Государства и право Древнего Вавилона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования-особенности правового и государственного развития Древнего Вавилона на основных этапах своего становления.

Цель работы – изучение процесса становления и развития древневавилонского государства, а также выявить особенности закрепления институтов права.
Для достижения заданной цели предлагается решить следующие задачи:

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2 .docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

 

 

2.Социальная структура основных групп населения и их правовое положение (авилумов, мушкенумов, торговцев (тамкаров), воинов, жрецов,рабов

 

Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление  общества прежде всего на свободных  и рабов.

Рабы ("вардум") составляли низший общественный слой. Кроме военнопленных  и покупных рабов, значительная часть  этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных (например, преступники и несостоятельные  должники). Рабы рассматривались законом  как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности  на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов  продают, закладывают. Повреждение  их здоровья или лишение их жизни  считается не более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому виновный обязан был возместить ущерб. Например, за лишение жизни  раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора  по вине последнего, за умерщвление  его бодливым быком господину  уплачивается треть мины; за повреждение  глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую за собой смерть раба,  половина его стоимости. Раб не имел права самовольно распоряжаться  чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший  раба и доставивший его господину  получал за услугу награду. Для обозначения  рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности  продать раба или отдать его в  обмен на другого.

Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось  частью собственности господина  и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина, над рабом. Лишь некоторые категории  рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие  детей от своих владельцев. Такие  дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в  рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику  позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободные.

Свободное население Вавилона, в  свою очередь, делилось на полноправных, и неполноправных. Полноправные свободные  граждане ("авилум"-человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве  своем они владели землей, несли  имущественные и личные повинности в пользу государства. Полноправные граждане, в свою очередь, не были однородным сословием.. В царствование Хаммурапи  процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные  зажиточные общинники становились  все более самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в долговую кабалу. Законы Хаммуpanи свидетельствуют о стремлении законодателя облегчить положение  этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным  владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать  это имущество. Авилум не мог стать  рабом-должником. Законы называют члена  семьи должника, отрабатывающего  долг в хозяйстве заимодателя, не "рабом", а заложником. Через  три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими  в долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется  стремлением сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.

Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них  за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником  его надела. Если после смерти оставался  малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность  вырастить будущего воина: В случае пленения воина его можно было выкупить и он сохранял свое право  на земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны  за это по приказу царя в любое  время выступить в поход. За отказ  следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина получал  его земельный надел.    

Полноправным гражданам противопоставлялись "мушкенум" (покорные). Вопрос о "мушкенум" в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение  этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение  мушкенума указывают статьи, определяющие наказание за преступление против него.

Членовредительство, нанесенное "мужу", каралось соответствующим членовредительством  виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к  мушкенуму, то виновный платил лишь штраф. За украденную у мушкенума вещь вор  платил 10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности  царя или храма, -30-кратный штраф. По одной из версий о происхождении "мушкенум", это - жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой -вольноотпущенники.

Наряду .с сословиями законы называют также профессиональные занятия  населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных  служащих законы упоминают "редум", "баирум", "декум", "лубуттум"; функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным  значением религии и храмов в  Вавилонии почетное положение среди  других профессий занимают храмовые служащие.

 

Довольно высокое положение  в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие  требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию.

 

Низшие ступени профессионально-служебной  лестницы занимают крупные купцы  и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров. В отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок), врачи получали плату.

 

 

 

3. Государственный строй Вавилона. Дворцовая система управления.

 

 

 

      Древневавилонское  царство представляло собой централизованное  государство. В руках царя была  сосредоточена законодательная,  исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть  не была сильной. Царь рассматривался  как наместник и служитель  бога на земле. Таким образом,  глава государства не был самостоятельным,  его деятельность направлялась  свыше, богом. Снизу царская  власть ограничивалась сильным  духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии  — Ниппур, Сиппар и Вавилон  — имели льготные грамоты,  ставившие их в привилегированное  положение. Царь не имел права  сажать в тюрьму граждан этих  городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых  хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности  прав городов выступали жрецы.

Древневавилонские правители создали  отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве  ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено  в царском дворце. Дворцовая система  управления отличалась тем , что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций  между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.

В системе государственных органов  управления различались центральные  и местные. Большими городами управляли  наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.

Судебные функции выполняли  чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и  храмовые суды все больше теряли свое значение.

