Государственное устройство Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Для характеристики территориальной организации государства в связи с осуществлением государственной власти, ее связей с территориальной группи¬ровкой населения в юридической литературе долгое время употреблялся, да сейчас используется термин "государственное устройство". Он применяется в неодинаковых значениях в обыденной речи, в политической литературе, в юри¬дических исследованиях. В первых двух случаях он употреблялся в широком значении, то есть как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся госу¬дарственного строя и целом, устройства всего государства; социально-экономических и политических основ государства, основ правового статуса его граждан, территориальное устройство государства, организации и деятельности государственных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА……………. 5
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ
СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………. 15
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………… 27

ГЛАВА 4. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ -
КАК ФОРМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ………………………………………….. 35
ГЛАВА 5. СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ……………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………54

Вложенные файлы: 1 файл

Госуд. устройство Беларуси курсовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Важным моментом в развитии Белорусской государственности стало принятие Конституции БССР в 1927 и 1937 годах; расширения до 1940 года территории республики в составе Союза; тяжелейшие годы войны, в которой Беларусь оказалась самой пострадавшей республикой; послевоенный период становления и развития народного хозяйства.

26 июня 1945 года БССР подписала  Устав ООН. Однако даже в это  время, Беларусь не имела некоторых атрибутов суверенитета:

- таможни;

- национальной валюты;

- международных связей на уровне посольств;

- исполнительная власть не обладала всей полнотой государственной власти.

В рамках СССР существовали достаточно гибкие системы воздействия на БССР:

- Президиум Верховного Совета БССР, издавая нормативные акты, ссылался на соответствующие документы Президиума Верховного Совета СССР;

- Президиум Верховного Совета СССР своими указами утверждал вопросы государственного строительства, разработанные в Верховном Совете СССР;

- Президиум Верховного Совета БССР выходил в Президиум Верховного Совета СССР с предложениями по вопросам компетенции Союза.

Таким образом, процесс становления белорусской национальной государственности был исключительно трудным и драматичным. Специфическое географическое положение Беларуси, переплетение исторических судеб белорусов с другими народами, прежде всего, русским, польским, литовским, другие особенности обуславливали то обстоятельство, что в ней находило место отчетливо выраженное противостояние как великорусскому, так и великопольскому шовинизму. Разумеется, реальность осуществления идеи белорусской государственности в форме советской республики никто отрицать не может, однако при этом не следует забывать, что уже в начале 30-х годов о наличии действительного суверенитета БССР говорить не приходится. К тому времени СССР в силу самой логики развития административно-командной системы и монополии большевиков на власть из федерации превратился, по своей сути, в унитарное и тоталитарное государство5

А посему, опыт пройденного нашим народом исторического пути показывает: выход только в одном - в укреплении и защите собственного суверенитета. в последовательном проведении самостоятельной политики, выражающей интересы своего народа.

Необратимый ход исторических событий подвел, наконец, к единственно правильному выбору: 27 июля 1990 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Декларацию о суверенитете, а 25 августа 1991 года - объявил о полной независимости Беларуси.

Заключительным актом в получении Республикой Беларусь государственного суверенитета, явилось принятие 8 декабря 1991 года в Вискулях соглашения, которое подписали руководители Беларуси, России, Украины о создании «Содружества Независимых Государств» (СНГ). В соглашении также объявлялось, что СССР как субъект международного права и политическая реальность прекратил свое существование.

С этого момента начался новый этап развития белорусской государственности, который ознаменовался принятием 15 марта 1994 года новой Конституции Республики Беларусь. На референдуме 24 ноября 1996 года более 70% избирателей поддержали все предложения Президента Республики Беларусь, в числе которых было и предложение о внесении изменений и дополнений в Конституцию 1994года.

Само наличие в Республике Беларусь Конституции несомненно свидетельствует о наличии суверенитета в стране.

