Вулканизация резины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:11, реферат

Краткое описание

Примерно в IV тыс. до н. э. начался переход человечества от первобытного общества к цивилизации. Этот процесс шел чрезвычайно долго и, разумеется, неравномерно. В некоторых труднодоступных местностях Африки и Латинской Америки, на островах Океании и сегодня еще живут племена, сохраняющие первобытный уклад жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

От первобытности к цивилизаций.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Монеты в Северной Индии появились в середине I тысячелетия до н.э., но долгое время они оставались простыми клеймеными кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении хронологии политических событий, экономических связей и культуры нумизматика оказывает для классического периода древнеиндийской истории.

Длительное использование в качестве строительного материала дерева (а не кирпича или камня), немногочисленность погребений, вследствие распространения обычая кремации, и сравнительно позднее появление скульптуры из камня и бронзы существенно ограничивают количество археологических памятников. К тому же систематическое изучение индийских древностей началось сравнительно поздно, в основном, лишь в XX столетии. До недавнего времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как Мохенджо-Даро и Хараппа, раскапывались большими площадями.

Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение экономической и политической истории древних народов Южной Азии основывается пока еще на довольно узкой базе источников. За немногими исключениями, достоверные данные о политических событиях скудны, а социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих чертах, рассматривая крупные исторические периоды и обширные регионы. Исследователь часто вынужден обращаться к методам исторической аналогии и реконструкциям, исходящим из материала значительно более поздних эпох. Основная масса сведений относится к области религии и культуры, но и они, по указанным особенностям источников, с трудом могут быть рассмотрены в исторической перспективе.

 

 

 

Египет.

Раннее царство 
Письменность и начала знаний

В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. В последние десятилетия накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми основными приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.

Греческие писатели, современники Римской империи, назвали знаки египетских надписей, вырезавшихся тогда почти только на стенах храмов, иероглифами от греческих слов “Бегов” (священный) и “алурло” (режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Иероглифы или прямо “изображали” слово, например изображение быка, означало слово “бык”, или косвенно намекали на содержание слова, например, изображение палицы — оружия соседних племен — означало название их страны “Ливия”. Для передачи многих слов прибегали к способу, напоминающему наши ребусы, т.е. звуки, обозначались иероглифами, изображавшими созвучные названия предметов. При этом в расчет принимались одни согласные. Так, изображением божества Хх  египтяне писали и слово хх, значившее “миллион”; изображением округлого горшка, по-египетски не, обозначали согласные не в различных словах; изображением хлеба, по-египетски m, согласный m.. Поскольку для каждого из 24 ранне-египетских согласных имелось по особому знаку, можно было писать одними “буквами”, но на буквенную, алфавитную систему письменности египтяне так и не перешли. Уже к началу I династии было разработано обычное, впоследствии смешанное, правописание, когда для передачи одного слова писали вместе и знаки, имевшие изобразительное значение, и звуковые знаки. Так, слово “Ливия” по-египетски состояло из согласных звуков Чхнв, его можно было написать, как мы уже говорили, знаком палицы и придать ему изображение песчаной полоски земли, для обозначения того, что речь идет о пустынной стране. Но можно было после первого изобразительного знака проставить еще “горшочек”. Этот знак имел звуковое значение не. Так пояснялось, что слово, обозначенное палицею, содержит согласные звуки не.

Еще до I династии писцы помечали посуду с припасами чернильными надписями. Почерк этих надписей отличается иногда известной беглостью и уверенностью. При I и II династиях эта беглость почерка в иероглифических надписях, сделанных чернилами на посуде, все возрастает. Изображения (иероглифы) письменного прибора в надписях двух первых династий доказывают, что уже тогда чернилами писали при помощи длинных тростинок-кисточек.

Ранним своим развитием египетская письменность обязана, прежде всего, широкому применению ее в больших хозяйствах и в государственном делопроизводстве. Этой же причиной объясняется и относительно высокий уровень счетного дела в Раннем царстве. К началу I династии египетские счетчики орудовали громадными числами; язык и письменность уже тогда имели особые слова и знаки для обозначения 10 000,100 000,1 000 000. Система счисления в своей основе была десятеричной. Иероглифы, обозначающие единицы, десятки, сотни, тысячи и т.д., писались столько раз каждый, сколько единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д. имелось в числе. Например: число 23 писалось двумя дужками, обозначавшими десятки, и тремя палочками.

Как и следовало ожидать, у земледельческого народа летосчисление велось по годам, подразделенным на месяцы и дни. По меньшей мере, с начала I династии ежегодно с величайшей точностью измерялся уровень нильского разлива, от которого зависело хозяйственное благополучие государства. Уровень воды в Ниле записывался под соответствующим годом. Каждый год получал свое наименование по имевшим место событиям. Имена царей, названия лет, уровень Нила заносились в летописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раннее царство 
Начало летописной истории Египта

 
Символическое изображение  
победы Верхнего Египта над Нижним.  
I династия. 
         




            Древнее предание первым царем         Египта считало Мена (Мину). С него начинает I династию и позднеегипетский жрец Мане фон в своем историческом сочинении. Европейские ученые приписали Мену объединение страны в единое государство. Однако оснований для такого предположения мало.

