Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:55, реферат
5 декабря 2009 года истек срок действия Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), заключенного в 1991 году и вступившего в силу в 1994-м. В настоящее время ведутся переговоры по новому подобному договору, который должен прийти на смену СНВ-1.
В связи с этим уместно напомнить о некоторых фактах и событиях, предшествовавших подписанию этого документа.
Когда до американцев дошли сведения о запуске в СССР первого искусственного спутника Земли, а вслед за тем и первого космонавта, реакция, как официальных властей, так и научных кругов и, конечно, американской прессы была одинаково категорична: русские дурачат мир. Довольно долгое время Америка не желала верить историческому успеху русских.
Дальнейшие космические успехи американцев тоже задели за живое советские власти и весь советский народ, но никому в СССР даже в голову не пришло открыто и повсеместно называть американцев лжецами. Советские власти просто в той или иной мере замалчивали достижения США в космической области. Кроме того, сами советские власти никогда и ни в каких ситуациях, связанных с космосом, не занимались фальсификацией.
Вполне
естественно предположить, что именно
сами американцы, единственные в мире
засомневавшиеся в порядочности
космических исследователей, и являлись
в то время более всего
Одновременно
с созданием и развитием
Советский Союз неоднократно выступал с инициативами, направленными на свертывание гонки ядерных вооружений, включая предложения о запрете производства и ликвидации имеющихся запасов ядерного оружия, прекращении ядерных испытаний и многие другие. Надо сказать, что особого отклика у американской стороны наши предложения долгое время не получали. И все же под воздействием целого ряда обстоятельств начало 70-х гг. ознаменовалось тем, что СССР и США приступили к решению проблемы ограничения стратегических ядерных вооружений, и начали разработку международно-правовых договоренностей, направленных на предотвращение возможности возникновения ядерной войны между двумя самыми могущественными державами мира.
Основным побудительным обстоятельством явилось, прежде всего, осознание бесперспективности гонки вооружений. Появилось понимание того, что путем гонки вооружений безопасность не укрепляется и что в ядерной войне невозможно достичь победы, а также того, что получение односторонних преимуществ в области стратегических вооружений не отвечает интересам ни того, ни другого государства.
Можно считать, что начало процессу ограничения и сокращения вооружений было положено в 1963 г. Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой и, конечно, Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который был подписан в 1968 году, а его инициатором выступили СССР и США.
В ноябре 1969 года начались переговоры, а в сентябре 1971 года в Вашингтоне были подписаны два важных соглашения: "О мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США" и "О мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США". Обе стороны взяли на себя ряд обязательств в целях предотвращения случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, а также по надежному обеспечению бесперебойной прямой связи между правительствами СССР и США.
Все это расчистило пусть к достижению первых соглашений об ограничении стратегических вооружений. 26 мая 1972 г., после двух с половиной лет переговоров, в Москве подписываются Договор об ограничении систем ПРО и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ.
Договор по ПРО был одним из центральных, основополагающих соглашений в области ограничения стратегических вооружений. Именно он создавал условия для осуществления сокращений СНВ. Около 30 лет он служил этому делу, пока в декабре 2001 года США ни объявили о выходе из него.
Значение Временного соглашения состояло в том, что оно впервые поставило реальный барьер на пути наращивания стратегических вооружений. Соглашение замораживало количественный уровень советских и американских МБР и БРПЛ, и вместе с Договором по ПРО обеспечивало переход к дальнейшим переговорам.
Для содействия осуществлению целей и положений Договора ОСВ-1 была создана специальная Постоянная консультативная комиссия.
Поскольку срок Временного соглашения истекал в 1977 г., заблаговременно началась работа по подготовке нового договора - ОСВ-2. Но переговоры продвигались медленно, так как сильно было сопротивление американского ВПК, и произошла смена администрации в Белом доме. Только после рабочей встречи в ноябре 1974 г. во Владивостоке Л.И.Брежнева с президентом США Дж. Фордом переговоры получили ускорение. Была достигнута договоренность об основных параметрах нового долгосрочного соглашения, охватывавшего период до конца 1985 г. Соглашением предусматривалось для каждой стороны иметь не больше 2400 стратегических носителей, не больше 1320 межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Однако после владивостокской встречи минуло более четырех с половиной лет, прежде чем в июне 1979 г. в Вене был подписан Договор ОСВ-2 между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
По
количественным и качественным ограничениям,
по широте охвата ими видов и систем
стратегических вооружений Договор
ОСВ-2 шел значительно дальше соглашения
ОСВ-1. Если по ОСВ-1 ограничению были
подвергнуты только два из трех компонентов
стратегической "триады" - наземный
и морской, то по ОСВ-2 ограничения
распространялись и на воздушный
компонент, т.е. на тяжелые бомбардировщики
и их ракетное вооружение. Впервые
в процессе ограничения стратегических
наступательных вооружений Договор
ОСВ-2 устанавливал равный для обеих
сторон "потолок". СССР и США
обязались ограничить количество своих
пусковых установок для
Договор ОСВ-2 устанавливал также ряд ограничений на качественное совершенствование СНВ сторон. В частности, устанавливалось ограничение на количество боеголовок на баллистической ракете, допускалось создание только одного нового типа легких МБР, запрещались разработка и развертывание новых типов тяжелых МБР и БРПЛ, строительство новых ШПУ и др.