Понятие «суверенитет» в древности не существовало. В средние века, особенно в конце их, появилась необходимость в обосновании этого понятия для того, чтобы отделить государственную власть от власти церкви. Наиболее интересные мысли по этой проблеме выразили такие мыслители как Н. Маккиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Г.Ф. Гегель и другие. Итальянский ученый-мыслитель Маккиавеллн выступал за так называемый «королевский суверенитет», трактуя его как абсолютную, безграничную власть монарха. Классическое определение суверенитета было дано французским философом Ж.Боденом в 1576 году. Этот мыслитель понимал суверенитет как высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными, осуществляемую королем. Эта суверенная власть не могла ограничиваться никакими законами. Примерно аналогичные идеи относительно суверенитета выражал Т.Гоббс (17век), хотя и связывал его с народным суверенитетом. Еще один французский мыслитель Ж.Ж. Руссо считал, что единственным носителем суверенитета является народ. Т. Пейн сказал о суверенитете следующее:

"Суверенитет как предмет  права принадлежит только нации, а не какому-нибудь отдельному  лицу. У нации всегда есть присущее ей неотъемлемое право уничтожить любую форму правления, которую она найдет неподходящей, и учредить такую, которая соответствует ее интересу, характеру и счастью. Каждый гражданин причастен к суверенитету и, как таковой, может не признавать никакого личного подчинения, он может подчиняться только законам".6 В настоящее время суверенитет является одним из существенных признаков, характеризующих государство. Проблема суверенитета играет очень важную роль в жизни общества.

В настоящее время юристы условно выделяют несколько форм суверенитета: народный, национальный и государственный. 

 

 

 

Национальный суверенитет.

 

Национальный суверенитет - это полновластие нации, ее политическая свобода, способность политически самоопределиться, включая отделение и образование самостоятельного государства. Полновластие нации проявляется именно в реальной возможности решать вопросы, касающиеся ее национальной свободы, государственно-правовой организации, взаимоотношений с другими нациями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, сохранить и свободно развивать свой язык, обычаи, соответствующие национальные учреждения. 

 

Народный суверенитет.

 

Принято считать, что суверенитет народа означает, что носителем власти является народ, осуществляющий ее как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Это закреплено в статье 3 Конституции Республики Беларусь. Таким образом, народный суверенитет означает, что народ ни с кем не делит свою власть, является единственным представителем.

 

Государственный суверенитет.

 

Государственный суверенитет - это верховенство, самостоятельность и независимость государства в осуществлении своей власти как внутри страны, так и во взаимодействии с другими государствами.

Государственный суверенитет обладает несколькими признаками:

1. Верховенство государственной власти – это, прежде всего, ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории республики нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, то есть исключается двоевластие.

2. Независимость государственной власти означает, что она сама и только она вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок.

3. Гражданство Республики Беларусь - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обуславливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны Республики Беларусь7.

Конституционные гарантии суверенитета Республики Беларусь:

- Республика Беларусь обладает полнотой и верховенством власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (ст.1 конституции Республики Беларусь).

- Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность (ст.1).

- Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой (ст. 137) на территории Беларуси.

- территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета (ст. 9)

Республика Беларусь располагает также правовыми гарантиями суверенитета:

- согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обязан обеспечивать политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти;

- наличие парламента. Совета Министров, местных органов управления и самоуправления и других государственных органов;

- наличие в республике системы судов, призванных гарантировать истину, в том числе, сохранять суверенитет Республики Беларусь.

Государство организует охрану своего суверенитета, фиксирует в Конституции свою независимость, неприкосновенность границ и территориальную целостность.

Суверенитет государства органически связан с его компетенцией. Если суверенитет отражает качественные свойства государственной власти, то компетенция характеризует ее количественную, сторону, тот объем полномочий, которыми обладает государственная власть.

