Государственный строй Арабского халифата.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:34, доклад

Краткое описание

Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма. В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.

Содержание

1. Введение
2. Периодизация истории Арабского халифата.
3. Государственный строй:
4. Личность халифа.
5. Везири
6. Центральные органы власти:
7. Местное самоуправление:
8. Подведение Итогов

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 24.35 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Б.Н. Ельцина

Институт  социальных и политических наук

Департамент политологии и социологии

Кафедра социально-политических наук

 

Доклад на тему:

Государственный строй Арабского халифата

 

 

 

 

 

Выполнен

Студентом 2 курса

201 группа

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание:

  1. Введение
  2. Периодизация истории Арабского халифата.
  3. Государственный строй:
  4. Личность халифа.
  5. Везири
  6. Центральные органы власти:
  7. Местное самоуправление:
  8. Подведение  Итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Первоначальным ядром  халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма. В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.

Слово халифат (араб. خليفة‎‎ — Khalīfah — «наследник», «представитель») — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммеда арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников).

Периодизация  истории Арабского халифата.

Дамасский период (661—750 гг.), династия Омейядов.

Багдадский период (750—1258 гг.), династия Аббасидов.

Эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

 

Государственный строй:

Согласно доктрине ислама, власть религиозная неотделима от светской и является основой последней, в  связи с чем ислам требовал одинаково безусловного повиновения богу, пророку и «тем, кто имеет власть».

 

Общественный строй в  мусульманской империи отличался  следующими характерными чертами:

  • доминирующее положение государственной собственности на землю;
  • широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;
  • государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;
  • религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;
  • отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у го­родов, каких-либо свобод и привилегий.

 

   Первоначально главой  нового исламского государства  стал Мухаммед, совместивший в  своем лице функции религиозного  и политического лидера: светским  и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, a тa абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.

 

   После смерти Мухаммеда  (632 г.) из среды его ближайших  родственников и сподвижников, которые  к тому времени консолидировались  в привилегированную группу, стали  выбирать новых единоличных вождей  мусульман - халифов. Халифы считались  заместителями Мухаммеда, а начиная  с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

 

Личность ХАЛИФА:

Халиф считался полноправным наместником пророка со всеми светскими и духовными правами. Позднее халифа стали считать непосредственно заместителем самого Аллаха. Полномочия его ограничивались только предписаниями Корана. Причем постановления и судебные решения первых четырех халифов, непосредственных преемников пророка, получили даже значение священного предания (сунны).

В течение первых 60 лет  государства халифов избирали-либо советом родовой знати, либо решением «всех мусульман» (т.е. Мекки и Медины). С правлением Омейадов власть халифа стала наследственной в роде, хотя абсолютно выверенной традиции не сложилось.

Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах  уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа[1].

 

Для Омейядов и Аббасидов халиф — это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам.

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты  верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

 

Разногласия:

Шииты — полагают, что халифом может быть только потомок Али и Фатимы, тем самым исключая Омейядов из списка халифов.

Сунниты — полагают, что халифом может стать любой мусульманин, член мусульманской общины, независимо от расового, национального, социального и любого иного, не связанного с вероисповеданием, положения. Лицо также обязано быть компетентно в вопросах, связанных с государственным управлением. Для избрания халифа хватает проведенного внутри общины простого открытого голосования (то есть вносится ряд предложений о достойных кандидатурах, доказавших в обществе свои необходимые навыки в деле управления, права и т. п., и избирается халиф большинством голосов).

 

В период правления Аббасидов положение халифа кардинально изменилось. Рядом с ним стал светский правитель – султан, которому подчинялись армия, бюрократия, местные правители, администрация. Халифу сохранялись духовные полномочия, а также высшая судебная власть.

Везири

Термин появился в 8 в. в Арабском халифате, где визири вначале управляли канцелярией халифа, а затем возглавляли государственный совет - Диван. В раннем халифате везири были ограниченны в правах

К началу Х в. должность везира – становится старшего из чиновников, потом главы правительства и всей администрации империи. Везира назначал халиф, вручая управителю особое одеяние. Везир управлял государственной администрацией самостоятельно, предоставляя халифу (султану) еженедельные отчеты о делах. Должность его к концу Х в. стала наследственной в родах, и «сыны везиров» сформировали как бы особую прослойку высшей бюрократии. К XI в. значение поста везира упало, подчас назначались даже по двое везиров, в том числе даже из христиан.

Визирю подчинялись центральные  ведомства – диваны и весь разветвленный  административно –  бюрократический  аппарат. Только просвещение и суд  были выведены из  сферы его компетенции  – здесь “заправляли” духовные лица во главе с судьями – кади.

Центральные органы власти:

 Государственный аппарат  Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала  концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная (имамат) и светская (эмират) — принадлежала халифу.   Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. 

Центральными органами государственного управления в мусульманской империи  были специальные ведомства. При  Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами. к  этим правительственным канцеляриям относились:

  • » военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;
  • » диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведом­ство;
  • » диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.

 

По мере расширения функций  арабского государства усложнялся и центральный государственный  аппарат, росло общее число центральных  ведомств.

Вертикаль:

  • Центральные органы управления.
  • Визири.
  • Диваны.
  • Местное управление.

 

Местное самоуправление:

Местные органы государственного управления

Система местных органов  государственного управления на протяжении VII–VIII вв. претерпевала значительные изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками – эмирами, которые были ответственны только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников – наибов.

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались  на руководителей местных мусульманских  религиозных общин – старшин (шейхов).

Местные власти не имели  права вмешиваться в решения  судей- тк там все религиозное.

ИТОГ:

Подведение итогов устно. Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Арабо-мусульманская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. М.: Мысль, 1999. С. 633-740.
  2. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 1996
  3. Васильев Л.С. История Востока. т.1– М., 1994
  4. Косареы А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002 г. –         464 стр.;
  5. Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского Востока. Душанбе, 1999.
  6. www.coolreferat.com [URL]:
  7. file://localhost/D:/учеба/2%20курс/ПИЗС/доклад%20история/Арабский%20Халифат%203.mht
  8. www.Copyright.ru [URL]: file://localhost/D:/учеба/2%20курс/ПИЗС/доклад%20история/Государственный%20строй%20Арабского%20халифата%20-%20источники%20мусульманского%20права%20-%20Сравнение%20историко-правового%20развития%20государств_%20Индия,%20Франция,%20Арабский%20халифат%20-%20Первый%20доклад.mht
  9. WWW.Webarhimed.ru [URL]: file://localhost/D:/учеба/2%20курс/ПИЗС/доклад%20история/Тема%2017%20_АРАБСКИЙ%20ХАЛИФАТ_.mht

Информация о работе Государственный строй Арабского халифата.