Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:04, доклад
В истории любой страны есть личности, безусловно, известные каждому жителю. В России такой знаковой личностью является Петр I, названный Великим. В отличие от отца и деда, которые не обладали особенными дарованиями и силой воли, Петр, как и его сводная сестра Софья, отличались умом, энергией и честолюбием.
По сложившейся практике местные власти не имели права облагать население налогами и сборами без ведома Сената. Возникла система строго фиксированного государственного жалованья из бюджета. Бюджет не имел внешнего долга, но строился на такой эксплуатации населения, какой история России еще не знала. Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления — бунт стрельцов в Астрахани (1705— 1706), восстание казачества на Дону (под руководством Кондратия Булавина (1707—1708)), на Украине и в Поволжье были направлены лично против Петра I и даже не столько против преобразований, сколько против методов и средств их осуществления.
Политика государства
была направлена на просвещение общества,
реорганизацию системы
С 1 января 1700 г. в России было введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Христова и жила во втором тысячелетии.
Происходила коренная ломка
всех, традиционных представлений о
бытовом укладе жизни российского
общества. Царь в приказном порядке
ввел брадобритие, европейскую одежду,
обязательное ношение мундиров для
военных и гражданских
Основным направлением внешней политики России в эпоху Петра Великого стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война со Швецией (1700-1721), закончившаяся в 1721 г. принятием Ништадского мира. Территориальные приобретения России были значительны: Латвия, Эстония, побережье Финского залива, часть Карелии, ряд островов на Балтийском море. За приобретенные земли Россия выплатила 1,5 млн. рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции.
Восточное направление внешней политики также занимало немалое место в планах императора. В 1722–1723 гг. был совершен Персидский поход (в Закавказье), в результате которого получила западный берег Каспийского моря с городами Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение в Закавказье было невозможно из-за вступления в войну Турции. Каспийский поход сыграл положительную роль в деле укрепления дружественных связей и сотрудничества между народами России и Закавказья, в борьбе против Турецкой агрессии.
Оценивая петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции:
1. Созданное Петром
I новое государство не только
существенно повысило
2. По своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории.
3. Мощный отпечаток
наложили на них особенности
предшествующего развития
4. Опираясь на некоторые
тенденции, наметившиеся в XVII
веке в России, Петр I не только
развил их, но и за минимальный
исторический промежуток
5. Платой за эти
радикальные изменения явилось
дальнейшее укрепление
Несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I — немногий из царей, кто по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.
Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр I Великий — одна из наиболее ярких фигур в русской истории. Реформы неотделимы от личности Петра I — выдающегося полководца и государственного деятеля. Но какой ценой были достигнуты эти результаты? Многие исследователи считают, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.
В период правления Петра I неограниченная власть монарха впервые получила закрепление в светских и церковных законах. В Воинских артикулах (1716 г.) записано: «Его величество есть самовластный монарх», который «никому на свете о своих делах ответа давать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Петр I изменил понятие самодержавия на самовластие, он не понимал своей «христианской» ответственности и действовал именно самовластно. Но, создавая светское государство, свободное от Бога, Петр I в то же время пpeкpacнo понимал значение Бога в умах людей. В Духовном регламенте (1721 г.) он поспешил законодательно заручиться поддержкой Бога: «Монархов есть власть самодержавная, повиноваться которой сам Бог за совесть повелевает». В реальной действительности ограничение прав церкви и постоянное на нее давление сыграло важную роль в развитии абсолютизма власти. В октябре 1721 г. послушные Петру I Сенат и Синод торжественно преподнесли ему титул «императора» и «Отца Отечества» в связи с победой в Северной войне. Позднее в императорское достоинство была введена его жена Екатерина I.
Всю жизнь лихорадочно искал Петр I личность, подобную себе в делах преобразований, но так и не нашел ее запятнав себя убийством собственного сына, он в феврале 1722 г утвердил указ о престолонаследии. В указе утверждалось право Петра I самолично назначать наследника престола, не считаясь с родственными связями. Император умер, так и не назначив преемника, но в течение всего XVIII столетия своекорыстная борьба за трон опиралась на его указ.
При Петре I коренные преобразования произошли во всей системе органов государственной власти.
Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата.
В 1701 г. функции Боярской думы
были переданы Ближней канцелярии,
которая координировала всю работу
центральных органов
Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.
Структура сената включала присутствие
и канцелярию, Присутствие представляло
собой общее собрание сенаторов,
на котором обсуждались и
Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переименован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.
При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.
В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления.
К концу XVII в. в стране действовало сорок четыре приказа. Развитие рыночных отношений и экономики, ведение войн требовало укрупнения центральных органов, их большей функциональной принадлежности. К новым задачам попытались было приспособить приказы, затем к 1718 г была проведена коренная реформа, упразднены приказы и созданы коллегии.
Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, a на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии.
Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-контор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генералъным регламентом, объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок, работы учреждения.
В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием.
Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов.
Указом 1702 г. был отменен
институт губных старост, а их функции
были переданы воеводам. Отмечалось, что
воеводы должны были управлять делами
совместно с выборными
С 1708 г. вводилось новое
территориальное деление
Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.
К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд — провинция — губерния.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).
Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.
Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.
В 1718—1720 гг. была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г, после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.
Петр I пытался реализовать
свой идеал тоталитарного
В 1718 г должности полицмейстеров
были созданы во всех городах, им подчинялись
местная администрация и