Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:53, реферат
За сорок лет после принятия предыдущей Конституции 1936 года, во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года была принята Декларация: " Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР ". Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями.
1) личные права и свободы: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в частную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;
2) свободы человека и гражданина: право на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу мысли и слова, свободу совести, право свободного определения национальности, свободы в сфере экономики, политики и культуры;
3) права гражданина на
управление делами общества: право
избирать и быть избранным, участвовать
в референдуме, или отправлении
правосудия, право подачи заявлений
индивидуальных или
4) социально-экономические права: право частной собственности, в том числе и на землю, право на труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и жилище;
5) социально-культурные права: право на образование, государственную защиту материнства и детства;
6) юридические гарантии
прав и свобод личности и
гражданина –
7) юридические гарантии
личности от уголовного
Основное отличие системы прав и свобод, закрепленных новой Конституцией, от ранее действовавшей, состоит не столько в совокупности устанавливаемых прав и свобод, сколько в методах и гарантиях их реализации в конкретных отношениях. В частности, утрачены формы и способы участия населения в делах государства, характерные для социалистического общества, а также значительно снизился уровень гарантированности социально-экономических, культурных прав граждан, реализация которых связана с материальными затратами государства.
Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия. В ней отсутствует глава, посвященная основам избирательной системы в Российской Федерации, хотя она имелась в прежней Конституции. О референдуме из Конституции можно узнать только то, что он назначается Президентом Российской Федерации. Однако не определен ни круг вопросов, по которым можно проводить референдум, ни число голосов, необходимых для принятия позитивного решения по вопросу, вынесенному на референдум.
Конституционное умолчание относительно основополагающих вопросов реального народовластия позволило убрать из государственно-правовой практики такие действенные формы участия народа в управлении делами государства, как регулярные отчеты депутатов перед своими избирателями и отзыв депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей. Конституция также лишила народ права вносить проекты федеральных законов через федеральные общественные организации и политические партии. Народ лишен, и возможности действенно влиять на процесс досрочного прекращения полномочий федеральных органов, должностных лиц7.
Таким образом, по действующей Конституции реальная власть народа Российской Федерации фактически выражается в его праве избирать Президента РФ, депутатов Государственной Думы или принять участие во всероссийском референдуме. Дальнейшая деятельность избранных органов и должностных лиц от волеизъявления народа не зависит. Именно такая модель взаимодействия населения и государства характеризует западную демократию и теперь механически переносится на российскую почву.
В современных условиях все материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить себе материальное благополучие и достойную жизнь. Поэтому Конституция закрепляет ряд специальных мер по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев, категорий общества. В числе этих мер предусматривается:
1) борьба с безработицей;
2) установление минимального размера оплаты труда;
3) гарантированность
4) обеспечение бесплатной
медицинской помощи в
5) сохранение бесплатного
пользования библиотечными
Особое значение в современных условиях имеет государственная помощь малообеспеченным слоям, группам, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.
И, тем не менее, деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная политика государства не только не гарантирует достойной жизни, но и не удерживает значительную часть населения даже у черты бедности.
Как показывают исследования Госкомстата России, бедность значительно помолодела и переместилась в город. Из 50 тыс. семей, ежегодно обследуемых Госкомстатом, оказалось, что 64% наименее обеспеченных семей проживает в городе и 36% - на селе. До 1993 г. картина была принципиально иной: 67% малообеспеченных семей проживали на селе и 33% - в городе. Статистические органы не ведут учета численности людей, “получающих унизительно низкую заработную плату”. Однако по расчетам экономистов число работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, составляет примерно 10-15 млн. человек.
Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Уфа, Кемерово, Самара, Омск и др.
Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь полное оздоровление экономики России является необходимым условием и действенной гарантией достойной жизни и свободного развития человека, как это предписывается Конституцией.
Принятие Конституции
1993 года
Работа Конституционной
комиссии
Необходимость принятия
новой Конституции была осознана всеми
политическими силами
еще в ходе принятия Декларации о государственном
суверенитете от 12
июня 1990 г.
На 1 Съезде народных
депутатов была образована Конституционная
комиссия,
председателем которой
стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли
представители всех
республик, краев, областей, национальных
автономий
(102 человека). Поначалу
работа комиссии проходила довольно быстро
и уже
через четыре месяца
проект новой Конституции был не только
подготовлен,
но и опубликован для
всеобщего обсуждения. Пробудившиеся
общественные
круги стали выдвигать
один за другим альтернативные проекты
и различные
поправки к тексту.
Проект Конституционной комиссии рассматривался
на
пятом Съезде народных
депутатов, затем снова дорабатывался
и снова был
опубликован в печати.
