлинария и Евномия. И вот, собор Иоанна осудил и низложил Кирилла и Мемнона, отлучил от церковного общения, впредь до раскаяния, прочих епископов, осудивших Нестория, донес обо всем в Константинополь императору, клиру и народу, прося императора утвердить низложение Кирилла и Мемнона.
Феодосий, который получил, кроме донесений Кирилла, Нестория и Иоанна, еще донесение Кандидиана, не знал, как поступить в этом случае. Наконец, он распорядился, чтобы все постановления соборов Кирилла и Иоанна были уничтожены и чтобы все епископы, прибывшие в Ефес, собрались вместе и покончили споры мирным образом. Кирилл не мог согласиться с таким предложением, так как на его соборе было вынесено правильное решение, а Иоанн Антиохийский представлял действия своего собора правильными, о чем оба доносили в Константинополь.
На соборе было изложено восемь правил. Из них, кроме осуждения Несторианской ереси, важно — полное запрещение не только составлять новый, но даже дополнять или сокращать, хотя бы одним словом, Символ, изложенный на двух первых Вселенских Соборах.Вместе с заблуждениями Нестория была осуждена и появившаяся на западе пелагианская ересь. Осуждение ереси Пелагия было произнесено еще в 418 году на поместном соборе в Карфагене, и только было подтверждено Третьем Вселенским Собором.
Собор в Эфесе установил догмат о почитании Богородицы. В ходе жестких споров и взаимных анафематизмов все же было достигнуто общее согласие в почитании Божьей Матери, что на сегодняшний день является важным для православной церкви. Несторий в своем учении пытался привить, что Иисус Христос не является Богочеловеком в полной мере. Учил, что Мария Дева родила простого человека, который только потом уже стал Богом.
Собор был одним из самых противоречивых. К согласию два главных опонента, Несторий и Кирилл Александрийский, с большим трудом, пришли только через 2 года после окончания Собора в 433 году посредством императора Феодосия II.
Также на Эфесском Соборе была осуждена ересь Пелагия, который отрицал значение первородного греха и необходимость благодати для спасения. Он учил, что человек сам без помощи Бога может избавиться от греха. Он имеет волю грешить и волю не грешить.
В 7 правиле Собора говорится о том, что Никео-Цареградский Символ веры должен исповедоваться всеми епископами, и он не подлежит никакому дополнению и изменению. Впоследствии канон использовался православными полемистами против латинской вставки filioque .
Эфесский собор не признаётся Ассирийской церковью Востока и почитается здесь авантюрой Кирилла Александрийского.
IV ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Проходил с 8 по 31 октября 451 г. в Халкидоне в царствование императора Маркиана (450-457). Было семнадцать пленарных заседаний в храме весьма почитаемой местной святой, мч. Евфимии. Число участников его было особенно большим - 630 епископов. Председательствовал епископ Константинопольский Анатолий. Римский епископ Лев Великий был представлен двумя епископами: Пасхазинусом и Луцинзиусом. Собор издал 30 правил.
Глывным поводом созыва Собора было осуждение ересиархимандрита Евтихия – игумена одного из монастырей Константинополя. Он отрицал в Иисусе Христе человеческую природу. Тем самым подвергая всю жертву Христову под сомнение, потому что дляистиной искупительной жертвы Господа, нужно было именно его полное слитие с человеком. Нужно было провести человека по всем этим страданиям, которые притерпел Христос. Ибо жертва была принисена со стороны человека тоже. Такое лжеучение называется монофизитство, что значит «одна природа, естество» - одна природа в Исусесе Христе. Учение было осуждено отцами Вселенского Собора в Халкидоне и установлен догмат о признании в Иисусе Христе человечской природы в равной степени Божественной. Догмат был подписан епископами собора, а ересь осуждена.
Не менее важным поводом для созыва было осуждение «разбоньеческого собора» в 449 году в городе Эфессе. Диоскор, патриарх Александрийский, на этом соборе принял решение о природе Иисуса Христа, из которого Спаситель имел в себе лишь Божественное свойство. Диоскор на заседании собора не огласил послания папы Льва І Великого Epistola dogmatica,к архиепископу Флавиану, главе Константинопольского патриархата, и собору в частности. В этом послании была ясна выражена мысль о природе Христа, но, видимо, это послание было не угодно Диоскору и он его утаил. Папа послал своих легатов для отставивания формулировки, но они не справились со своей задачей. Папа Лев писал письма на восток о созыве официального собора в Италии. Все разрешилось после смерти императора Феодосия ІІ и прихода к власти Маркиана. Император и императрицы были сторонниками папы Льва Великого, поэтому вскоре был созван IV Вселенский Собор в Халкидоне. Хотя сначала собрались в Никее, но переехали в Халкидон поближе к столице, чтобы имератор мог присутствовать на заседаниях.
Халкидонским собором не был положен конец христологическим спорам, однако его вероопределение на протяжении веков оставалось основой восточного православия.
Непреложный авторитет Халкидонского собора был торжественно восстановлен на соборе, созванном патриархом Иоанном в Константинополе в 518 году из 40 епископов, находившихся в столице, и игуменов столичных и окрестных монастырей. Собор осудил всех отвергающих Халкидонский собор и, в частности, осудил Севира, патриарха антиохийского, оправдал память умерших поборников православия и определил внести в диптихи отцов четырех вселенских соборов. После этого собора в 519 году было достигнуто примирение Восточной церкви с Римом, подписанием «formula Hormisdae», послания римского папы Гормизда, был положен конец 35-летнему расколу христанской церкви между Западом и Востоком.
V ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Пятый Вселенский собор, состоялся в 553 году в Константинополе.
Память 25 июля и в 9-ю неделю по Пятидесятнице (память святых отцов шести Вселенских соборов)
Император Юстиниан Великий, вступивший в 527 году на императорский престол, желал присоединить монофизитов к Церкви. В Египтеправославные составляли меньшинство и такое разделение представляло опасность для Церкви и государства. Его жена, императрица Феодора, была тайной монофизиткой, и под ее влиянием он иногда действовал в ущерб православию. Например, под ее влиянием, в 533году он сделал уступку монофизитам, допустив прибавление в трисвятой песне: распныйся за ны, хотя строгие последователи Халкидонского собора считали такое прибавление монофизитским.
Главным поводом для созыва V Вселенского Собора (или ІІ Константинопольского) было принятие решения о деле «трех глав». Он был созван по инициативе императора Юстиниана – приверженца монофизитства. Император хотел примерить монофизитов со Вселенской Церковью. Для этого он созвал собор, на котором были осуждены три церковных писателя – Феодор Мопсуестийский, Феодорит Кирский и Ива Эдесский. Западная Церковь не соглашалсь с этим осуждением, т.к. на прошлом Халкидонском Вселенском Соборе эти церковные деятели осуждены не были. Восточная Церковь была на стороне императора, т.к. для них было уже привычно, когда император касался вопросов церкви. Восточные отцы подписали осуждение сразу, а западные лишь после того, когда Римский папа был вынужден провести в Константинополе 7 лет и уже измученный все же подписал осуждение.
Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих мнений и скончались в мире с Церковью.
Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.
VI ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Третий Константино́польский собор, также Шестой Вселенский Собор проходил680—681 годах в Константинополе при императоре Константине Погонате.
Собор созван был против учения монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами, продолжались и грозили греческой империи большой опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Против этой идеи выступили Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник.