Высшее, среднее и начальное образование в России в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2 и 4 классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением. Начало XIX в.— время культурного и духовного подъема в России. В 1812 г. отечественная война в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа. В народном хозяйстве назревают коренные изменения.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Образование первой половины ХIХ в..............................................................4-6
2. Образование второй половины ХIХ в ……........................................................6
2.1. Развитие образования......................................................................................6-8
2. 2. Студенты шестидесятых годов.....................................................................9-10
Заключение..............................................................................................................11
Список литературы.................................................................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

и.rtf

— 207.30 Кб (Скачать файл)

 Рост технической оснащенности, совершенствование технологии промышленности и развитие транспорта требовали расширения и улучшения специального образования. В стране возникали профессионально-технические училища, отраслевые вузы. Петербургский технологический институт и Московское ремесленное училище, основанные еще в дореформенное время, были преобразованы в высшие технические заведения. В течение недолгого времени, в конце 50-х годов, женщины допускались в университеты на правах вольнослушательниц. Однако по Уставу 1863 г. обучение в университетах им не было разрешено.

 В России в защиту женского образования активно выступали многие ученые: Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, и др. На рубеже 60--70-х годов открылись Высшие женские курсы. Женские курсы работали по программе университетов, но окончившие их не имели права на получение диплома о высшем образовании.

 Одной из форм приобретения знаний стали народные чтения, распространение которых поддерживалось правительством. Впервые они состоялись в Петербурге в 1871 г. Лекторами выступали, как правило, священнослужители и учителя; преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная тематика. Народные чтения находились под строгим правительственным контролем.

 В 1897 г средний уровень грамотности в России составлял 21,1% (среди мужчин -- 29,3%, среди женщин -- 13,1%). Высшее и среднее образование как общее, так и специальное имели около 1,4% населения.

8

2.2 Студенты шестидесятых годов

 С середины 50-х годов выражение «молодое поколение» чаще всего ассоциировалось с учащейся молодежью. Прогрессивно настроенные представители старших поколений стали обращаться со студентами как с равными, ими гордились. «Русское общество внушило студенту такое, понятие о его достоинстве, какое едва ли существует в другой стране,- считали московские профессора. В глазах многих студент представляет будущую надежду России» .

 Отмена установленного в конце 40-х годов «комплекта», разрешение принимать в университеты неограниченное число студентов, облегчения в освобождении от платы за обучение, восстановление категории вольнослушателей -- все это привело к быстрому возрастанию численности учащейся молодежи, которое шло прежде всего за счет Москвы и Петербурга. Снятие преград повело к изменению возрастного состава студентов: на младших курсах появились вместе с вчерашними гимназистами, семинаристами, юношами, еще не вышедшими из-под родительского крова, молодые люди 25-27 лет, а то и постарше. Многие из них уже имели опыт самостоятельной жизни. Иные под влиянием типичного для тон поры увлечения наукой, закончив один факультет, поступали на другой. При возрастании общей численности студенчества с середины 50-х годов росла доля разночинцев в его среде. Для незнатного и небогатого юноши образование открывало дорогу в жизнь, было путем к обеспечению, средством добиться положения в обществе.    Университет давал ему возможность выявить природные способности и дарования, ощутить человеческое достоинство. В образованных людях обнаруживалась все более острая нужда. Сказывалась, кроме того характерная для 60-х годов тяга к знанию. И разночинцы потянулись в университет. Многие студенты из дворян вообще не принадлежали к помещичьей среде или порвали с ней отношения. Другие вышли из обедневших, мелкопоместных, многодетных помещичьих семей и не могли рассчитывать на помощь из дому. Эти молодые люди шли в университет, чтобы получить образование и потом зарабатывать на жизнь собственным трудом. Характерно, что в начало 60-х годов более половины университетских студентов освобождались по бедности от платы за обучение. Крайняя скудость материальных средств была уделом многих студентов. Демократическое происхождение и стесненное материальное положение многих студентов, которым с юных лет приходилось рассчитывать лишь на себя и на свои силы, вызывали в них недовольство окружающим, воспитывали самостоятельность, деловитость. Происходившие в стране события заставляли напряженно работать пытливые молодые умы. Острота классовой и общественно-политической борьбы порождала готовность к протесту.