Шестой Съезд народных депутатов одобрил
общую
концепцию конституционной
реформы. Верховному Совету и Конституционной
комиссии было поручено
после доработки внести проект на рассмотрение
очередного Съезда
народных депутатов.
Однако два последующих
Съезда оказались не в состоянии принять
Конституцию вследствие
острых противоречий между законодательной
и
исполнительной ветвями
власти. Седьмой съезд постановил вынести
основные
положения проекта
новой Конституции на всероссийский референдум,
но
восьмой Съезд отменил
это решение.
Возникшие разногласия
практически не затрагивали положений
о правах и
свободах человека
и гражданина, но приобрели острый характер
по ключевым
вопросам разделения
полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное
большинство Съезда
и Верховного Совета, осознав свои политические
интересы, твердо заняло
позицию недопущения сильной исполнительной
власти. Обстановку
развившегося глубокого экономического
кризиса
использовали левые
силы, все решительнее противодействуя
реформам и с
этой целью стремясь
любыми путями сохранить контроль законодательной
власти за всеми действия
ми Президента. Со своей стороны Президент
все
решительнее ставил
вопросы о необходимости укрепления исполнительной
власти, подчас даже
требуя пересмотра некоторых согласованных
положений
проекта. Работа Конституционной
комиссии постепенно заходила в тупик.
В мае 1993 г. проект Конституции,
одобренный Верховным Советом, был
опубликован. Он существенно
исправлял многие пороки старой Конституции,
содержал демократические
положения о правах и свободах человека
и
гражданина. Однако
в вопросах организации государственной
власти
доминировали прежние
подходы. Принцип разделения властей трактовался
в
сторону уменьшения
полномочий Президента и сохранялась
все та же
советская форма правления.
Выдвигая по политическим
соображениям идею парламентаризма, но
игнорируя отсутствие
для него условий в современной России,
авторы
проекта упорно утверждали
ведущую роль парламента в системе высших
органов государственной
власти. Явно в нарушение принципа разделения
властей Верховный
Совет наделялся «контрольными полномочиями»,
а также
правом принимать решения
по основным направлениям внутренней
и внешней
политики России. Верховный
Совет приобрел право не только принимать
федеральный бюджет,
но и контролировать его исполнение. Среди
членов
Правительства, которые
могли назначаться только президентом
исключительно с согласия
Верховного Совета, были не только Председатель
и его заместители,
но также министры экономики, финансов,
внутренних
дел, иностранных дел,
обороны, безопасности.
Проект ставил Президента
под контроль Верховного Совета, обязывая
его
представлять Верховному
Совету ежегодные доклады об осуществлении
внутренней и внешней
политики, выполнении федеральных программ.
Подчиненное Президенту
Правительство также обязывалось ежегодно
представлять отчет
Верховному Совету. Эти и ряд других положений
существенно ограничивали
права Президента и исполнительной власти,
закладывали своеобразную
«мину» под отношения двух властей.
Решившись на принятие
Конституции на основе своего проекта,
оппозиционное большинство
Верховного Совета назначило для этого
дату
созыва Съезда народных
депутатов и начало подготовку к его проведению.
В
самом Верховном Совете
откровенно поднимался вопрос об отрешении
Президента от власти,
что планировалось осуществить на предстоящем
Съезде. Это был открытый
вызов Президенту и очевидный поворот
к отказу
от проведения демократических
реформ. Оппозицию не остановило даже
то,
что в ходе референдума,
проведенного 25 апреля 1993 года, большинство
избирателей, принявших
в нем участие, поддержали легитимность
Президента.
Работа Конституционного
совещания
12 мая 1993 г. Президент
РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению
подготовки новой Конституции
Российской Федерации», согласно которому
для завершения подготовки
проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание.
Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718)
был определен состав
Конституционного совещания. Оно включало
представителей федеральных
органов государственной власти Российской
Федерации; органов
государственной власти республик в составе
РФ, краев,
областей, автономной
области, автономных округов, городов
Москвы и
Санкт-Петербурга;
местного самоуправления; политических
партий,
профсоюзных, молодежных,
иных общественных организаций, массовых
движений и религиозных
конфессий, товаропроизводителей и
предпринимателей.
Предусматривалось,
что в состав Конституционного совещания
также должны
войти народные депутаты
РФ члены Конституционной комиссии Съезда
народных депутатов,
Президента и Правительства, Конституционного
Суда,
Высшего арбитражного
суда, Генеральной прокуратуры РФ.
Таким образом, Конституционное
совещание было задумано как широкий
форум, сочетающий
представительство всех высших органов
государственной
власти, а также общественности.
