Выход из международной изоляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 16:28, курс лекций

Краткое описание

Завершение военной интервенции и гражданской войны позволило советскому государству расширить свою деятельность на международной арене. Активизация усилий отечественной дипломатии совпала с глубокими переменами, наметившимися в годы нэпа во внешнеполитическом курсе большевистского режима. Если прежде он в значительной мере формировался на принципах пролетарского интернационализма, на отказе от “имперского прошлого”, то теперь акценты всё больше начинают смещаться в сторону защиты интересов Советской России как независимого, суверенного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫХОД ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИЗОЛЯЦИИ.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

Госы 6-7.

1 вопрос. Осенью 1917 г. в стране обострился политический кризис. Временное правительство утратило контроль над большей частью армии и периферией. Развал экономики и продолжающаяся война усугубляли социальную напряженность. Происходила большевизация Советов. Вскоре большевики заняли в Петрограде 25 октября 1917 г. все ключевые пункты в городе. К вечеру этого дня начал работу IIВсероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Представители меньшевиков и правых эсеров покинули заседание. II съезд Советов провозгласил переход власти в центре и на местах Советам, признав их единственной формой власти. Съезд избрал новый ВЦИК и сформировал Совет Народных Комиссаров, ставший правительством России. II съезд принял также 2 обращения, в которых говорилось о переходе власти к Военно-революционному комитету, съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, а на местах -местным советам. Идея слома старого государства была сформулирована в политических программах революционных партии еще задолго до октября 1917 г. Изданы акты : ноябрьским 1917 г. декретом ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов, октябрьским постановлением II съезда Советов об образовании в армии революционных комитетов, январским 1918 г. декретом СНК об отделении церкви от государства и др. В первую очередь предполагалось ликвидировать репрессивные и управленческие органы старого государства.

Съезд носил учредительный характер: на нем были созданы гос. органы и приняты первые правовые акты. Декрет о мире наряду с вполне конкретными предложениями о заключении мира между враждующими государствами, об опубликовании всех тайных дипломатических актов, об отказе от аннексий и контрибуций, провозглашал принципы долговременной внешней политики России - мирное сосуществование, право наций па самоопределение. Декрет о земле основывался на материалах прежних крестьянских наказов. Провозглашались многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное), конфискация помещичьих земель и имений, переходивших в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. Право частной собственности на землю отменялось. Производилась «социализация» земли. Запрещались применение наемного труда и аренда земли. Позже эти положения были закреплены в Декрете  «О социализации земли» в январе 1918 г.

Политические партии, не принимавшие участия в работе II съезда Советов, негативно отнеслись к начавшимся преобразованиям. Служащие госаппарата и банков под воздействием их агитации начали забастовку. Правые партии ушли в подполье, отдельные политические груп-пы прибегли к террору. Права и свободы граждан: Весной 1917 г. правительство принимает ряд правовых актов, значительно расширяющих демократические права и свободы граждан.  В марте - постановление  о товариществах, возникающих без особого разрешения правительственной власти. В апреле- Положение об упрошенной регистрации товариществ. Принимается постановление «О наказаниях за публичные призывы» к убийству, разбоям, грабежу и другим тяжким преступлениям. В постановлении о печати устанавливается наказание «за призывы к гражданской войне». Вместе с тем правительство отказалось от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении*. Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа- постановление «Об условиях досрочного освобождения заключенных».

2. Предпосылки образования СССР

Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.

Значение образования СССР

Финансовое и экономическое развитие 
Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства. 
Социальное и культурное значение 
Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности.  

Причины образования СССР

Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу. 
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.

Положительные и негативные стороны объединения республик.               
Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

 

3. 1917 – 1936

С победой Октябрьской революции высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов и в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). С образованием советских республик здесь также возникли аналогичные высшие органы государственной власти — съезды Советов и ЦИКи.

С объединением республик в единое союзное государство были созданы аналогичные общесоюзные органы власти — Всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР, в союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставалась соответствующие съезды Советов и ЦИКи. Такая структура просуществовала до принятия Конституции СССР 1936 г., когда вся система Советов была перестроена.

