Государственное устройство и система управления в Золотой Орде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: исследование государственного устройства и общества Золотой Орды в XIII-XIV вв.
Задачи:
1. Охарактеризовать государственный и общественный строй Золотой Орды.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………….3
1.1 Понятие Золотой Орды………………………………………………..5
1.2 Государственное устройство Золотой Орды……………………..….7
1.3 Общественный строй Золотой Орды………………………………..12
Заключение………………………………………………………..………15
2. Задача и решение…………………………………………………...….16
Список использованных источников………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

конт по истории!.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

В системе государственных  чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: "илче" (посланник), "тамгачы" (таможенник), "тартанакчы" (сборщик подати или весовщик), "тоткаул" (застава), "караул" (дозор), "ямчы" (почтовой), "кошчы" (сокольник), "барсчы" (барсник), "кимэче" (ладейщик или корабельщик), "базар да торганл[н]ар" (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года. Большая часть этих государственных служащих существовала и в периоды Казанского, Крымского и других татарских ханств.

Так же существовали различные  виды повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: "салыг" (подушная подать), "калан" (оброк), "ясак" (дань), "хэраж" ("харадж" - слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), "бурыч" (долг, недоимка), "чыгыш" (выход, расход), "ындыр хакы" (плата за гумно), "амбар малы" (амбарная пошлина), "бурла тамгасы" (житная тамга), "юл хакы" (дорожная плата), "карауллык" (плата за караул), "тартанак" (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), "тамга" (там-говая пошлина).

Все, сказанное выше, свидетельствует  о слаженном государственном  механизме Золотой Орды со всеми  атрибутами, которые необходимы для  существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией. Все это свидетельствует, наконец, о достаточно высоком уровне развития общественного строя Улуса Джучи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Общественный строй Золотой Орды

 

Монголы составляли национальное меньшинство в золотоордынском обществе. Большей частью населения в Орде были тюрки. С религиозной точки зрения, распространение ислама как среди монголов, так и среди тюрков в Орде стало фактором огромной важности. Постепенно мусульманские институты утвердились наряду с монгольскими.

Большинство монголов Золотой  Орды были выходцами из того четырехтысячного войска, которое было передано Джучи  Чингисханом; они относились к племенам Хушин, Кыйят, Кынкыт и Сайджут. Вдобавок, были также и мангкыты, но они, как мы знаем, держались в стороне от остальных и, со времен Ногая, составляли отдельную орду. Как уже упоминалось, тюрки были признаны полноправными членами степного общества. В западной части Золотой Орды тюркский элемент был представлен, главным образом, кипчаками (половцами), а также остаточной частью хазар и печенегов. К востоку от среднего течения Волги, в бассейне реки Кама, жили оставшиеся булгары и полутюркизированные угры (башкиры). К востоку от нижней Волги мангкыты (ногаи) и другие монгольские кланы правили рядом тюркских племен, таких, как кипчаки и огузы, большинство из которых смешалось с иранскими аборигенами. Численное превосходство тюрков делало естественным то, что монголы постепенно должны были тюркизироваться, а монгольский язык, даже внутри правящих классов, уступить место тюркскому. Дипломатическая переписка с зарубежными странами (такими как Египет) велась по-монгольски, но большинство документов конца XIV и XV веков, касающихся внутреннего управления,- на тюркском языке.

На более низком политическом уровне, чем тюрки, находились русские, аланы и черкесы с предоставленными им слободами в городе Сарае. Племена финно-угорского происхождения, такие, как черемисы, мордва и мещера, жили в бассейне нижней Оки, а много итальянцев и греков - в Крыму и на Азовском море.