Он таким фактически и получился, хотя
ряд приглашенных членов
Конституционной комиссии, народных депутатов,
а
также политических
партий участия в его работе не приняли.
24 июня 1993
г. Верховный Совет
отказался сотрудничать с Конституционным
совещанием
под предлогом причастность
к делам о коррупции некоторых его
координаторов и участников.
Президент внес на
обсуждение Совещания свой проект Конституции,
но
призвал участников
к выработке компромиссного текста на
базе этого
проекта и проекта
Конституционной комиссии. Многие положения
президентского проекта
были подвергнуты критике участниками
Конституционного
совещания. Например: за то, что проект
не содержал
характеристики Российского
государства как социального. В нем не
был
выдержан принцип равноправия
субъектов Российской Федерации – в Совете
Федерации 50 % всех
мест предполагалось предоставить республикам
и
национальным образованиям.
Президент по проекту обладал чрезмерными
правами по роспуску
Государственной Думы. Были и другие основания,
вызывавшие обоснованную
критику проекта.
Однако в отношении
механизма власти этот проект в целом
выдерживал
принцип разделения
властей и устанавливал определенный
баланс
законодательной и
исполнительной ветвей власти в рамках
республики
президентского типа.
В нем содержался ясный отказ от бесплодного
советского парламентаризма
в пользу сильной исполнительной власти.
Именно поэтому созванное
Верховным Советом в конце мая – начале
июня
совещание двух тысяч
депутатов Советов всех уровней полностью
отвергло
президентский проект,
а 4 июля, за день до созыва Конституционного
совещания, Верховный
Совет предложил свой порядок согласования
и
принятия проекта Конституции,
который снова ставил в центр всей работы
Конституционную комиссию.
Конституционное совещание
работало больше месяца. В его адрес поступило
более 50 тысяч замечаний
и предложений. В результате их обсуждения
в
первоначальный проект
было внесено свыше пятисот поправок,
около четырех
десятков принципиально
новых норм – фактически все статьи были
изменены.
В разработанной Совещанием
проект вошли многие статьи из проекта
Конституционной комиссии.
12 июля 1993 года проект был Совещанием
одобрен.
Развитие конституционного
кризиса
С осени 1993 г. конституционный
кризис вошел в новую фазу. И
законодательная, и
исполнительная власть имели свой проект
Конституции и
свое представление
о способе ее принятия. Достижение согласия
стало
невозможным, обе ветви
власти все чаще апеллировали к народу,
а паралич
власти усиливался.
21 сентября Президент
подписал Указ о поэтапной конституционной
реформе
в Российской Федерации
№ 1400, который, не прекращая действия
Конституции в части,
не противоречащей Указу, прерывал осуществление
законодательной, распорядительной
и контрольной функций Съезда народных
депутатов и Верховного
Совета. При этом отмечалось, что «безопасность
России и ее народов
– более высокая ценность, нежели формальное
следование противоречивым
нормам, созданным законодательной ветвью
власти». Полномочия
народных депутатов прекращались.
Указ временно, до принятия
Конституции, вводил в действие положения
о
федеральных органах
власти на переходный период, подготовленное
на
основе проекта Конституции,
одобренного Конституционным совещанием.
Выборы в Государственную
Думу были назначены на 11-12 декабря.
Приостанавливалась
деятельность Конституционного Суда.
По существу,
временно вводилось
президентское правление.
Конституционный кризис
немедленно перерос в конституционную
войну. В тот
же день Президиум
Верховного Совета, ссылаясь на ст. 121 Конституции,
объявил о немедленном
прекращении полномочий Президента РФ
Б.Н. Ельцина,
полномочия президента
были переданы вице-президенту А.В. Руцкому.
Верховный Совет оценил
действия Президента как государственный
переворот. Конституционный
Суд, признав Указ Президента
неконституционным,
высказался за отрешение Президента от
должности. Были
отстранены старые
и назначены новые руководители «силовых»
министерств,
а в Уголовный кодекс
введена статья, карающая (вплоть до смертной
казни)
за антиконституционную
деятельность, невыполнение решений высшего
органа
государственной власти
и воспрепятствование его деятельности.
Оппозиция
находила основания
для своих действий в Конституции, которую
сама же
приспособила к своим
интересам, а Президент опирался на поддержку
избирателей и субъектов
Федерации, полагая, что противоречивая
и
устаревшая Конституция
уже не может служить базой для разрешения
разногласий двух ветвей
власти. При таких подходах неудивительно,
что
каждая сторона конфликта
рассматривала действия другой стороны
как
мятеж, государственный
переворот. Конституционная законность,
таким
образом, была подорвана
с двух сторон и утратила свою нейтральность.
