Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:20, контрольная работа
На рубеже XVII—XVIII вв. Россия стояла на пороге новых преобразований. Самим ходом исторического развития она была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно - европейских стран.
1. Причины проведения реформ . . . . . . . . 3
2. Реформы высших органов власти и управления . . . . 5
3. Результаты реформ . . . . . . . . . . 14
4. Список используемой литературы . . . . . . . 16
Кафедра истории государства и права
Контрольная работа
на тему: «Государственные реформы Петра I »
Научный руководитель:
Дата сдачи: __________________
Оценка: _____________________
Москва
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Причины проведения реформ . . . . . . . . 3
2. Реформы высших органов власти и управления . . . . 5
3. Результаты реформ . . . . . . . . . . 14
4. Список используемой литературы . . . . . . . 16
1. Причины проведения реформ
На рубеже XVII—XVIII вв. Россия стояла на пороге новых преобразований. Самим ходом исторического развития она была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно - европейских стран.
Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.
В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, так как они все были феодалами-крепостниками. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Россия и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Все перечисленное выше, в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Задачей и содержанием реформ стало формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма, усиление и укрепление самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание военного флота и боеспособной регулярной армии для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни.
При правлении Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. В рамках контрольной работы представлены реформы центральных органов власти и управления.
2. Реформы центральных органов власти и управления
Реформы высших органов власти и управления, прошедшие в период правления Петра I подразделятся на три этапа:
I этап - 1699 – 1710 гг. - частичные преобразования в системе высших государственных органов, структуре местного самоуправления, военная форма;
II этап - 1710 – 1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание новой столицы, образование Сената, проведение первой областной реформы;
III этап - 1719 – 1725 гг. - образование новых
органов отраслевого управления
(коллегий), проведение второй областной
реформы, реформы церковного управления
и финансово-налоговой системы
На первом этапе центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы при своей трансформации в новые структуры прошли несколько этапов. К концу XVII в. Боярская дума, выполнявшая все важнейшие дела в государстве, перешла в. периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контролировать деятельность исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.
Внутренняя структура Боярской думы дифференцировалась из-за увеличения ее численности, из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» - прототип кабинета министров; еще одна структура - Расправная палата.
Постепенно Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров.
Губернская реформа, проходившая в 1708 г., расстроила всю старую систему приказов. Отсутствовало центральное звено в системе губерний. Не было учреждения, осуществлявшего контроль за финансами. Ближняя канцелярия не могла справляться с делами центрального государственного управления. Необходимым было создание органа, в руках которого сосредоточивалось все центральное управление, органа компактного, единодушного в своей деятельности и решениях и полностью преданного и подчиненного верховной власти. Таким органом по указу Петра I от 22 февраля 1711 г. «Об учреждении правительствующего Сената» стал Сенат.
2.1 Сенат
На втором этапе реформ с образованием Сената прекратилась деятельность Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, был заменен новым бюрократическим органом - Сенатом. Принципы его формировании (выслуга, назначение) и деятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно, отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы (традиция, спонтанность).
На основании указа Петра I от 2 марта 1711 г. «О поручении правительствующему Сенату…» была определена компетенция Сената: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия.
Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате. Все указы должны были собственноручно подписывать все члены Сената. Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.
В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции.
Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский, приказный). В1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в секретарей, канцеляристов и протоколистов.
В1718 г. в состав Сената кроме назначенных царем членов вошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий.
Сенат получил вид комитета министров: президенты коллегий становились одновременно сенаторами и главами учреждений, ответственных перед Сенатом. Эта сложность была разрешена в 1722 г., когда введенные в Сенат президенты были там оставлены только в качестве сенаторов, а на их место в коллегиях были назначены новые лица.
В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в состав Сената. Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.
Указом «О должности Сената» этот орган получил право издавать собственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение принятие решений, регистрация и протоколирование. Расширялся круг вопросов, которые рассматривал Сенат: анализ материалов представляемых государю, важнейшие дела, поступавшие с мест (войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения коллегий. Так же увеличивалось значение законосовещательной деятельности Сената. Теперь в статусе Сената сочетались законодательные полномочия (самостоятельное решение неотложных дел) и функции исполнительной власти.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями).
2.2 Коллегии
В конце 1717 г. в России начала складываться система коллегий. Она формировалась на основе Шведских коллегий. Шведская государственная система была построена на принципе бюрократического управления. Такой принцип был предпочтителен Петру I: во-первых, это функциональный принцип управления предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо определенной сфере; во-вторых, это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установления единообразия штатов и жалованья.
Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр I поручил коллегиям вносить изменения в свои регламенты, приспосабливая иностранные нормы к отечественным условиям. Указ Петра I от 28 апреля 1718 г. гласит: "Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в шведском регламенте неудобны, или с ситуацией сего государства несходны и оныя ставить по своему рассуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть".
Предполагалось, что коллегии внесут в управление два новых начала: более систематическое разделение ведомств и совещательный порядок решения дел. Упразднялся территориальный принцип управления, компетенция коллегий планировалась на всю территорию государства.
Петр I составил свою программу преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом государя «о штате коллегий ...» в декабре 1717 г. были назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы коллегий. Помимо руководящего звена в состав коллегий включены четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
Указом от 12 декабря 1718 г. «Реестр коллегиям. О должности, что в которой управлять надлежит» был принят реестр коллегий и закреплена их компетенция:
1. Коллегия иностранных дел замен
2. Военная коллегия - управление "всеми воинскими делами": комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.
3. Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» и руководствовалась в своей деятельности «Регламентом о управлении адмиралтейства и верфи» (1722) и «Регламентом морским». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.
4. Камор-коллегия (казенных сборов) должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.
5. Штатс-контор коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.
6. Ревизион коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами "ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел". Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам и в случае несходства судили и наказывали чиновников за преступления по доходам и счетам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.
7. Коммерц коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.
8. Юстиц коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.