Город Ахетатона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Начнем с «Горизонта Атона». Этот город был построен в совершенно новом месте, где еще никогда не было никаких культов. Фараону нужна была новая столица, чтобы полностью оставить Фивы и подарить своему новому богу Атону новую «землю». Работы по строительству вскоре начались. Чтобы за несколько лет на пустом месте построить большой город, было не достаточно согнать туда большое количество людей. Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки требовались искусные мастера, которые и покрыли храм Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец — самое большое гражданское здание древнеегипетского зодчества.

Вложенные файлы: 1 файл

город аменхотепа4.docx

— 16.36 Кб (Скачать файл)

Город Ахетатона

Начнем с  «Горизонта Атона». Этот город был построен в совершенно новом

месте, где  еще никогда не было никаких культов. Фараону нужна была новая столица,

чтобы полностью  оставить Фивы и подарить своему новому богу Атону новую

«землю». Работы по строительству вскоре начались.

 Чтобы  за несколько лет на пустом  месте построить большой город,  было не 

достаточно  согнать туда большое количество людей. Простую рабочую силу можно 

было использовать при возведении зданий, но для их отделки требовались искусные

мастера, которые  и покрыли храм Атона резными изображениями и надписями. Рядом

с храмом, под  прямым углом к нему, располагался главный дворец — самое большое 

гражданское здание древнеегипетского зодчества. Его площадь составляла 700x300

метров, не считая смежных личных дворов и храма  царской семьи. Основная часть 

дворца, как  и храм Атона, была сделана из белого камня.

Возведённый город с храмами, дворцами, садами, парками, богатыми

кварталами  вельмож и прудами был объявлен «землёй бога Атона». В этом городе даже

тип древнеегипетского  храма стал совершенно другим —  все прежние храмы вели из

света во мрак культовой молельни, которая освещалась только светильниками у 

алтарей, теперь же все было наоборот.

Поскольку город  был возведён на месте, до того никем  не заселённом, вопрос

об ограниченности городской территории тогда не стоял. Поэтому для города были

характерны  широко раскинувшиеся дома усадебного типа. Планировка, как бедных, так 

и богатых  домов не отличалась разнообразием, более того, характерная особенность 

всех построек — однотипность их планов. Единственным существенным отличием

бедных домов  от богатых было то, что к бедным не пристраивали молельни,

хозяйственные службы и помещения для рабов.

В центре города находился большой дворец, по окраинам — загородные

дворцы, в  северной части города — дворец царицы Нефертити. В центральном

квартале  была канцелярия, от которой до нашего времени сохранились 

многочисленные  клинописные таблички — Тель-эль-Амарнский архив, в западной части — полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. В южной части

Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской

начальника  скульпторов Тутмоса были найдены  скульптуры Эхнатона и Нефертити.

Севернее  находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли

амбары, в  гористой части был царский некрополь. Рабочие некрополя жили в квартале

с узкими улицами  и тесными домами, окружённом высокой  стеной с одними воротами.

В окрестностях Ахетатона, на западном берегу Нила, были обнаружены 24

каменные  усыпальницы, большинство из которых  оставались недостроенными.

 Теперь  рассмотрим градостроительные особенности  Фив. 

Город Уасет, который в Библии упоминается под именем Но, греки называли

«стовратными Фивами». Знаменитая столица фараонов простиралась на правом берегу

Нила. Около  реки поднимались величественные храмы  бога Амона, за ними тянулись

дворцы фараонов и важных сановников и теснились  узкие, темные и прохладные

улицы. Шум  и движение жизни наполняли этот цветущий город.

Совсем другой вид имел город на левом берегу реки. Там тоже поднимались 

величественные  здания и храмы, но они стояли особняком, далеко один от другого, и 

окружены  были глиняными домиками. Все здесь  было тихо и торжественно. Если на

правом берегу Нила над городом стоял непрерывный  гул, то здесь царили тишина и 

неподвижность, нарушаемые лишь отправлением религиозных  культов. А между тем к 

этому берегу тоже причаливали тысячи барок и  длинные процессии двигались  по

долине к  горе. Но привозили эти барки умерших, и процессии шли за гробами. Это 

были другие Фивы — город мертвых. В этой Долине царей находятся 62 гробницы,

принадлежащие в основном фараонам. Все они давно  и хорошо изучены, но не все 

открыты для  посещения. Два великих храма  в Фивах — Корнак и Луксор, и оба были

посвящены богу солнца Амону-Ра.