С экономической точки  зрения Золотая Орда представляла собой  симбиоз кочевого и оседлого населения. Южнорусские и северокавказские степи предоставляли монголам и  тюркам обширные пастбища для табунов  и скота. С другой стороны, некоторые части этой территории на периферии степей использовались также для выращивания зерновых. Страна булгар в районе средней Волги и Камы была также сельскохозяйственной с высокоразвитым земледелием; и, конечно, Западная Русь (Украина) и южные княжества Центральной и Восточной Руси, особенно Рязань, производили зерно в изобилии. Сарай и другие большие города Золотой Орды с их высокоразвитыми ремеслами служили пунктами пересечения кочевничества и оседлой цивилизации. Как хан, так и князья часть года жили в городах, а на протяжении другой части года следовали за своими табунами. Большинство из них владело также земельными угодьями. Значительная часть городского населения проживала там постоянно, так что был создан городской класс, состоявший из разнообразных этнических, социальных и религиозных элементов. Как у мусульман, так и у христиан были свои храмы в каждом крупном городе. Города играли роль первостепенной важности в развитии золотоордынской торговли. Сложный экономический организм Орды был сориентирован на международную торговлю, и как раз от нее ханы и вельможи получали большую долю своего дохода.

Крестьянство земледельческих  районов, городские ремесленники, находились в различной степени зависимости  от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу - кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах  Орды трудились феодально зависимые  крестьяне. Одни из них - сабанчи - жили сельскими общинами и обрабатывал  помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие -уртакчи (издольщики) - кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились  ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего  пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном  производстве, строительстве, в качеств  слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.

Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.

Имея широкие связи  с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско - средиземноморский отпечаток.

 

Заключение

 

Цель данной контрольной  работы достигнута путем выполнения поставленных задач. В результате проведённого исследования можно сделать несколько выводов:

Золотая Орда была одним  из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно  держала в напряжении всех соседей  и очень долгое время никем не оспаривалась.

Огромная территория, многочисленное население, сильная  центральная власть, большое боеспособное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это  создавало мощь ордынской империи. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила пик своего могущества.

Правосудие в Золотой  Орде в целом соответствовало  уровню развития суда в различных  странах мира - как европейских, так  и азиатских. Особенности же суда Золотой Орды объясняются как своеобразием правосознания его общества, так и совокупностью ряда других факторов - влиянием традиций регионов, на которые распространялась власть Джучидов, принятием ислама, кочевыми традициями и пр.

Ордынский порядок максимально  благоприятствовал торговле, жизнь и быт человека были более защищены, чем у жителя Западной Европы. В мировоззренческой, идеологической сфере главное, чем Орда отличалась от Европы, - это веротерпимость, восходящая к установкам Чингисхана.

Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь.

Расцвет ордынского государства  ознаменовался самыми высокими в  тогдашней Европе уровнем и качеством  жизни.

 

2. Задача и  решение

 

Задача:

Крестьянин Филипп самовольно переставил межевой знак, захватив тем самым боярскую землю. Какое  наказание он понесет по Судебнику 1497 года?

 

Решение:

В данной ситуации необходимо воспользоваться статьей 62 «О межах» Судебника 1497 г. :

Если кто-нибудь перепашет межу или повредит межевые знаки у боярина и монастыря на земле великого князя или у великого князя на боярской и монастырской земле, или у боярина на боярской или монастырской земле, или у монастыря на боярской земле, он подвергается битью кнутом и с него взыскивается рубль в пользу истца …

 

Согласно ст 62 Судебника 1497 г. Крестьянин Филипп должен понести  наказание в виде битья кнутом и штрафа в размере 1 рубля в  пользу боярина (истца), так как он своим поступком захватил боярскую землю 
Список использованных источников

 

1. Судебник. 1497 г

2. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. М., 2000

3. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993

4. Григорьев. Ярлыки, 124-126 с.; Приселков, Ярлыки, 94-98 с.

5. Тюрко - Татарский Мир: Раздел V. Золотая Орда. § 27

6. Б.Д. Греков и Я. Якубовский. Золотая Орда и её падение.  Москва-Ленинград, 1950, 100 с.

7. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М.: Издательство "Знание",1990.129 с.


Информация о работе Государственное устройство и система управления в Золотой Орде