Один очень старый памятник, сохранившийся от времени никак не позже начала I династии, прославляет победу над Нижним Египтом, одержанную царем, чье имя условно читается “Нармер”. Высказывалось предположение, что имя “Мен” могло быть вторым или личным именем этого победителя (египетские цари носили несколько имен). Но такое предположение едва ли правильно. Поражение Севера, которое изображено на этом памятнике, вовсе не обязательно считать первоначальным завоеванием этой части страны. Оно могло быть и подавлением какого-либо восстания: усмиряли повстанцев-северян еще и при II династии.

Имеются и прямые основания думать, что Египет был объединен задолго до I династии. Не только Нармер владел уже обеими частями Египта, (носит обе “короны”), но и два других, еще более древних властителя были, по-видимому, уже обще египетскими царями. Так, в надписях одного из них на посуде упоминаются поочередно Верхний и Нижний Египет. По уцелевшим обломкам летописи, начертанной во времена Древнего царства, также можно заключить, что в ней перечислялся целый ряд Царей, имевших право на двойную “корону” объединенного Египта и царствовавших раньше I династии.

Но если Египет был объединен задолго до I династии, почему же предание считало именно ее первой династией, а ее основателя Мена первым царем? Этого нельзя объяснить тем, что объединение Египта до Мена не было еще окончательным и только при нем было закреплено. Окончательным это объединение не было даже при II династии, о чем свидетельствует кровавый погром в Нижнем Египте, учиненный царем этой династии Хасехемом. С другой стороны, неподчинение северной окраины страны обще египетским царям вряд ли могло побудить предание не признавать существования этих царей. Поэтому лучше всего отбросить предположение об объединении Меном всей страны. Ни одним источником это объединение Мену не приписывается. Необходимо найти более надежное объяснение “первенству” Мена и его династии.

При первых династиях летоисчисление велось следующим способом. Каждый год правления того или иного царя получал особое название по примечательным событиям, происшедшим за этот год. Названия годов заносились в особые списки — летописи. Остатки такого списка дошли до нас от Древнего царства, и по ним видно, что непрерывная цепь подобных записей начиналась с I династии.

От этого времени сохранилось значительное количество костяных и деревянных ярлыков, которые помечены названием того или иного года. И эти ярлыки тоже появляются лдппь с воцарения I династии. От династических царей ни одного такого ярлыка, как кажется, не дошло. По-видимому, летоисчисление для египтян начиналось с I династии, и летопись, т.е. в древнейшие времена перечень лет по событиям, начиналась с I династии. До этой династии список приводил только одни имена властителей и летописью такой список не был. Тем самым и основатель этой династии должен был для египтян стать первым летописным, мы бы сказали — “историческим”, фараоном.

Первый царь, от времени которого мы имеем ярлыки с названиями лет, именуется на своих памятниках обыкновенно Гором-Бойцом. По всей видимости, он и был Меном. С выводом, что имя “Мен” было личным именем царя, называвшегося Гором-Бойцом, как нельзя лучше согласуются и прочие данные.

По Манефону, обе первые династии были родом из верхне-египетского города Тина. Гробницы царей I и отчасти II династии, откопанные в Тинской области подле города Абидоса, служат наглядным подтверждением правильности этого сообщения. Предание приписывало Мену основание главного города Нижнего Египта — Мемфиса, ставшего столицей всего Египта. На кладбище этого города откопаны были сотни могил людей среднего достатка, современников I династии, и большие усыпальницы тогдашней знати. Из этих усыпальниц Древнейшая относится ко времени Гора-Бойца.

Об исторических событиях времен I династии мы знаем очень мало. Если судить по имеющимся данным, положение внутри страны при I династии было относительно устойчивым. Источники намекают только на распри внутри царствующего дома, да и то в более поздние годы. Иначе обстоит дело со II династией.

Раннее царство 
Земледелие и скотоводство

 
Деревянный серп с кремневым лезвием. Из гробницы I династии в Саккаре 
        




Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.

Могучую реку Нил, не только орошавшую землю, но и отлагавшую при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков. Осваивать реку, т.е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово “область” (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.

Как и в последующие времена. Верхний Египет — узкая долина реки в южной части страны — и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет — страна болотных зарослей — обозначался кустом папируса. Конечно, это не значит, что Нижний Египет был сплошь заболочен. В период Раннего царства здесь были уже многолюдные поселения, процветало виноградарство и существовало хлебопашество; при I династии верхне-египетский ячмень отличали от нижне-египетского.

В гробницах современников той же династии кроме ячменя была найдена также разновидность пшеницы — эммер (двузернянка). Земледельческие орудия в период Раннего царства были, в общем, такими же, как и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают нам письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремния были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.

Разведение льна в период Раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна — очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.

На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.

Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано изобразительным искусством, письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тысяч голов крупного рогатого и 1422 тысяч голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.

 

Ассирия.

Община и семья

 
Жрец и мифические герои. По ассирийскому рельефу конца II тыс. до н.э. 
 




В пределах территории той или иной городской общины в Ассирии имелся целый ряд сельских общин, являвшихся собственниками всего земельного фонда. Этот фонд состоял, во-первых, из обрабатываемой земли, поделённой на участки, находившиеся в пользовании отдельных семей. Эти участки, по крайней мере, теоретически, подлежали периодическим переделам. Во-вторых, имелись запасные земли, на пользование долей которых также имели право все члены общины. Земля в то время уже продавалась и покупалась. И хотя каждая сделка купли-продажи земли ещё требовала утверждения общины как собственника земли и совершалась под контролем царя, в условиях роста имущественного неравенства это уже не могло воспрепятствовать скупке земельных участков и созданию крупных хозяйств.

Информация о работе Вулканизация резины