Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:35, контрольная работа
В период феодальной раздробленности на Северо-западе Руси появилось самостоятельное государственное образование – Новгородское княжество. Оно являлось самым большим княжеством Киевской Руси. Владения Новгорода простирались от Финского залива до Урала и от верховьев Волги до Северного Ледовитого океана. Новгородская земля включала в себя земли вокруг озера Ильмень, в бассейнах рек Волхов, Ловать, Мста, Великая, Молога, Шелонь. До XIV века в состав Новгородского княжества входила также Псковская земля (В 1348г. был подписан договор о признании Новгородом самостоятельности Псковской республики). Такая обширность территорий – следствие активной колонизаторской деятельности Новгорода, которая, в основном, была направлена на север и северо-восток.
. Вступление
2. Особенности общественно-экономического и политического развития Новгорода
3. Государственный строй Новгорода.
3.1.Государственная организация
3.2. Местное управление и суд.
4. Заключение
5. Литература
Московская Государственная Юридическая Академия
Институт целевой подготовки
заочная форма обучения
История отечественного государства и права
Контрольная работа
Государственный строй Новгорода
студента 9 группы, 1 курса
Колдашова Дмитрия Александровича
Москва,2009
Содержание
1. Вступление
2. Особенности общественно-экономического и политического развития Новгорода
3. Государственный строй Новгорода.
3.1.Государственная организация
3.2. Местное управление и суд.
4. Заключение
5. Литература
1.Введение.
В период феодальной раздробленности на Северо-западе Руси появилось самостоятельное государственное образование – Новгородское княжество. Оно являлось самым большим княжеством Киевской Руси. Владения Новгорода простирались от Финского залива до Урала и от верховьев Волги до Северного Ледовитого океана. Новгородская земля включала в себя земли вокруг озера Ильмень, в бассейнах рек Волхов, Ловать, Мста, Великая, Молога, Шелонь. До XIV века в состав Новгородского княжества входила также Псковская земля (В 1348г. был подписан договор о признании Новгородом самостоятельности Псковской республики). Такая обширность территорий – следствие активной колонизаторской деятельности Новгорода, которая, в основном, была направлена на север и северо-восток.
Время пощадило эти земли больше, чем остальные русские культурные центры: монголо-татарское нашествие, уничтожившее многие города Руси, не коснулось впрямую Новгородской земли, не затронули ее и опустошительные междоусобные войны русских князей. Таким образом, именно благодаря этим обстоятельствам до нашего времени дошли многие письменные памятники периода феодальной раздробленности и более ранние. Новгородская земля является неотъемлемой частью Русского государства, с которым она связана общими корнями. Именно эти связи и обусловили в дальнейшем присоединение земель северо-западных республик к Москве.
2.Особенности общественно-экономического и политического развития Новгорода.
Основным занятием населения Новгородской земли было земледелие, хотя почвы там были малоплодородные, климат холодный. Новгородцы всегда испытывали недостаток хлеба, который поставлялся в Новгород из Владимиро-Суздальского княжества, что часто ставило Новгород от него в экономическую и политическую зависимость.
Однако главным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это было обусловлено особой социальной структурой общества и необычной для средневековой Руси формой государственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями и русскими княжествами. Способствовало превращению Новгорода в крупный торговый центр его выгодное географическое положение. Торговые пути связывали Балтийское море с Черным и Каспийским. Активная торговля велась с Волжской Скандинавией, восточными странами. Город торговал с Прибалтикой, Скандинавией, северонемецкими городами, заключившими в XIV в. торговый и политический союз Ганза.
Во внешних сношениях, при принятии важнейших политических решений (выборы князя, объявление войны и т.п.) Новгород выступал как единое персонифицированное лицо – «Господин Великий Новгород». Будучи своеобразной государственной корпорацией, сам Новгород состоял из множества корпораций (сословных, профессиональных и т.п.), разного уровня и размеров. Выборность, договор, представительство и другие принципы, положенные в основу его политического существования, определили специфические для Руси формы его государственного, административного, территориального устройства.