 

        Как материальная  сила армия Древнего Вавилона  сложилась не сразу, а формировалась  вместе с развитием государства.  Первоначально большую часть  армии составляли отряды ополчения,  формировавшиеся по указу царя  общинами, и лишь незначительную  ее часть – вавилоняне, зависимые  от царя лично или храма.  Но с усилением власти монарха,  увеличением территории государства,  формированием огромного чиновничье  – бюрократического аппарата  потребовалась большая по численности,  хорошо организованная постоянная  армия. Воины в социальной структуре  общества повысили свой правовой  статус, выделились из общины  и находились на государственном  (царском) содержании.

     Отношения в армии  строились на строгой субординации  военных чинов, низовыми из  которых были сотник и десятник. Именно они являлись непосредственными  начальниками для рядового воина.  Видимо, сотники и десятники настолько  часто злоупотребляли своим должностным  положением, что Законы Хаммурапи  предписывали применять к ним  в подобных случаях высшую  меру наказания – смертную  казнь. Такая же ответственность  была предусмотрена для воина,  если он по приказу не выступил  «в царский поход», а вместо  себя послал наемника. Основную  часть армии составляли лучники,  помимо которых были тяжеловооруженная  пехота и отряды колесниц. Как  свидетельствует Вавилонская хроника,  помимо царского войска было  ещё войско наследника престола. Так, в 19-м году своего правления  царь Набопаласар созвал свое войско, и Навуходосонор, его старший сын, наследник престола также созвал свое войско, и они направились в горы страны. Покоряя население в результате военных походов, цари Вавилона в захваченных городах оставляли свои военные гарнизоны, а для управления присоединенной территорией назначали доверенных лиц по своему усмотрению.

        Как и в  других странах Древнего Востока,  армия вавилонии использовалась  не только для обороны государства  и ведения захватнических войн, но и для осуществления полицейских  функций. Полиции как особой  материальной силы, специально созданной  для охраны общественного порядка,  не существовало. Полицейские функции  осуществлялись в той или иной    мере   должностными   лицами   общего   управления  (правителями  областей, округов, старейшинами  общины и другими лицами). В  особых случаях – во время  восстаний – использовалась армия,  возглавляемая самим царем.

Подводя итог, можно отметить, что  государственному строю Древнего Вавилона присущи как общие черты, свойственные всем государствам Древнего Востока, так  и некоторые особенности.

 

4 Основные источники  права 

 

Древним источником права в государствах Двуречья был  обычай. Наряду с обычаем весьма рано появляется и другой источник права - закон. Известны законы городов  Ларсы, Эшнунны, Исина.

Одним из наиболее значительных этапов в развитии права  следует рассматривать появление  кодекса Хаммурапи. С именем Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры) связаны такие  крупные мероприятия в государстве, как:

объединение Северного и Южного Двуречья в  Вавилонское государство;

усовершенствование  в масштабе всей Вавилонии ирригационной  системы - реформа административного  аппарата;упорядочение правосудия в  стране.

 

4.1 Законы Хаммурапи – важнейший  памятник древневавилонского права.  Система кодекса Хаммурапи

Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной  деятельности, притупил к ней в  самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда  царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи  относятся к концу его царствования.

Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом  столбе. Наверху, на лицевой стороне  столба изображен царь, стоящий перед  богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается  на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи  объявляет, что боги передали ему  царство для того, «чтобы сильный  не притеснял слабого». Затем следует  перечисление благодеяний, которые  были оказаны Хаммурапи городам  своего государства. После введения размещены статьи законов, которые  в свою очередь заканчиваются  обстоятельным заключением. Всего  памятник насчитывает 282 статьи.

При составлении  сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские  судебники, новое законодательство.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты и  по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных  явлений жизни. Тексты составлены в  основном в казуистической форме. Нет  общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются  с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных  кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.

Своим законодательством  Хаммурапи пытался закрепить  общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать  мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник  законов, освящавший рабовладельческий  строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости  наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Право собственности. Во времена правления Хаммурапи  частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной  собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским  и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась  в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в  области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным  развитием частной собственности  на землю, чему в немалой степени  способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным  по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных  рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности  на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли  свободно продаваться, сдаваться в  аренду, передаваться по наследству, о  каких-либо ограничениях со стороны  общины источники не упоминают..

Информация о работе Государства и право Древнего Вавилона