Попытки достичь согласия
не увенчались успехом, и кризис стал порождать
общественные беспорядки,
силовые действия. Сторонники Президента
организовали блокаду
Дома Советов, а сторонники Верховного
Совета
совершили попытку
захватить здание мэрии Москвы, один из
военных штабов
и телецентр «Останкино».
Это привело к вмешательству армии, несколько
танков обстреляли
здание Дома Советов. Погибло много людей.
В Москве
действовало чрезвычайное
положение, был приостановлен выпуск некоторых
газет.
Антипрезидентские
выступления были подавлены, но трагические
события
неизгладимой печатью
легли на молодую российскую государственность,
ясно
указав, к каким последствиям
могут приводить амбиции политиков, к
тому
же действующих в условиях
несовершенной конституционной системы.
После подавления выступлений
оппозиции президентское правление
осуществлялось безраздельно.
Президентом был издан Указ о правовом
регулировании в период
поэтапной конституционной реформы в
Российской
Федерации от 7 октября
1993 г., который подтвердил действие на
всей
территории России
законов и постановлений, принятых Верховным
Советом и
Съездом народных депутатов
до 21 сентября 1993 г. Было установлено, что
до начала работы Федерального
Собрания правовое регулирование по
вопросам, отнесенным
к компетенции Съезда и Верховного Совета,
осуществляется указами
Президента. Другим Указом констатировалась
невозможность деятельности
Конституционного Суда, в связи с чем
приостанавливался
созыв его заседаний до принятия новой
Конституции.
Председатель Конституционного
Суда сложил с себя полномочия, а
вице-президент, несмотря
на то, что он был избран вместе с Президентом,
был освобожден Президентом
от должности.
Президентом был принят
ряд других мер по реформированию
государственности.
Указом о реформе представительных органов
власти и
органов местного самоуправления
в Российской Федерации от 9 октября 1993
г. (№ 1617) были прекращены
полномочия Советов народных депутатов,
а
Указом от 27 октября
утверждены Основные положения о выборах
в
представительные
органы государственной власти в регионах.
Это означало
юридическую ликвидацию
советской власти в стране. Для решения
вопроса о
конституционной реформе
на 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное
голосование (референдум)
по проекту новой Конституции РФ, вступающей
в
силу в случае ее одобрения
с момента опубликования результатов
голосования (10 ноября
проект был опубликован).
Конституционный кризис,
развивавшийся на протяжении почти года,
так и не
нашел своего конституционного
разрешения. Это был не только
конституционный, но
и политический кризис, в котором отражалась
резкая
поляризация интересов
различных сил по коренным вопросам развития
России. Он серьезно
расшатал основы российского федерализма
и
государственности
в целом. Трагическое завершение кризиса
заставило
граждан и власти всех
уровней еще острее осознать невозможность
строительства нового
общества в рамках старой государственности.
Принятие новой Конституции
стало не просто желательным, но и остро
необходимым.
1.4 Референдум и выборы
12 декабря 1993 года
Возникший в стране
конституционный «вакуум» (хотя формально
старая
Конституция полностью
не прекратила своего действия) и отсутствие
высшего представительного
органа могли быть заполнены только
президентской властью.
Однако этой легитимности было недостаточно
для
введения в действие
новой Конституции, несмотря на то, что
ее проект был
разработан с соблюдением
демократической процедуры. Оставалось
обратиться к прямому
волеизъявлению народа, использовать
такую форму
непосредственного
выражения его суверенитета, как референдум.
Особенность референдума,
проведенного 12 декабря 1993 года, состояла
в
том, что одновременно
с принятием новой Конституции проходили
выборы в
Федеральное Собрание,
предусмотренное еще не принятой Конституцией.
Однако, возможность
того, что проект может быть не принят
избирателями,
была учтена Президентом,
который ранее (21 сентября) издал Положение
о
федеральных органах
власти на переходный период. Следовательно,
для
выборов в Федеральное
Собрание существовала правовая база.
Таким же
путем (Указы об уточнении
Положений о выборах депутатов Государственной
Думы и Совета Федерации
в 1993 г.) было установлено, что выборы
считаются состоявшимися,
если число действительных бюллетеней
составит
не менее 25 % от числа
зарегистрированных избирателей.
Избирательная кампания
1993 г. проходила в сложный период – трагический
финал конституционного
кризиса наложил отпечаток на всю политическую
жизнь. Однако, не смотря
на многие опасения оппозиции, не было
никаких
признаков президентской
диктатуры или авторитарного правления.