И так, как  мы видим из двух этих описаний, это  были две великие столицы 

эпохи Нового царства, которые боролись между  собой за право власти и 

главенствующего города. Мы видим, что два этих города сильно отличаются друг от

друга. Если в «стовратных» Фивах было два больших храма, и они принадлежали богу

Амон-Ра, то в  Ахетатоне был всего один большой храм нового бога Атона - эти храмы

отличались  планировкой, а также и тем, что  если в Фивах были храмы и других богов 

Древнего  Египта, то уже в Ахетатоне кроме храма Атона не было ни единого храма

других богов. Даже жертвоприношение богу изменилось, в Фивах этим занимались

жрецы бога Амона, однако в Ахетатоне все обязанности жреца занимал сам фараон, как

это и было прописано в гимнах Атону.

Другое существенное отличие этих столиц – это искусство. С древних времен

Фивы были центром культурной жизни Древнего Египта и перед нами были

представлены  однотипные изображения, скульптуры и  многое другое, где фараон

изображался величественным, мужественным, сильным, с широкими плечами. Без 

единого намека на недостатки. Однако, совершенно другой вид перед нами предстает,

когда мы видим  искусство Ахетатона. Оно сильно отходит от всех канонов Древнего

Египта. Фараона  изображают слабым, болезненным человеком, с выступающими

ключицами и  вытянутой головой. Все это никак  не похоже на искусство Фив и вообще

полностью отходит  от древних традиций. Теперь даже не упоминались другие боги, все 

было посвещанно только одному богу – Атону.

Из этого  небольшого сравнения мы видим, что  Фивы и Ахетатон сильно

отличаются  и в искусстве и даже в самом  главном – планировке храмов богам. Однако

можно ли сказать, что Ахетатон был революционным городом и полностью отошел от

всех традиций «страны фараонов»? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Несмотря на все  свои новшества Ахетатон все-таки оставлял древние традиции

в своей жизни. Если посмотреть на планировку города она хоть и отличается, но все-

таки схожа  с Фивами. Те же самые улицы, дома и различные постройки. Даже, как  и в 

Фивах, здесь  есть «город мертвых» (24 усыпальницы  на западном берегу Нила).

Даже в  искусстве фараон-еретик хоть и пытался  вычеркнуть старых богов из

пантеона, на сам же деле он вычеркнул только ненавистного ему Амона, а все 

остальные боги слились с новым богом солнца Атоном. Однако не все. На многих

изображения учеными было выявлено, что бога Атона всегда сопровождала богиня

справедливости  Маат. А кое-где и бог мудрости Тот.

Можно сделать  вывод о том, что фараон Эхнатон  не был таким уж

революционером, каким многие его считают. Он внес в старую культуру новое, чем 

разнообразил  ее. Этим примером и служит Ахетатон – соединение старого и нового.

Однако, не смотря на то, что Ахетатон просуществовал не долго и был

разрушен, многие из новшеств были приняты новой династией  и возведены в жизнь и 

дальше. К  примеру, фараон XIX династии Рамсес II, так  же как и Эхнатон (хотя и не

пошел так  далеко как он) стал выполнять роль верховного жреца бога Амона –  Ра.

Также в искусстве  уже не изображали фараона как  «сына Ра» и божественного 

владыки, а  фараон принял черты земного владыки  Египта, этим примером служит

статуя Рамсеса II.

Ахетатон был сочетанием новаторских идей фараона Эхнатона и старых

традиций  Древнего Египта. И хотя он был разрушен, найденный учеными он не

престает  нас удивлять. Эпоха Амарны была одним из расцветов в искусстве Древнего

Египта.


Информация о работе Город Ахетатона