Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:38, курсовая работа
Предмет исследования-особенности правового и государственного развития Древнего Вавилона на основных этапах своего становления.
Цель работы – изучение процесса становления и развития древневавилонского государства, а также выявить особенности закрепления институтов права.
Для достижения заданной цели предлагается решить следующие задачи:
2.Социальная структура основных групп населения и их правовое положение (авилумов, мушкенумов, торговцев (тамкаров), воинов, жрецов,рабов
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов.
Рабы ("вардум") составляли низший
общественный слой. Кроме военнопленных
и покупных рабов, значительная часть
этого класса состояла из порабощенных
и ставших бесправными
Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина, над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.
Свободное население Вавилона, в
свою очередь, делилось на полноправных,
и неполноправных. Полноправные свободные
граждане ("авилум"-человек, муж) составляли
основную массу населения. В большинстве
своем они владели землей, несли
имущественные и личные повинности
в пользу государства. Полноправные
граждане, в свою очередь, не были однородным
сословием.. В царствование Хаммурапи
процесс расслоения сельской общины
зашел довольно далеко. Отдельные
зажиточные общинники становились
все более самостоятельными. Наряду
с ними появляются обедневшие общинники,
попадающие в долговую кабалу. Законы
Хаммуpanи свидетельствуют о
Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина: В случае пленения воина его можно было выкупить и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина получал его земельный надел.
Полноправным гражданам
Членовредительство, нанесенное "мужу",
каралось соответствующим
Наряду .с сословиями законы называют также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают "редум", "баирум", "декум", "лубуттум"; функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.
Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.
Низшие ступени
3. Государственный строй Вавилона. Дворцовая система управления.
Древневавилонское
царство представляло собой
Древневавилонские правители создали
отлаженный механизм управления. Достигнуто
это было путем личного внимания
ко всем, даже мельчайшим делам своего
государства. Поэтому в государстве
ценились умелые и опытные чиновники.
Служилая знать вытеснила родовую.
Все управление было сосредоточено
в царском дворце. Дворцовая система
управления отличалась тем , что лица,
управлявшие царским
В системе государственных
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.
Как материальная
сила армия Древнего Вавилона
сложилась не сразу, а
Отношения в армии
строились на строгой
Как и в
других странах Древнего
Подводя итог, можно отметить, что государственному строю Древнего Вавилона присущи как общие черты, свойственные всем государствам Древнего Востока, так и некоторые особенности.
4 Основные источники права
Древним источником права в государствах Двуречья был обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина.
Одним из наиболее
значительных этапов в развитии права
следует рассматривать
объединение Северного и Южного Двуречья в Вавилонское государство;
усовершенствование в масштабе всей Вавилонии ирригационной системы - реформа административного аппарата;упорядочение правосудия в стране.
4.1
Законы Хаммурапи – важнейший
памятник древневавилонского
Правление царя
Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано
созданием сборников законов. Хаммурапи,
придавая большое значение законодательной
деятельности, притупил к ней в
самом начале своего правления. Первая
кодификация была создана на втором
году правления; это был год, когда
царь «установил право стране». Данная
кодификация, к сожалению, не сохранилась,
а известные сегодня законы Хаммурапи
относятся к концу его
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.
Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.
Право собственности.
Во времена правления Хаммурапи
частная собственность достигла
высокого уровня развития. В Вавилоне
существовали различные виды земельной
собственности: были земли царские,
храмовые, общинные, частные. И царским
и храмовым хозяйством управлял царь,
и это был важнейший источник
дохода. Царская земля раздавалась
в пользование издольщикам. Значение
царского хозяйства было велико в
области торговли и обмена. Царствование
Хаммурапи отмечено интенсивным
развитием частной