Однако
последовавшее затем
США также придерживались его положений до 1986 г., до того момента, когда в ходе реализации программы развертывания тяжелых бомбардировщиков с КРВБ был превышен предел на количество носителей с РГЧ ИН.
В
начале 80-х годов основное внимание
было уделено вопросу о средствах
средней дальности в Европе. Переговоры
об ограничении ядерного оружия в
Европе (ОЯВЕ) были начаты в октябре
1980 г. и возобновлены в 1981 г. Через 3 года,
23 ноября 1983 г., они были приостановлены
из-за кризиса в советско-
После затянувшейся паузы Советский Союз и США в ноябре 1984 г. объявили о готовности начать переговоры, которые охватывали бы вопросы стратегических наступательных вооружений, ядерных вооружений средней дальности и космических вооружений.
Итак, после затянувшейся с ноября 1984 г. паузы 12 марта 1985 г. в Женеве начинается первый раунд переговоров по ядерным и космическим вооружениям (сокращенно - ЯКВ). Переговоры эти шли непросто.
Итоги переговоров по ЯКВ: в декабре 1987 г. в Вашингтоне подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор по РСМД), в июле 1991 г. в Москве подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Достичь договоренности по космическим вооружениям не удалось.
Договор
по РСМД открыл новый этап в решении
проблемы ядерных вооружений - переход
от количественных и качественных ограничений
к полной ликвидации двух классов
ракет. В ходе реализации Договора по
РСМД ликвидировано в общей
В конце июля 1991 г. в Москве подписывается Договор СНВ-1. Можно смело утверждать, что по своему охвату, степени детализации, сложности решенных в нем проблем - это первый и последний Договор такого рода.
Контроль
за соблюдением обязательств по Договору
СНВ-1 включает использование НТСК;
14 различных видов инспекций; непрерывное
наблюдение на объектах по производству
мобильных МБР; обеспечение доступа
к телеметрической информации, передаваемой
с борта баллистических ракет
при их пусках, включая обмен магнитными
лентами с записанной телеметрической
информацией; меры доверия, способствующие
эффективности контроля. Для содействия
осуществлению целей и
Надо сказать, что в дальнейшем в переговорном процессе произошли важные сдвиги. Еще до вступления Договора СНВ-1 в силу, был подписан (в январе 1993 г.) Договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ, получивший наименование Договор СНВ-2. Этот Договор на девяносто процентов, если не более, базируется на положениях Договора СНВ-1, и потому он был подготовлен в предельно короткие сроки, примерно в течение полугода.
Достоинством этого Договора можно считать договоренность о реальном засчете вооружений на всех ТБ. Вместе с тем, его особенностями, а многие специалисты считали недостатками, были требования ликвидации МБР с РГЧ, а также полной ликвидации всех наших тяжелых МБР. Все это, как считалось, давало явные преимущества США. В конечном счете, Государственная Дума ратифицировала Договор СНВ-2, а Конгресс США до конца эту процедуру не довел (не был ратифицирован Протокол к Договору СНВ-2, подписанный 26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке, о продлении сроков сокращения вооружений). С выходом США из Договора по ПРО вопрос о введении в действие Договора СНВ-2 был окончательно снят.
С приходом в США к власти администрации Дж. Буша-младшего наметилось резкое изменение отношения американской стороны к выработке соглашений в области контроля над вооружением. Была провозглашена линия на осуществление сокращений вооружений в одностороннем порядке, без выработки юридически обязывающих документов, без соответствующего контроля. Совершенно очевидно, что такой подход, если бы он был принят, привел бы к разрушению переговорного процесса. Этого нельзя было допускать.
В таких условиях на свет и появился Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов России и США, который был подготовлен в рекордно короткие сроки и подписан 24 мая текущего года в Москве. Этот Договор сразу же вызвал острые дебаты. Сторонники Договора, видят предусмотренные в нем сокращения до уровня 1700-2200 развернутых боезарядов как шаг, направленный на дальнейшее укрепление стратегической стабильности. Считают достижением и то, что он носит юридически обязывающий характер. Противники Договора о СНП подчеркивают, что он по существу является лишь документом о намерениях. В нем не определен предмет договоренности, нет правил засчета ядерных боезарядов, процедур сокращения, положений о контроле. Сокращения по новому Договору должны завершиться в 2012 г. В то же время он сохраняет в силе Договор СНВ-1, срок действия которого истек в 2009 г.
Конечно, все эти вопросы справедливы. Но нельзя игнорировать того, что снижение уровня боезарядов на развернутых носителях с 6000 ед. (по Договору СНВ-1) до 1700-2200, это шаг, способствующий укреплению безопасности и стабильности.
В настоящее время в комиссиях Сената США проводятся слушания по данному Договору. Предварительные слушания идут и в Государственной Думе России. Анализ этих слушаний свидетельствует о том, что скорее всего московский Договор будет ратифицирован.