Все
оппозиционные партии
получили право на ведение избирательной
кампании и
участие в выборах,
постепенно возобновили выпуск изданий
антипрезидентские
по своей направленности средства массовой
информации.
Политический режим
сохранял прежний демократический характер,
общество
осознавало необходимость
политической стабильности и создания
прочной
конституционной законности.
Во всенародном голосовании
по проекту новой Конституции приняли
участие
58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных
избирателей, или 54, 8 %.
За принятие Конституции
проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей,
или 58, 4 % избирателей,
принявших участие в голосовании. Это
означало,
что Конституция принята.
Одновременно в ходе
выборов в Федеральное Собрание были избраны
почти
все депутаты Государственной
Думы и Совета Федерации. О желании
выдвинуть кандидатов
в депутаты Государственной Думы по общефедеральному
округу первоначально
объявили 35 общественных объединений,
на
регистрацию были представлены
списки 21 избирательного объединения,
а
зарегистрировано
13. Остальные не смогли набрать необходимого
количества
подписей избирателей
и не были, в соответствии с Положением
о выборах
включены в бюллетень
для голосования.
В соответствие с результатами
голосования по общефедеральному
избирательному округу
и по одномандатным избирательным округам
места в
Государственной Думе
получили кандидаты от восьми крупнейших
партий и
объединений «Выбор
России», Либерально-демократическая
партия России,
Аграрная партия России,
Блок «ЯБЛоко», Демократическая партия
России,
Партия российского
единства и согласия, Коммунистическая
партия
Российской Федерации,
политическое движение «Женщины России».
Впоследствии на их
базе в Думе было создано еще четыре фракции.
171 депутат от 86 двухмандатных
избирательных округов был избран в
Совет Федерации.
Это были первые демократические
выборы в России, они способствовали
установлению новой
структуры конституционной власти.
2. Принцип разделения
властей в Конституции РФ 1993 г.
2.1 Разделение властей
Конституция Российской
Федерации 1993 года закрепила разделение
властей
в главе об основах
конституционного строя (статья 10). Принцип
гласит:
государственная власть
в Российской Федерации осуществляется
на основе
разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны. Итак,
Россия восприняла
принцип разделения властей как условие
построения
демократического
республиканского строя, правового государства.
Принятие новой российской
Конституции означает, что из двух наиболее
распространенных
форм демократического правления — президентской
и
парламентарной республик
— в России сделан выбор в пользу президентской
республики.
2.2 Президент и его
полномочия по Конституции РФ 1993 г.
Президент Российской
Федерации, будучи главой государства,
является
верховным представителем
Российской Федерации и внутри страны,
и в
международной жизни.
На него возложены выполнения задач, связанных
с
гарантией осуществления
Конституции, прав и свобод, охраной
суверенитета, независимости
и целостности государства. В этих условиях
он наделен необходимыми
полномочиями и прерогативами.
Но государственную
работу вершит не один Президент. Ее осуществляют
все
ветви власти, каждая
из которых действует в пределах своего
ведения и
свойственными ей методами.
Президент должен обеспечить координацию
и
согласованность деятельности
всех органов власти.
Президент Российской
Федерации участвует в осуществлении
верховного
представительства
страны. Это право вытекает из того, что
его избирают
путем прямых выборов.
Одно и то же лицо не может занимать должность
президента два срока
подряд.
В сфере взаимодействия
с парламентом Президенту РФ принадлежат
весьма
значительные полномочия.
Он назначает выборы в Государственную
Думу и
распускает ее в случаях,
предусмотренных Конституцией, пользуется
правом
законодательной инициативы,
может вернуть одобренный парламентом
законопроект для повторного
обсуждения (отлагательное вето), подписывает
и обнародует законы.
Таким образом, Президент России может
оказывать
весьма активное воздействие
на работу парламента. Однако он не подменяет
его. Он не может принимать
законы. А издаваемые Президентом нормативные
акты не должны противоречить
Конституции и основным законам.
Президент РФ обладает
довольно широкими полномочиями в сфере
государственного
управления. Он назначает Председателя
Правительства и
по его представлению
заместителей председателя и федеральных
министров,
принимает решение
об отставки правительства. Для ограничения
Президентского влияния
на Правительство введен ряд запретов.
Прежде всего Председатель
Правительства РФ назначается Президентом
с
согласия Государственной
Думы. Однако если Государственная Дума
трижды
отвергнет кандидатуру
Председателя Правительства, то Президент
вправе
сам его назначить
и при этом распустить Государственную
Думу и объявить
о новых выборах.
