Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:02, курсовая работа
Для характеристики территориальной организации государства в связи с осуществлением государственной власти, ее связей с территориальной группи¬ровкой населения в юридической литературе долгое время употреблялся, да сейчас используется термин "государственное устройство". Он применяется в неодинаковых значениях в обыденной речи, в политической литературе, в юри¬дических исследованиях. В первых двух случаях он употреблялся в широком значении, то есть как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся госу¬дарственного строя и целом, устройства всего государства; социально-экономических и политических основ государства, основ правового статуса его граждан, территориальное устройство государства, организации и деятельности государственных органов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………. 5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ
СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………. 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………… 27
ГЛАВА 4. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ -
КАК ФОРМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ………………………………………….. 35
ГЛАВА 5. СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ……………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………54
Важным моментом в развитии Белорусской государственности стало принятие Конституции БССР в 1927 и 1937 годах; расширения до 1940 года территории республики в составе Союза; тяжелейшие годы войны, в которой Беларусь оказалась самой пострадавшей республикой; послевоенный период становления и развития народного хозяйства.
26 июня 1945 года БССР подписала Устав ООН. Однако даже в это время, Беларусь не имела некоторых атрибутов суверенитета:
- таможни;
- национальной валюты;
- международных связей на уровне посольств;
- исполнительная власть не обладала всей полнотой государственной власти.
В рамках СССР существовали достаточно гибкие системы воздействия на БССР:
- Президиум Верховного Совета БССР, издавая нормативные акты, ссылался на соответствующие документы Президиума Верховного Совета СССР;
- Президиум Верховного Совета СССР своими указами утверждал вопросы государственного строительства, разработанные в Верховном Совете СССР;
- Президиум Верховного Совета БССР выходил в Президиум Верховного Совета СССР с предложениями по вопросам компетенции Союза.
Таким образом, процесс становления белорусской национальной государственности был исключительно трудным и драматичным. Специфическое географическое положение Беларуси, переплетение исторических судеб белорусов с другими народами, прежде всего, русским, польским, литовским, другие особенности обуславливали то обстоятельство, что в ней находило место отчетливо выраженное противостояние как великорусскому, так и великопольскому шовинизму. Разумеется, реальность осуществления идеи белорусской государственности в форме советской республики никто отрицать не может, однако при этом не следует забывать, что уже в начале 30-х годов о наличии действительного суверенитета БССР говорить не приходится. К тому времени СССР в силу самой логики развития административно-командной системы и монополии большевиков на власть из федерации превратился, по своей сути, в унитарное и тоталитарное государство5
А посему, опыт пройденного нашим народом исторического пути показывает: выход только в одном - в укреплении и защите собственного суверенитета. в последовательном проведении самостоятельной политики, выражающей интересы своего народа.
Необратимый ход исторических событий подвел, наконец, к единственно правильному выбору: 27 июля 1990 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Декларацию о суверенитете, а 25 августа 1991 года - объявил о полной независимости Беларуси.
Заключительным актом в получении Республикой Беларусь государственного суверенитета, явилось принятие 8 декабря 1991 года в Вискулях соглашения, которое подписали руководители Беларуси, России, Украины о создании «Содружества Независимых Государств» (СНГ). В соглашении также объявлялось, что СССР как субъект международного права и политическая реальность прекратил свое существование.
С этого момента начался новый этап развития белорусской государственности, который ознаменовался принятием 15 марта 1994 года новой Конституции Республики Беларусь. На референдуме 24 ноября 1996 года более 70% избирателей поддержали все предложения Президента Республики Беларусь, в числе которых было и предложение о внесении изменений и дополнений в Конституцию 1994года.
Само наличие в Республике Беларусь Конституции несомненно свидетельствует о наличии суверенитета в стране.
Понятие «суверенитет» в древности не существовало. В средние века, особенно в конце их, появилась необходимость в обосновании этого понятия для того, чтобы отделить государственную власть от власти церкви. Наиболее интересные мысли по этой проблеме выразили такие мыслители как Н. Маккиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Г.Ф. Гегель и другие. Итальянский ученый-мыслитель Маккиавеллн выступал за так называемый «королевский суверенитет», трактуя его как абсолютную, безграничную власть монарха. Классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж.Боденом в 1576 году. Этот мыслитель понимал суверенитет как высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными, осуществляемую королем. Эта суверенная власть не могла ограничиваться никакими законами. Примерно аналогичные идеи относительно суверенитета выражал Т.Гоббс (17век), хотя и связывал его с народным суверенитетом. Еще один французский мыслитель Ж.Ж. Руссо считал, что единственным носителем суверенитета является народ. Т. Пейн сказал о суверенитете следующее:
"Суверенитет как предмет
права принадлежит только
В настоящее время юристы условно выделяют несколько форм суверенитета: народный, национальный и государственный.
