Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:42, реферат
Родившийся за год до падения монголо-татарского ига, в 1479 г., Василий III, вступив на престол в октябре 1505 г., продолжил дело своего отца по собиранию русских земель. В 1510 г. к Московскому государству был присоединен Псков, в 1514 г. — Смоленск, в 1521 г. — Рязань. Однако объединенные в первой трети XVI в. российские земли еще сохраняли значительную самостоятельность
Более поздние проекты крестьянской реформы, разработанные А.А. Аракчеевым и Я.А. Гурьевым в обстановке строгой секретности, так и остались лишь на бумаге. Подавляющее большинство российского дворянства, как в александровскую эпоху, так и позднее, в 50-60 гг., были решительными противниками отмены крепостного права и пошли на это только вследствие нажима «сверху».
Реформа системы образования.
В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образования. Россия испытывала острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д. Усложнялось государственное управление, росли промышленность и торговля, появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало. Поэтому основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить образование свободным людям из низших сословий, а затем привлечь их к государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать учебными программами и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых университетов и два привилегированных учебных заведения для дворян — Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась автономия, были выделены большие средства для создания низших звеньев образовательной системы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области просвещения также претерпела значительные изменения и оказалась в общем русле нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали усиление цензуры, преобразование Министерства просвещения в Министерство народного просвещения и духовных дел (1817 г.), назначение министром обер-прокурора синода князя А.Н. Голицына, гонения на университеты как центры вольнодумства и ликвидация университетской автономии. Усилилась сословность образования: в гимназии принимали только дворян, а мещан - только в приходские училища. В учебных округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.
Вопрос №30. Движение декабристов.
Общеизвестно, что толчком к формированию взглядов декабристов стала Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Вместе с тем необходимо учитывать, что в движении декабристов принимали участие наиболее образованные, творчески мыслящие, деятельные представители дворянского сословия, составляющие интеллектуальную элиту России. Первое поколение российских революционеров рассматривало вооруженное выступление против власти как меру вынужденную, обусловленную медлительностью правительства, запаздывающего с реформами. В этом плане представляет интерес эволюция взглядов декабристов в период 1816-1821 гг., выразившаяся в смене тактики и методов деятельности. Если первоначально члены «Союза спасения» — тайной декабристской организации, возникшей в 1816 г., ставили своей целью изменение существующего строя (введение конституции и отмену крепостного права) путем вооруженной борьбы и насилия над властью, то «Союз благоденствия», существовавший в 1818-1821 гг., своей задачей считал «борьбу за общественное мнение», т.е. стремился подготовить русское общество к принятию реформ, обещанных царем.
Следующим шагом на пути развития декабристского движения стало создание двух тайных обществ - Северного в Петербурге во главе с Н. Муравьевым и Южного на Украине, возглавляемого П.И. Пестелем. К 1821-1822 гг. будущие декабристы окончательно убедились в том, что правительство Александра I отказалось от осуществления обещанных преобразований и вернулись к первоначальной тактике вооруженного переворота. В концентрированном виде взгляды декабристов были изложены в двух программных документах - «Русской Правде» П.И. Пестеля иКонституции Н. Муравьева. Общими чертами, объединяющими программы, были отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы государственного управления на основе разделения властей и решения национального вопроса. Реализация этих идей превращала Россию в государство, подобное европейским, открывала дорогу капиталистической модернизации, достаточно радикально ликвидировав феодальные отношения. Но подходы к решению обозначенных проблем у авторов были разные: Пестель предлагал радикальный вариант преобразований: ликвидацию монархии и провозглашение республики при сохранении единой и неделимой России с сильной центральной властью; уничтожение сословий и введение единого гражданского статуса для всех народов, населявших Россию.
Политическую самостоятельность Пестель предусматривал только для Польши. Получение гражданских прав ограничивалось возрастным и половым цензом. Своеобразным было решение аграрного вопроса: предусматривалось частичное сохранение земельной собственности помещиков, а из конфискованных излишков создавался общественный фонд для наделения землей нуждающихся крестьян. Н. Муравьев предлагал умеренный вариант преобразований: сохранение монархии и превращение царя в главного государственного служащего, обладающего исполнительной властью и получающего жалование. Для принятия законов вводился парламент, депутаты которого должны были избираться на основе имущественного ценза. Гражданскими правами наделялись лица не моложе 21 года, имевшие постоянное место жительства, обладавшие движимой и недвижимой собственностью, уплатившие налоги и не состоявшие «в услужении». Иначе решались аграрный и национальный вопросы: предполагалось после освобождения наделять крестьян двумя десятинами пахотной земли и усадьбами. Россия преобразовывалась в федерацию из 14 держав и 2-х областей с самостоятельным управлением.