Так, если государственная
дума распущена, то новые выборы должны
быть
назначены в такие
сроки, чтобы Государственная Дума нового
созыва
собралась на новое
заседания не позднее чем через четыре
месяца после
роспуска. Значит период,
в течение которого может отсутствовать
парламентский контроль
над Правительством, ограничен. Поскольку,
по
Конституции, Государственная
Дума может выразить недоверие
Правительству, то
тем самым исход выборов предрешает судьбу
Правительства. Сам
Президент может не согласится с Государственной
Думой
и не отправлять после
выражения ей недоверия в отставку. Для
того, чтобы
решение о недоверии
возымело должный эффект, оно должно быть
подтверждено Государственной
Думой по истечению трех месяцев. В случае
если имел место досрочный
роспуск Государственной Думы, Президент
не
может в течение года
после выборов вновь распустить палату.
Следовательно, остается
только один выход — отставка Правительства.
Механизм, заложенный
в Конституции Российской Федерации для
разрешения
возможного конфликта
между законодательной и исполнительной
властями,
отличается большой
сложностью. Президент — арбитр в споре
между властями
— может, во всяком
случае теоретически, осуществлять в течение
нескольких месяцев
управление страной посредством Правительства,
не
пользующегося поддержкой
Государственной Думы. После выборов Президенту
так или иначе придется
считаться с результатами выборов. Тем
не менее,
следует признать,
что глава государства обладает большими
возможностями
для воздействия на
законодательную и исполнительную власти.
Он не просто
арбитр, следящий за
всеми ветвями власти, он сам участвует
в
деятельности всех
государственных органов.
Полномочия Президента.
Президент Российской Федерации определяет
основные направления
внутренней и внешней политики государства,
он
является Верховным
Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет
руководство внешней
политикой, в случае угрозы агрессии вводит
военное
положение, а при иных
особых обстоятельствах - чрезвычайное
положение.
Он решает вопросы
гражданства, представляет кандидатуры
для назначения
на высшие государственные
должности (например, Председателя Центробанка,
судей Конституционного,
Верховного и Высшего Арбитражного Судов,
Генерального прокурора
Российской Федерации и др.). Он формирует
Совет
Безопасности и Администрацию
Президента, назначает полномочных
представителей Российской
Федерации, высшее командование Вооруженных
сил.
В России не предусмотрена
парламентская ответственность главы
государства. Это значит,
что парламент не может заставить Президента
уйти в отставку. Но
это не значит, что глава государства свободен
от
следования предписаниям
Конституции и законов. Если его деятельность
приобретает противоправный
характер, вступает в действие специальный
механизм ответственности
(импичмент). Президент Российской Федерации
может быть привлечен
к ответственности только в случае государственной
измены или совершения
иного тяжкого преступления. Наличие признаков
такого преступления
должно быть подтверждено Верховным судом
РФ. После
выдвижения обвинения
следует довольно сложная процедура выражения
импичмента.
2.3 Законодательная
власть по Конституции РФ 1993 г.
Парламент Российской
Федерации — Федеральное собрание — состоит
из двух
палат. Это Государственная
Дума, депутаты которой избираются населением
страны путем всеобщих,
равных и прямых выборов (450 депутатов),
и Совет
Федерации, который
выбирается путем косвенных выборов и
включает
представителей субъектов
Федерации (по два от каждого субъекта).
Государственная Дума
единственный законодательный орган страны.
Депутаты
Государственной Думы
работают на профессиональной основе.
Депутаты
Федерального Собрания
обладают неприкосновенностью в течение
всего
депутатского срока.
Федеральное Собрание постоянно действующий
орган.
В ст. 102 и 103 Конституции
перечислены основные направления
деятельности Федерального
Собрания. В этих статьях проявляется
принцип
сдержек и противовесов
президенту и правительству. Так, например,
без
согласия Федерального
Собрания не могут быть назначены на свои
должности
судьи высшего звена,
Председатель Правительства и т.д.
Федеральное Собрание
рассматривает все вопросы связанные
с основной
экономической деятельностью
правительства: федеральный бюджет;
федеральный сбор налогов
и т.д.
2.4 Исполнительная
власть по Конституции РФ 1993 г.
«Исполнительную власть
Российской Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации»,
— гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.
Председатель Правительства
РФ назначается Президентом России с согласия
Думы. Председатель
Правительства предлагает кандидатуры
Президенту на
должности его заместителей
и федеральных министров.
Правительство Российской
Федерации обладает широкими полномочиями
по
осуществлению внутренней
и внешней политики государства. Статья
114
Конституции перечисляет
полномочия Правительства.
Правительством Российской
Федерации осуществляется разработка
государственного
бюджета, проведение финансовой, социальной
и
экономической политики.