Конституция РСФСР 1918 г. называет съезд Советов высшей властью. Ведению съездов подлежали вопросы общегосударственного значения и все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. е. компетенция съездов ничем ограничена не была. Так, V Всероссийский съезд Советов (1918) утвердил первую советскую конституцию — Конституцию РСФСР; VII Всероссийский съезд Советов (1919) принял резолюцию «Об организации продовольственного дела в РСФСР» и «О Советском строительстве». VIII Всероссийский съезд Советов (1920) обсудил план электрификации России, утвердил положения о СНК и СТО и договор между РСФСР и УССР, принял решение о сокращении численности Красной Армии. IX Всероссийский съезд Советов '(1921) утвердил декрет СНК «Об электрификации», о сужении круга деятельности ВЧК, на X Всероссийском съезде Советов (1922) обсуждалось предложение о создании Союза Советских Социалистических Республик, были избраны делегаты на первый съезд Советов СССР, заслушаны доклады наркомов земледелия, просвещения, финансов. Устанавливалась при этом и исключительная компетенция съездов, к ней относились: выборы ВЦИК, ратификация мирных договоров, изменение Конституции.

Конституция РСФСР установила, что съезды Советов созываются по решению ВЦИК не реже двух раз в год, в дальнейшем, с 1921 г., было установлено, что они созываются один раз в год[2] . Кроме очередных съездов в случае необходимости мог быть созван чрезвычайный (внеочередной) съезд по решению ВЦИК или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения республики.

Конституция установила прямые выборы в сельские и городские Советы и многоступенчатые в высшие органы власти, т. е., когда делегаты на съезд избирались не прямо, а через своих делегатов (сначала избирались делегаты на волостной съезд Советов, делегаты волостного съезда Советов избирали делегатов на уездный съезд, последние — на губернский и т. д.). Выборы происходили путем открытого голосования, были максимально приближены к производству, в связи с чем избирательные участки большей частью были производственными, но создавались и территориальные (по территориальному признаку голосовало население, не охваченное производством). Этот порядок создавал препятствия к проникновению в органы власти враждебных элементов.

Еще одну важную особенность имели выборы — не вполне равное избирательное право у рабочих и у крестьян. У рабочих были некоторые избирательные преимущества перед крестьянством. Это объяснялось еще не изжитым влиянием контрреволюции на крестьянство. Для усиления руководящей роли рабочего класса Конституция 1918 г. закрепила некоторые избирательные преимущества рабочего класса: Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских съездов Советов из расчета 1 депутат на 25000 избирателей, губернских съездов Советов — из расчета 1 депутат на 125 000 жителей.

Объясняя это неравенство, В. И. Ленин на VIII съезде партии говорил: «...меры такого рода, как неравенство рабочих с крестьянами, Конституцией вовсе не предписываются. Конституция их записала после того, как они были введены в жизнь... Организация пролетариата шла гораздо быстрее, чем организация крестьянства, что делало рабочих опорой революции и давало им фактически преимущество. Дальше стоит задача: от этих преимуществ переходить постепенно к их уравнению».

Основные положения Конституции 1918 г. были закреплены и в Конституции союзного государства 1924 г.

Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР, в период между съездами — ЦИК СССР. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов специально не оговаривалась. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению относилось изменение Конституции СССР, выборы ЦИК СССР. Съезды Советов обсуждали работу Правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. На съездах обсуждались решения по таким принципиальным вопросам социалистического строительства, как проведение коллективизации, индустриализации, задания первой пятилетки, вскрывались недостатки в деятельности наркоматов, отмечались недочеты отдельных законов, что помогало совершенствованию государственного аппарата и советского законодательства.

Так как съезды Советов собирались периодически, необходим был постоянно действующий высший орган власти. Такими органами являлись Центральный Исполнительный комитет (ЦИК) СССР и ЦИКи республик[3] .

ВЦИК являлся не только законодательным, но и исполнительным и распорядительным органом. Он образовывал правительство, давал общее направление его деятельности, наблюдал за проведением в жизнь основ Конституции. Члены ВЦИК, участвуя в его заседаниях, в то же время работали в различных советских учреждениях и на предприятиях и тем самым вносили в его деятельность свой практический опыт и знания.

Компетенция Президиума слагалась из двух частей: во-первых, он был высшим органом власти в период между сессиями ВЦИК, во-вторых, он обладал правом отменять или утверждать распоряжения наркоматов и местных органов власти, разрешать конфликты и все вопросы между наркоматами и ведомствами, он следил за исполнением решений ВЦИК. Кроме того, у него была и специальная компетенция: он разрабатывал все материалы для съездов Советов к сессий ВЦИК.

Таким образом, советская представительная система явилась шагом вперед по сравнению с буржуазным парламентаризмом. Важнейшие отличительные стороны высших представительных учреждений государства социалистического типа следующие: это подлинно представительный характер парламентов социалистического типа, полновластие высших представительных органов[5] . Представительные учреждения социалистического государства — это работающие органы, они разрабатывают, принимают и контролируют исполнение закона, они устроены с учетом национального состава населения страны, деятельность представительных учреждении и их депутатов контролируется народом.

4.


Информация о работе Выход из международной изоляции