9

 Происходившее в стране умственное движение захватило студентов в свою орбиту. Сказывался рост общественного престижа науки. Помимо обязательных лекций, учащаяся молодежь посещала публичные, черпала знания из книг и периодики. Появилась возможность сравнения и выбора. Переписыванье и заучиванье наизусть профессорских лекций уступало место самостоятельной работе с книгой, пассивное восприятие -- критическому осмыслению услышанного и прочитанного. В студенческой среде рос серьезный интерес к науке. То по совету и под руководством профессоров, то помимо их юноши втягивались, в научную работу, сами искали и находили литературу, способную ответить на их запросы, переводили и издавали лучшие иностранные сочинения, затевали литературно-научные предприятия, сотрудничали в общелитературных и научных журналах.

 В науке их интересовало все новое независимо от избранной специальности. Появление чем-нибудь замечательной книги привлекало внимание всех, горячо обсуждалось и гуманитариями, и естественниками.

Научное направление в студенческой среде 60-х годов не осталось бесплодным. Оно дало России плеяду крупных ученых. Среди студентов тех лет: Сеченов, Тимирязев, Столетов, Склифосовский, Кони, Ключевский, Герье, Потебня, Кирпичников и многие другие выдающиеся представители науки второй половины XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Заключение. 

 В 1914 г, спустя 50 лет после школьной реформы начальным обучением была охвачена едва половина детей соответствующего возраста. В западной Европе уже в последней четверти XIX век была достигнута полная грамотность населения. На рубеже XIX - XX вв в России начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодёжи в объёме 7-8 классов. По имеющимся данным грамотность населения России составляла в начале 20 в около 40%, крестьянство большей частью оставалось неграмотным.              Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М. Бехтерова, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта идр.)

 Наметились некоторые сдвиги в постановке педагогического образования, открылись несколько высших педагогических заведений, в том числе женский педагогический институт в Петербурге.

 Для эпохи XIX века характерно усиление роли молодого поколения в жизни страны. Сторонники нового связывали с ним надежды на обновление России. Защитники старого относились к нему с нескрываемым опасением. В период перестройки всего социально-экономического уклада и связанной с ним переоценки ценностей общественное сознание стало иначе воспринимать сравнительное достоинство поколений. Непререкаемый авторитет, которым до тех пор пользовались старшие, в эпоху просветителей начал подвергаться сомнению. В то же время почтение к чинам, к «благородному» (дворянскому) происхождению стало считаться признаком отсталости. Оно вытеснялось признанием высшей ценности ума, образования, личных достоинств. Все больший вес приобретали люди, восприимчивые к новому, к тому же образованные или ищущие образования студенты, лицеисты, молодые офицеры, литераторы, преподаватели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Список литературы:

 

1.)История России ХIХ в. Учеб./ В.А. Георгиев, И.Д. Ерофеев и др./изд-во Проспект М.:2006г.

2.) Яковкина Н.И. История Русской Культуры:19в. 2-е изд., стер. - СпБ.: изд.»Лань», 2002 - 576 с

3.)Буганов В.И., Зырянов П.Н., История России, конец XVII-XIX в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова.- 3-е изд. -М.: Просвещение, 1997. - 303 с.:

4.) Эймонтова Р.Г., Русские университеты на путях реформы 60-е годы ХIХ в

5.)История России: в 2 т. Т.2; с начала ХIХ в до начала ХХI/А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др./ М.:2006 г., 800с

6.)    www.alleng.ru/d/hist/hist218.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12


Информация о работе Высшее, среднее и начальное образование в России в XIX веке