Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:22, контрольная работа
Значительным событием в процессе политической консолидации по-
лянского межплеменного союза стало основание города
Киева, который, благодаря удачному географическому расположению,
быстро превратился в политический центр восточных
славян. Образованные вокруг него Полянское и Киевское
княжества объединили древлян и северян.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Правление Владимира Великого
Биография………………………………………………………………….4
1) Утверждение в Киеве……………………………………………………...5
2) Формирование государственной территории. Территориальное
Деление……………………………………………………………………..5
3) Христианство на Руси……………………………………………………..7
4) Реформы Владимира……………………………………………………….8
3. Правление Ярослава Мудрого
Биография…………………………………………………………………10
1) Защита границ государства………………………………………………11
2) Внешняя политика Ярослава……………………………………………..11
4. Вывод………………………………………………………………………….13
5. Литература…………………………………………………………………....14
6. Примечания…………………………………………………………………...14
Министерство образования и наук молодёжи и спорта Украины
Контрольная работа
По курсу История Украины
на тему: «Государственная деятельность князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого»
Выполнил:
Студент 1 курса
План работы:
Биография………………………………………………………
Деление……………………………………………………………
Биография………………………………………………………
Введение
До образования Древнерусского
государства у восточных
славян существовало 14 крупных племенных
объединений (дули-
бы, поляны, бужане, волыняне, северяне,
тиверцы, уличи
и др.). VI-VIII вв. - период эволюции славянских
союзов
племен в протодержавные образования
- племенные княжества,
среди которых выделялись объединения
дулебов и полян.
Аварское нашествие заметно ослабило
дулебов, что предоставило
преимущество полянам в южной части восточнославянского
этнического массива.
Значительным событием
в процессе политической консолидации
по-
лянского межплеменного союза стало основание
города
Киева, который, благодаря удачному географическому
расположению,
быстро превратился в политический центр
восточных
славян. Образованные вокруг него Полянское
и Киевское
княжества объединили древлян и северян.
Вследствие этого
в середине VIII - IX вв. в Среднем Поднепровье
сформировалось
государственное объединение – «Руська
Земля» (Киевская Русь).
Масштабность ее военных акций и амплитуда
внешнеполитической
активности впечатляющие - от участия
852-853 гг. в отражении
арабского наступления на Закавказье
до многочисленных знаменитых
походов на Византию. [1; c 44]
С давних времен в науке идут споры вокруг вопроса, каким был социально-экономический строй Древнерусского государства. Исследовано, что она в IX-Х вв. еще не знала сословного устройства, поэтому можно назвать первую русскую державу «надплемённой» (как указано выше). В этот исторический период власть не только отделилась от народа (один из признаков государственности), но и поднялась над самой племенной
3
верхушкой и стала наследоваться. Некоторые современные ученые дают удачное определение формы государственности Киевской Руси IX-Х вв. как дружинной, ведь властный слой состоял из верхушки княжеской дружины, длительное время образовывая примитивный административный аппарат. Эта форма государственности заканчивается на приходе к власти Владимира Святославовича.
На втором этапе (конец Х - середина XI в.) происходит возвышение Киевской Руси, завершается формирование ее территории, проводятся государственные реформы, закладывается русский кодекс правовых норм, активизируются международные контакты. [3]
Я же в своей работе опишу, как повлияла деятельность князей, в частности деятельность Владимира Великого и Ярослава Мудрого, в целом на государство. Именно при этих князьях произошёл расцвет Киевской Руси.
Владимир Святославич (Великий)
Немного биографии. Владимир I Святославич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — князь новгородский в 970 — 988 годах, киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси.
В крещении получил христианское имя Василий(см. примечание №1). Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю. [4]
4
Княжение Владимира Великого (980-1015) стало началом нового этапа в истории Киевской Руси - этапа подъема и расцвета. Владимир утвердился в Киеве в 980 г., уже имея немалый опыт государственного деятеля. Княжить он начал в Новгороде, из которого, однако, был изгнан старшим братом Ярополком. [4]
Лишенный владений, Владимир несколько лет скитался на чужбине. Годы изгнания не были для него бездейственными, потому вернулся на Русь Владимир с отрядами варягов. При их поддержке он не только отвоевал Новгород, но и завладел землями старших братьев, прихватив, кроме того, и Полоцк.
Много испытаний пришлось преодолеть Владимиру, пока он, по выражению летописца, «стал княжить в Киеве один» . [5]
Сев на великокняжеский стол, новый правитель проявил себя как авторитетный политик, мужественный воин, дальновидный реформатор, тонкий дипломат. Он будто олицетворял качественно новый уровень управления государством. Продолжая политику русских князей по сбору вокруг Киева славянских земель, Владимир военными походами 981-993 гг. на ятвягов, вятичей и хорватов завершил длительный процесс формирования
территории Киевского государства. Именно в это время окончательно определились и закрепились границы Руси, что в целом совпадали
с этническими рубежами восточных славян. [1, c 51].
Владения киевских князей - предшественников Владимира были достаточно условными.
5
Каждому из киевских обладателей приходилось прилагать недюжинные усилия, чтобы восстановить свою власть над непокорными племенными князьями. К стабильным владениям Святослава, какими значительными были его временные завоевания, принадлежали только Киев с окрестными землями, Древлянская территория и Новгород. Когда Владимир завладел Киевом, его власть распространялась на собственно эти земли, а также на земли только покоренных полочан.
Итак, он принялся последовательно присоединять к Киеву новые территории, не ограничиваясь установлением формального превосходства в виде выплаты дани.