Национальный суверенитет.
Национальный суверенитет - это полновластие нации, ее политическая свобода, способность политически самоопределиться, включая отделение и образование самостоятельного государства. Полновластие нации проявляется именно в реальной возможности решать вопросы, касающиеся ее национальной свободы, государственно-правовой организации, взаимоотношений с другими нациями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, сохранить и свободно развивать свой язык, обычаи, соответствующие национальные учреждения.
Народный суверенитет.
Принято считать, что суверенитет народа означает, что носителем власти является народ, осуществляющий ее как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Это закреплено в статье 3 Конституции Республики Беларусь. Таким образом, народный суверенитет означает, что народ ни с кем не делит свою власть, является единственным представителем.
Государственный суверенитет.
Государственный суверенитет - это верховенство, самостоятельность и независимость государства в осуществлении своей власти как внутри страны, так и во взаимодействии с другими государствами.
Государственный суверенитет обладает несколькими признаками:
1. Верховенство государственной власти – это, прежде всего, ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории республики нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, то есть исключается двоевластие.
2. Независимость государственной власти означает, что она сама и только она вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок.
3. Гражданство Республики Беларусь - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обуславливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Беларусь7.
Конституционные гарантии суверенитета Республики Беларусь:
- Республика Беларусь обладает полнотой и верховенством власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (ст.1 конституции Республики Беларусь).
- Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность (ст.1).
- Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой (ст. 137) на территории Беларуси.
- территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета (ст. 9)
Республика Беларусь располагает также правовыми гарантиями суверенитета:
- согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обязан обеспечивать политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти;
- наличие парламента. Совета Министров, местных органов управления и самоуправления и других государственных органов;
- наличие в республике системы судов, призванных гарантировать истину, в том числе, сохранять суверенитет Республики Беларусь.
Государство организует охрану своего суверенитета, фиксирует в Конституции свою независимость, неприкосновенность границ и территориальную целостность.
Суверенитет государства органически связан с его компетенцией. Если суверенитет отражает качественные свойства государственной власти, то компетенция характеризует ее количественную, сторону, тот объем полномочий, которыми обладает государственная власть.
Компетенция Республики Беларусь проявляется:
- в области государственно-правового
строительства: в принятии Конституции и внесении
в нее изменений; принятии законов и иных
нормативных актов, контроля за их соблюдением;
установлении порядка организации и деятельности
республиканских местных органов власти;
решении вопроса административно-
- в области международного строительства: в дипломатическом сотрудничестве; внешней торговле и других видах деятельности; представительстве Республики Беларусь в международных организациях;
- в области хозяйственного, социокультурного строительства: в руководстве экономикой, отраслями народного хозяйства; денежно-кредитной системой, народным образованием и здравоохранением; установлении порядка пользования землей, лесами, недрами и так далее.
Государство является суверенным до тех пор, пока оно обладает комплексом суверенных прав и в состоянии фактически выражать волю своего народа, пока не прекратит самостоятельного существования. Кроме того, суверенитет может быть утерян, если унитарное государство, вступая в федеративное объединение, добровольно отказывается от своих суверенных прав или фактически лишается их федеральным центром. Именно так были лишены провозглашенного суверенитета республики в составе СССР8.
Характеризуя государственный суверенитет, необходимо обратить внимание на государственно-правовые признаки суверенитета. Отметим следующие:
Комплекс государственно-правовых признаков республики, наличие которых установлено Конституцией, является следствием ее унитарного характера. ' Это единые, общие для всей республики представительные, исполнительные судебные органы: это и единая Конституция, единое законодательство, одно гражданство, действующее на неотчуждаемой территории Беларуси; это и то, что основные части Республики, области, не обладают государственным суверенитетом, не имеют своих законодательных органов, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.
Теснейшим образом с институтом государственного
устройства связан государственно-правовой
институт административно-
Главное значение административно-
Административно-
Содержание термина «административно-
Административно-
В соответствии с Конституцией и Законом
Республики Беларусь «Об административно-
Область - это наиболее крупная административно-
В Республике Беларусь насчитывается шесть областей. Равным по статусу области является город республиканского значения, столица нашей республики - Минск.
Район - административно-
Одной из административно-
В Республике Беларусь имеется также 93 поселка городского типа. Из них 28 являются районными центрами, 16 - рабочими поселками и 1 курортный - Нарочь.