В 1825 г. после смерти Александра I сложилась уникальная ситуация междуцарствия в связи с отречением Константина от престола. Декабристы решили воспользоваться случаем с переприсягой и назначили выступление на 14 декабря. Они планировали заставить Сенат, не присягавший Николаю, подписать документ, об отмене неограниченного самодержавия в проведении серии реформ. Но восстание декабристов окончилось неудачно. Заговорщики были арестованы и после суда руководители движения (К. Рылеев, Н. Муравьев, П. Пестель, Н. Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол) были казнены, а 120 рядовых участников отправлены в ссылку и на каторгу.
Таким образом, во второй половине царствования Александра I самодержавие впервые столкнулось с организованной политической оппозицией. Отсутствие политических свобод, диалога власти и общества, привело к тому, что всё большее количество людей начинает приходить к выводу, что насилие против деспотизма оправдано и неизбежно. В то же время декабристы, принявшие тактику вооруженного переворота, стремились свести насилие к минимуму и рассматривали его как меру вынужденную. Но также, как и реформаторов, революционеров первого поколения постигла неудача. Несмотря на наличие целого набора аргументированных идей, программ, продуманную стратегию и тактику борьбы, дававшую надежду на успех, декабристы не достигли цели. Одной из главной причин подобной ситуации можно считать неготовность общества в целом к столь глубоким по внутреннему содержанию переменам.
Вопрос №35(2). Правительственный курс 80-90-х гг. XIX века. Политика консервативной стабилизации.
После убийства царя Александра II 1 марта 1881 г. к власти пришел Александр III. Традиционно его внутриполитический курс принято оценивать как консервативный. За первые два года правления (1881- 1883 гг.) ушли в отставку все сколько-нибудь либерально настроенные министры. Политику правительства стали определять такие люди, как К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой, В.П. Мещерский,стремившиеся вернуться к старым, дореформенным устоям — сословности, опоре на дворянство, усилению единоначалия в местном управлении. Поскольку объективно курс правительства вел к пересмотру многих положений реформ, то в публицистике и исторической литературе за мероприятиями царствования Александра III закрепилось название контрреформ. Они коснулись, прежде всего, сферы местного самоуправления и суда. Важнейшими из них были:
• отход от принципов судебной реформы;
• введение института земских начальников и нового земского положения;
• реформа городского самоуправления;
• мероприятия в сфере образования и печати.
В связи с активной борьбой с террористами были пересмотрены некоторые положения судебной реформы:
• в начале 70-х годов следствие по государственным преступлениям было передано корпусу жандармов, а дела по ним рассматривались в более высокой инстанции — особом присутствии Сената с участием представителей различных сословий;
• в 1889 г. по положению о земских участковых начальниках был отменен мировой суд. Вместо него губернатор назначал земского участкового начальника с широкими судебно-административными полномочиями.
аким образом, нарушались два важнейших принципа судебной реформы - независимость суда от администрации и выборность судей представителями всех сословий
Земская и городская контрреформы были проведены в 1890 и 1892 гг. Для выборов в земства устанавливались сословные курии, изменялся состав земских собраний за счет назначаемых сверху представителей. Губернатор получал право приостанавливать исполнение решений земских собраний. Городская контрреформа также предусматривала сужение круга выборщиков за счет введения имущественного ценза. Уменьшилось число гласных городских Дум, усилился административный контроль над ними, уменьшился круг вопросов, подлежащих компетенции дум. Таким образом, контрреформа в сфере местного управления и суда привели к усилению контроля над выборной властью со стороны государства, увеличению в них дворянского представительства, нарушению принципов выборности и всесословности в их деятельности. Традиционно реакционными оказались и мероприятия правительства в отношении печати и системы образования:
•утверждены «временные правила» о печати, устанавливавшие надзор за прессой со стороны администрации;
•усилилась карательная цензура;
• были закрыты Высшие женские курсы;
• была ликвидирована автономия университетов и повышена плата за обучение;
•в 1887 г. появился знаменитый циркуляр о «кухаркиных детях», прямо запрещавший принимать в гимназии представителей низших сословий.
Единственной сферой, в которой разрешались преобразования, оставалась экономика, Особого внимания в этой связи заслуживает деятельностьН.Х. Бунге, министра финансов в 1881-1886 гг., и С.Ю. Витте, занимавшего этот пост в 1892-1903 гг.