Киевский обладатель искоренял на землях покоренных племен любые признаки местной родоплеменной власти, передавая их во владение своим сыновьям или чиновникам-посадникам. Подчиненные территории теряли племенные названия, вместо них постепенно начинали называть землями по главному городу: Киевская земля, Черниговская земля, Переяславская земля, Новгородская земля и т.п.
В 981 году Владимир завладел городами: Перемышль, Волынь, Июнь и Белз, а также к его владениям вошло и Закарпатье. Через северные территории киевский князь имел выход к Балтийскому морю.
НЕ ослабевал при том интерес Владимира и к южному направлению, ведь Византийская империя оставалась могущественным государством, а восточный кочевой мир был настолько близким, что пренебрегать им означало сознательно подвергаться опасности опустошения. Эти обстоятельства побудили киевского князя укрепить свои позиции на Таманском полуострове - в Тмутараканской земле, которую присоединил к Киевскому государству князь Святослав.
6
Тут нужно обратить внимание на то, что большие просторы государства Владимира свидетельствуют, что важную роль среди мероприятий князя играли военные походы. Летопись действительно приводит их немало, датируя, правда, преимущественно первыми годами Владимирова княжения.
Современные же исследователи склоняются к мнению, что тех походов должно было быть значительно больше и, очевидно, происходили они в течение всего правления князя Владимира. Однако за неимением других источников в исторической литературе приводятся основном даты, заверенные летописцем.
В течение владычества Владимир покорил огромные территории, установив границы своего государства вдоль Днестра, Западного Буга, Немана, Западной Двины на западе, междуречья Оки и Волги на востоке, Чудского, Ладожского и Онежского озер и Финского залива на севере, Причерноморья и Приазовья на юге. Учитывая территориальное деление и отмену местной племенной власти это уже была не «намріяна», а реальная империя - крупнейшее государство Европы того времени. [5]
Христианство стало официальной государственной религией на Руси с 988 г. после крещения Владимира Великого, которое состоялось в Херсонесе. Христианство, во-первых, укрепило международный авторитет Киевской Руси, во-вторых, вывело Русь в число передовых европейских стран, в-третьих, способствовало расширению экономических и культурных связей, в-четвертых, стимулировало развитие письменности, литературы, архитектуры, искусства, в-пятых, способствовало объединению населения
7
Киевской Руси под руководством единого князя, наместника Бога на земле.
Завершающий этап
формирования древнерусской государственности
требовал значительных общественных изменений,
направленных на
консолидацию страны. Именно поэтому Владимир
провел несколько реформ. Вхождение в
Киевскую Русь во времена Владимира основных
союзов древнерусских земель не означало
ликвидации их автономии. Огромные пространства
государства, слабость княжеского административного
аппарата делали власть племенных вождей
и князей на местах почти безграничной.
Пытаясь укрепить великокняжескую власть,
Владимир провел административную реформу,
суть которой заключалась в том, что земли
княжества, где правили зависимые от него
местные правители, передавались двенадцати
сыновьям князя, великокняжеским посадникам
и приближенным боярам. Вследствие излома
сепаратизма племенной верхушки на смену
родоплеменному разделению древнерусского
общества пришло территориальное деление,
что является одним из основных признаков
сложившейся государственности. Военная
реформа была направлена как на усиление
обороноспособности страны, так и на укрепление
личной власти
великого князя. Ее суть заключалась в ликвидации «племенных» военных объединений и слиянии военной системы с системой феодального землевладения. Владимир активно раздавал «мужам лучшим» земельные владения в приграничных районах Руси, обязывая их до военной службы. Эта реформа имела несколько важных последствий: она дала возможность надежно укрепить южные рубежи от набегов кочевников; сформировать боеспособное, преданное князю войско; создать новую, или младшую, знать, полностью зависимую от великого князя, которая стала своеобразным
8
противовесом местному боярству.
Религиозная реформа началась попыткой модернизировать язычество. Прекрасно понимая, что в централизованном государстве в религиозной сфере должен господствовать монотеизм, большой князь сначала пытался противопоставить культ верховного божества Перуна целым пантеоном богов покоренных племен. Однако старая языческая вера не способствовала процессу формирования новых общественных отношений, ее государственно-созидательный потенциал был явно недостаточным для такого большого и полиэтнического государства, как Киевская Русь. Именно поэтому в конце 80-х годов X века Владимир решает ввести христианство как государственную религию. Реформационное наследие великого князя содержит и внедрение нового свода законов устного обычного права, названного летописцем «Уставом земленим», который в дальнейшем лег в основу первого на Руси писаного собрания юридических норм - «Руська Правда» (1016). Несмотря на то, что Владимир был сильным и воинственным правителем, в отношениях с соседними государствами он опирался не только на силу оружия, а и на активные дипломатические контакты со многими государствами, постоянно применял традиционную для того времени практику династических браков. Сына Святополка он женил с дочерью польского короля Болеслава Храброго, а сын Ярослав стал зятем шведского короля Олафа Скотконунга. Многочисленные браки самого Владимира (летопись сообщает, что у князя было 5 официальных жен) тоже были направлены на улучшение дипломатических отношений, ведь каждая из жен невольно становилась гарантией, заложницей, а брак - своеобразной печатью заключенного им политического союза. После крещения Руси расширяются отношения с Византией, оживляются русско-немецкие контакты. В 1013 г. между Киевской Русью и Священной Римской империей было заключено соглашение. Налаживание в 90-х годах X в. Официальных связей с Римом заставляло Византию, которая не желала расширения сферы римского
9
влияния на Русь, относиться к русичам, как к равным.[1, c. 52-53]
Ярослав Мудрый
Информация о работе Государственная деятельность князей Владимира Великого и Ярослава Мудрого