Осуществляет меры по обороне страны и
защите
прав населения.
2.5 Судебная власть
по Конституции РФ 1993 г.
По Конституции РФ
судебная власть является трехзвенной.
Высшими
судебными органами
являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный
Суд,
Конституционный Суд.
Верховный суд является
высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным
и иным делам .
Высший Арбитражный
Суд РФ является высшим судебным органом
по разрешению
экономических споров.
Конституционный Суд
призван осуществлять контроль за всеми
государственными
органами в РФ. О соответствии Конституции
издаваемых
нормативных актах,
заключаемых международных договоров.
Также
Конституционный Суд
решает споры между федеральными органами
государственной власти
России и органами государственной власти
субъектов Российской
Федерации.
О проблемах Конституции
РФ 1993 г.
3.1 Этапы реформирования
и изменения Конституции РФ 1993 г.
В последнее время
проводится много симпозиумов и круглых
столов, в том
числе в государственных
учреждениях высокого уровня и с участием
очень
известных политических
деятелей, где так или иначе затрагиваются
вопросы
реформы Конституции.
Однако выступления, в том числе в печати,
в
основном сводятся
к переделу власти, к изменениям взаимоотношений
президента, парламента
и правительства. При всей важности они
имеют
все-таки частный характер
в общей модели новой конституции. Между
тем,
приступая к решению
отдельных вопросов, важно определить
общую
концепцию, "каркас",
основные параметры общества, государства,
положения
коллективов, личности,
которые будут присущи России в третьем
тысячелетии. Любые
содержательные (не редакционные) изменения
конституции эффективны,
если они осуществляются в рамках заранее
продуманной и обоснованной
концепции, если известны границы, которыми
следует руководствоваться
даже при частичных поправках. Ломать
и строить
кусками тоже, конечно,
можно, если нет иного пути (а все предлагаемые
в
устных и письменных
дискуссиях изменения исходят именно
из того, что
можно трогать только
Ш-VIII главы Конституции), но в этом случае
нужна
общая концепция основ
конституционного регулирования общества,
государства, коллектива
и положения личности, человека и гражданина.
Вряд ли можно сразу
внести все необходимые изменения и тем
более принять
новую конституцию.
Необходима длительная подготовительная
работа. В
некоторых постсоциалистических
странах новейшие конституции
разрабатывались пять-семь
лет (Польша, Украина). Однако, во-первых,
уже
сейчас есть правовые
основания для изменения большинства
глав
Конституции РФ, а во-вторых,
определяя перспективу, можно выделить
несколько этапов изменений,
идя к цели шаг за шагом. В результате,
когда
потребуется новый
текст Конституции РФ или будет необходимо
внести
изменения в I, II, IX главы,
сделать это будет гораздо легче.
Представляется, что
можно было бы выделить три этапа реформы
(если
изменения будут действительно
вноситься в конституцию) или три этапа
подготовки отработанных
блоков норм, согласованных с большинством
политических сил и
готовых к внесению в текст, когда это
позволят
условия. Этапы имеют
в основном предметный, а не хронологический
характер, могут перекрещиваться
во времени, но и хронология может
использоваться как
ориентир и организующее начало.
3.2 Конституционные
принципы экономической системы
В современных условиях
господствуют концепции не рыночного
общества и
даже не рыночной экономики,
а социально ориентированной экономики,
связанной с государственным
вмешательством в дела реального (а не
абстрактного "гражданского")
общества. В развитых странах сложилась
экономика "трех
третей", в основе которой лежит собственность
государства, коллективов
(акционерные общества и даже так называемые
народные предприятия,
которые широко распространены в Скандинавии,
есть
они и в США, и даже
в России), наконец, типичная частная собственность.
Однако социально ориентированная
экономика вовсе не означает
иждивенчества гражданина.
Нет в росиской Конституции нового подхода
к
частной собственности,
который присутствует уже с 1919 года (Веймарская
Конституция в Германии)
во всех новейших конституциях (Италия
1947 г.,
Испания 1978 г. и др.).
Положения французской Декларации прав
человека и
гражданина 1789 года
о "священной и неприкосновенной"
частной
собственности, которые
на Конституционном совещании 1993 года
пытались
включить в проект
некоторые российские цивилисты, не прошли
(в том числе
благодаря письменным
заключениям покойного академика Д. Лихачева),
но не
были включены также
и нормы о социальной роли частной собственности,
о
том, что всякая собственность
должна сообразовываться с общественными
интересами, а частная
деятельность должна координироваться
в
общественных целях
(Испания).