Компетенция Республики Беларусь проявляется:

- в области государственно-правового строительства: в принятии Конституции и внесении в нее изменений; принятии законов и иных нормативных актов, контроля за их соблюдением; установлении порядка организации и деятельности республиканских местных органов власти; решении вопроса административно-территориального устройства; обеспечении государственной безопасности граждан; приеме в гражданство, амнистии и помиловании, и так далее.

- в области международного строительства: в дипломатическом сотрудничестве; внешней торговле и других видах деятельности; представительстве Республики Беларусь в международных организациях;

- в области хозяйственного, социокультурного строительства: в руководстве экономикой, отраслями народного хозяйства; денежно-кредитной системой, народным образованием и здравоохранением; установлении порядка пользования землей, лесами, недрами и так далее.

Государство является суверенным до тех пор, пока оно обладает комплексом суверенных прав и в состоянии фактически выражать волю своего народа, пока не прекратит самостоятельного существования. Кроме того, суверенитет может быть утерян, если унитарное государство, вступая в федеративное объединение, добровольно отказывается от своих суверенных прав или фактически лишается их федеральным центром. Именно так были лишены провозглашенного суверенитета республики в составе СССР8.

Характеризуя государственный суверенитет, необходимо обратить внимание на государственно-правовые признаки суверенитета. Отметим следующие:

  • наличие своего законодательства;
  • наличие высших государственных органов;
  • наличие народно-хозяйственного комплекса;
  • наличие денежно-кредитной системы;
  • наличие гражданства;
  • наличие Вооруженных Сил;
  • наличие единой системы налогообложения;
  • осуществление дипломатического сотрудничества и участие в деятельности международных организаций.

Комплекс государственно-правовых признаков республики, наличие которых установлено Конституцией, является следствием ее унитарного характера. ' Это единые, общие для всей республики представительные, исполнительные судебные органы: это и единая Конституция, единое законодательство, одно гражданство, действующее на неотчуждаемой территории Беларуси; это и то, что основные части Республики, области, не обладают государственным суверенитетом, не имеют своих законодательных органов, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности.

Теснейшим образом с институтом государственного устройства связан государственно-правовой институт административно-территориального устройства, ибо он имеет целью правовую регламентацию территориальной организации республики.

Главное значение административно-территориального деления государства состоит в том, чтобы способствовать наиболее усиленному осуществлению его организаторской деятельности. Под административно-территориальным устройством понимают научно обоснованное разделение территории на определенные участки, в соответствии с которым создается система местного управления и самоуправления.

Административно-территориальное устройство тесно связано с положением личности, ее интересами, поскольку оно призвано создавать наиболее благоприятные условия для удовлетворения материальных и культурно-бытовых. потребностей граждан.

Содержание термина «административно-территориальное устройство» глубже и шире понятия административно-территориального деления. Деление имеет объектом организацию территории государства, а ее составными элементами - типовые составные части государства - территориальные единицы.

Административно-территориальное устройство следует рассматривать как совокупность территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций.

В соответствии с Конституцией и Законом Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь»9  в систему административно-территориального деления входят: области, районы, города, районы в городах, поселки и сельские населенные пункты.

Область - это наиболее крупная административно-территориальная единица, являющаяся частью территории республики. Область представляет собой сложный хозяйственный комплекс, включающий индустриальные центры и сельскохозяйственные районы.

В Республике Беларусь насчитывается шесть областей. Равным по статусу области является город республиканского значения, столица нашей республики - Минск.

Район - административно-территориальная единица, являющаяся частью области. Район представляет собой узловой пункт непосредственного руководства политической, хозяйственной и культурной жизнью в сельской местности. В Беларуси - 118 районов.

Одной из административно-территориальных единиц является район в городе. Он представляет собой часть крупного города. Их в нашей стране - 25.

В Республике Беларусь имеется также 93 поселка городского типа. Из них 28 являются районными центрами, 16 - рабочими поселками и 1 курортный - Нарочь.

Информация о работе Государственное устройство Беларуси