В Новгородском княжестве устанавливается нехарактерная для Руси форма государственного устройства – феодальная республика. Здесь выделяют несколько причин.
Первая причина обусловлена тем, что возможность частой смены князя ослабляла положение Новгорода. С конца XI в., когда начинается борьба за городские вольности, политические верхи Новгорода стали активно бороться за “угодных князей”. Иногда даже устанавливали своеобразное “двоевластие”: “князь — посадник”. Частая смена князей препятствовала развитию княжеского землевладения. В 1126г. новгородцы получили право выбирать независимых посадников из граждан города, а после волнений 1136г. стали выбирать князей. Ранее подчиненная князьям администрация становилась выборной.
Вторая причина связана с мощью торгово-предпринимательских слоев в экономической и вечевой жизни Новгорода. Развитие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создать более демократический государственный строй, основой которого стал довольно широкий средний класс новгородского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с заграницей. Такая ситуация привела к созданию мощных социальных прослоек собственников, от мелких до крупных, которые чувствовали экономическую значимость и “вкус борьбы” за “нужных князей”. Особенно выделялось новгородское боярство. Бояре сосредоточили в своих руках политико-экономический потенциал, “теснили” князей, стремились к созданию олигархических органов власти.
Что же касается политико–экономического аспекта, то надо отметить, что Новгород ранее других земель обособился от Киева. Это было связано, в первую очередь с выгоднейшим географическим положением. К тому же, ему не угрожала половецкая опасность. Накопив огромные богатства путем сбора дани, и пользуясь преимуществами балтийской торговли, Новгород стал заветным объектом вожделения для великих князей, а так же лакомым куском для своих северных “соседей” скандинавов и ливонских рыцарей, открыто выражавших интересы Ватикана, и преследовавших свои цели для создания плацдарма, с помощью которого можно было бы приступить к наступлению на обескровленную татарами Русь. Выдержав ряд экспансий со стороны “воинов христовых”, и перманентно контратакуя, город на озере Ильмень по праву стал называться “Господином Великим Новгородом”.
3. Государственный строй Новгорода.
3.1.Государственная организация
Роль князей заметно ограничивается в XIII в. С князьями заключались договоры, в которых предусматривались их права и обязанности, окончательно кандидатуру князя утверждало вече. Предварительно кандидатура обсуждалась на заседании боярского совета, его мнение имело большое значение. Три древнейшие известные договорные грамоты Новгорода с великим князем Ярославом относятся к 1264-1270 гг. Они типичны для последующих документов такого рода и имеют следующее содержание.
Все они начинаются с княжеской клятвы (целование креста) о соблюдении договора и старинных городских вольностей Новгорода, под которыми понимались вечевая организация, выборность администрации и сохранение политических порядков. Запрещались «насильственные» действия князя в Новгороде, его политика должна была согласовываться с администрацией. Предполагалось, что князь участвует в управлении республикой, но подробно сфера деятельности не регламентирована. Скорее всего, вопросы управления решались коллегиально (с посадником, боярским советом, тысяцким и т.д.). Значительно больше внимания уделяется в договорных грамотах ограничению княжеских полномочий. Князь не мог творить суд единолично (только вместе с посадником), единолично пересматривать судебные приговоры, не мог без контроля посадника раздавать новгородские земли и государственные «грамоты». Запрещалось князю и его вассалам приобретать собственность в Новгородских «волостях» и даже селиться в самом городе. Князь мог охотиться только в установленных местах. Постановления об ограничениях земельных раздач и приобретений делали невозможным формирование экономической мощи князей и создание прослойки зависимых от него лиц, способных поддержать княжескую политику. Запрещалось лишать должности администрацию на периферии «без вины». Законодательная и дипломатическая деятельность не могла проводиться единолично. Князьям запрещалось принимать в зависимость новгородских людей, облагать население налогами и вести с иноземцами самостоятельную торговлю. Однако деятельность князей не была безвозмездной, они получали определенную часть финансовых доходов республики.