Существуют также положения
о государственном планировании. Идея
и
практика тоталитарного
планирования взяты на вооружение в
демократических странах
(во Франции есть и закон о планировании,
а
пятилетние планы принимаются
в Великобритании, Индии, Японии, других
странах), но сами планы
подверглись коренному изменению: это
не
директивное, а индикативное,
ориентирующее планирование. В российской
Конституции таких
положений нет, хотя идея перспективного
планирования
развития экономики
- заслуга нашей страны. Некоторые из названных
выше
положений о новом
характере планирования внесены в 90-х
годах в качестве
поправок в китайскую
Конституцию 1982 года. В России из-за существующих
запретительных норм
до Конституционного собрания этого сделать
нельзя.
3.3 Взаимодействие
парламента, правительства и главы государства
Из всей проблематики
государственности в узких рамках статьи
мы
рассмотрим только
этот и лишь частично вопрос, который особенно
актуален
для лиц, прикосновенных
к власти, и наряду с федерализмом и местным
самоуправлением вызывает
острейшие споры в обществе. Проблема
взаимоотношения основных
органов государства в свою очередь имеет
множество аспектов,
которые в российской Конституции даже
не обозначены
(например, делегированное
законодательство или регламентарная
власть
исполнительных органов).
Это важнейшие практические вопросы, от
решения
которых просто так
уйти нельзя, если мы действительно хотим
жить в
правовом государстве.
Изменения во взаимоотношениях
президента, парламента и правительства
в
современных условиях
связаны прежде всего с развивающейся
тенденцией
создания гибридных
и смешанных форм правления и
территориально-политического
устройства. Первое находит свое выражение
в
образовании полупрезидентских,
полупарламентарных (в отличие от
президентских и парламентарных)
форм правления, а также во внедрении
элементов парламентаризма
в президентскую республику и президенциализма
- в парламентарную;
второе - в создании новых форм федерации
(некоторые
из них рассматриваются
как состоящие из трех элементов - самого
союза,
субъектов и их подразделений),
своеобразных автономных образований
и
регионального или
ре-гионалистского государства (последних
в мире всего
пять - Италия, Испания,
ЮАР и др.), которое является промежуточной
формой между унитаризмом
и федерализмом; наконец, в создании форм,
сочетающих элементы
унии, федерализма и конфедерации (достаточно
указать
лишь на развитие объединительных
процессов России и Белоруссии). Все это
зачастую требует в
науке новых подходов и новых классификаций,
а
последние должны найти
свое отражение в конституционных формулировках.
В наше время требуется
высокая квалификация в сфере управления
государствам. Оно
все более переходит к специалистам, в
том числе путем
тщательной проработки
проектов предлагаемых законов и иных
решений, но
наряду со специализацией
управления расширяется парламентский
контроль
по вопросам наиболее
общего характера, Парламентский контроль
(особенно
со стороны нижней
палаты) по вопросам управления существует
при любой
форме правления, неодинаковы
лишь способы контроля. Заявления о том,
что
Государственная Дума
не имеет контроля в отношении правительства
в
России, ошибочны. Всякий
парламент имеет право контроля в отношении
администрации, и он
расширяется по наиболее общим вопросам.
Все эти
новые тенденции необходимо
учесть в российской Конституции, если
мы
хотим, чтобы она соответствовала
мировым стандартам.
В современном конституционном
праве расширяется объект конституционного
регулирования. В конституционную
материю включаются вопросы, имеющие
первостепенное значение
для общества, например о вооруженных
силах,
государственных финансах.
Известно, что и в России вопросы об
использовании армии,
о государственных займах и их пределах
и т.д.
являются принципиальными.
Есть много и других
проблем. Мы коснулись в статье только
некоторых
наиболее общих вопросов.
Их необходимо обсуждать и решать коллективно,
готовя научный задел
для будущей российской Конституции.
Уход Президента Б.
Ельцина в отставку 31 декабря 1999 года создает
более
благоприятные возможности
для реформы Конституции, связанной с
его
именем.
Литература
Государство и право
№ 6 2000 г. стр. 5-12, автор В.Е. Чиркин
Конституционное право
РФ М.В. Баглай Москва – «норма» 1998 г. стр.
82-92.
Конституция РФ комментарий
Б.Н. Топорнина Моква – «Юридическая
литература» 1998 г.
Ефремов В.И. Хронология
бытия Конституций, 2001 г., стр. 06-10, 28-31
http://xreferat.ru/22/7447-2-
http://ua.coolreferat.com/%D0%
http://www.be5.biz/pravo/ipda/
Информация о работе Государственное управление в1962-1985. Конституция СССР 1977