Таким образом, государственное управление Новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы в экономической, политической, военной, судебной и административной сферах. В вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась «повестка дня», кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярии и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками.
Вечевые собрания собирались не периодически, но по мере необходимости и накопления требующих разрешения вопросов и по инициативе высших должностных лиц города.
Вече принимало важнейшие законы, обсуждало и решало вопросы внутренней и внешней политики, рассматривало наиболее важные (в том числе политические) судебные дела. Вече приглашало или изгоняло князя, назначало высших чиновников города.
Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече) являлся боярский совет («Оспода»), включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.
Высшими должностными лицами Новгородской феодальной республики были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.
Первоначально посадником назывался наместник Великого князя в Новгороде. В начале XII в. посадника стали выбирать на вече. Официально он избирался вечем из числа всех полноправных граждан Новгорода, но фактически посадник избирался из немногих знатнейших родов Новгородской республики. Срок посадничества не был ограничен, но на практике посадники занимали свою должность по одному-два года. Область деятельности посадников была очень обширной. Они направляли деятельность всех лиц Новгородской республики, осуществляли контроль за их работой, совместно с князем ведали вопросами управления и суда, командовали войсками во время походов, наблюдали за строительством оборонительных сооружений, вели дипломатические сношения с другими русскими княжествами и иностранными государствами, руководили заседаниями вечевых собраний и боярским советом. Посадник, как представитель города, охранял интересы Новгорода и всей Новгородской республики перед князем. Без него князь не мог судить новгородцев и раздавать новгородские волости. В отсутствие князя посадник управлял всем городом. Посадник не получал определенного жалованья, но пользовался особым налогом с волостей.
Тысяцкий был вторым по значимости лицом в Новгороде после посадника. Он осуществлял контроль за налоговой системой, участвовал в торговом суде, вел дела с иностранцами, а также командовал городским ополчением. С конца XII в. должность выборная. Первоначально избирался из небогатого населения. Во второй половине XIV в. стал избираться из бояр (обычно на год). В его подчинении состояли сотские (10 сотен), которые собирали подати.
С 1156г. новгородским вече стал избираться и архиепископ, называемый новгородцами владыкой. После избрания на вече, архиепископ утверждался митрополитом. Кроме главенства над церковью, он был своего рода посредником между князем и посадником, скреплял своей печатью международные соглашения, был хранителем государственной казны, контролировал эталон мер и весов. Должность была пожизненной, но были случаи смещения (1228г. – Арсений). К его голосу постоянно прислушивались высшие чины новгородскрой администрации. Архиепископ являлся крупнейшим феодалом Новгородской республики, владел обширными землями, образовавшимися, в основном, из конфискованных владений князя.
С рубежа XII-XIII вв. избирался вечем и архимандрит. Местом его постоянного пребывания был Юрьевский монастырь. Архимандрит возглавлял все черное духовенство (т.е. монахов) и на деле был независим от архиепископа.
Князь приглашался гражданами на княжение; выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города; военную и судебную деятельность разделял с посадником.
Новгород приглашал на княжение, как правило, владимирских и суздальских князей. Кроме прочего, этим князьям Орда поручала собирать дань с Новгорода. Город передавал князю ряд судебных и проезжих пошлин, право пользования рыбными ловлями, сенокосами, охотничьими угодьями. Все эти права были строго регламентированы (по объему и срокам).
Князь обязывался представлять в своих землях (во Владимирской, Суздальской) новгородским купцам беспошлинный или льготный режим торговли. Свою зарубежную торговлю (с немцами, Ганзой) новгородцы контролировали сами, не доверяя ее князю, он мог участвовать в ней только через новгородских посредников.
3.2. Местное управление и суд.
Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов города. Центром самоуправления пятины являлся пригород.
Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Политическая и государственная организации Пскова повторяли новгородскую: система вече, выборный князь, но вместо тысяцкого – два степенных посадника. Существовало шесть концов, 12 пригородов. Административное деление – округа (губы), волости, села.