Таким образом, внутренняя политика самодержавия в 80-90-х гг., по одним оценкам, рассматривается как реакционная, по другим - как консервативная. В ней в полной мере проявилось стремление партии власти сохранить незыблемыми основы государственного строя, Преобразования в экономике были связаны главным образом с интересами внешнеполитическими и с личностями занимавшихся этим людей.
Вопрос №31. Внешняя политика России в первой четверти XIX века.
Внешнеполитическая ситуация, в которой к началу XIX в. оказалась Россия, была непростой. В Европе основное соперничество развернулось между Англией и Францией, в которой победила революция и была установлена республика. В 1804 г. к власти во Франции пришел генерал Наполеон Бонапарт - начался период наполеоновских войн за мировое господство. Россия была втянута в противоборство Франции с центрально-европейскими монархиями на стороне последних и совместно с австрийской армией потерпела поражение под Аустерлицем в 1805 г. Австрия вышла из войны, а Россия продолжила борьбу в составе новой антифранцузской коалиции (Англия, Пруссия, Швеция, Россия). В результате поражения под Фридландом в 1807 г. Россия пошла на заключение мира. Александр I встретился в Тильзите с Наполеоном и подписал мирный договор, по условиям которого отказывался от активной политики в Западной Европе, получая в качестве «сферы влияния» север и юго-восток европейского континента. Кроме того, Россия присоединилась к континентальной блокаде, с помощью которой Наполеон хотел расправиться с Англией, что было крайне невыгодно для нее экономически и политически. Еще одним следствием поражения союзников, прямо касавшимся России, стало создание герцогства Варшавского — протектората Франции и фактического плацдарма для нападения на Россию. Из других важных событий до 1812 г. следует отметить присоединение Финляндии после русско-шведской войны 1808-1809 гг., русско-турецкую войну 1806-1812 гг., по которой Россия получила Бессарабию, и русско-иранскую войну 1804-1813 гг.
Отечественная война 1812г.
Крупнейшим событием русской истории начала XIX в., имевшим общеевропейское значение, была Отечественная война 1812 г. Россия стояла на пути Наполеона к мировому господству, и поэтому русско-французские отношения быстро ухудшались. Несмотря на Тильзитский договор, Россия проводила самостоятельную внешнеполитическую линию. Наполеон обвинил Александра в нарушении континентальной блокады и предпринял ряд ответных мер: повышал таможенные пошлины на ввозимые товары; укреплял и расширял территорию герцогства Варшавского, вел дипломатическую игру. Так с 1811 г. обе стороны стали готовиться к войне. Она началась 12 июня 1812 г., когда армия Наполеона в составе 600 000 человек начала переправу через Неман. Для России ситуация осложнялась тем, что русская армия, находящаяся у западной границы, была разделена на три части под командованием трех полководцев: М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона и А.П. Томасова. Общая численность трех армий составляла чуть более 200 000 человек. Началось длительное отступление, в ходе которого русские войска шли на соединение, не давая разбить себя поодиночке. К концу июля у Смоленска первая и вторая русские армии соединились, сорвав попытки закончить войну в генеральном пограничном сражении.
После битвы под Смоленском отступление все тяжелее сказывалось на моральном состоянии русской армии, подрывая ее боевой дух, Александру ничего не оставалось делать, как решить наконец вопрос о едином командовании. С неохотой он назначил главнокомандующим М.И. Кутузова, который в мае 1812 г. блестяще завершил войну с Турцией и добился крупного дипломатического успеха при подписании мирного договора. Прибытие Кутузова в армию стало первым радостным событием за долгое время отступления. Генеральное сражение было решено дать недалеко от Москвы у села Бородино при примерно равном соотношении сил. Оно состоялось 26 августа 1812 г. и стало яркой страницей в истории русского военного искусства, продемонстрировало высокие боевые качества армии и волю к победе. 1 сентября в деревне Фили состоялся военный совет, на котором было принято решение оставить Москву с целью сохранения боеспособной армии. 2 сентября войска Наполеона заняли древнюю столицу, Почти сразу же в городе, оставленном большинством жителей, ушедших вместе с армией, начались пожары. Трижды Наполеон посыла предложения о начале мирных переговоров, но Александр отказывался их обсуждать. Русская армия отошла к Тарутину и стала там лагерем, прикрывая оружейные заводы и дорогу в не разграбленные районы страны. Получив подкрепление и продовольствие, отдохнув, за эти три недели армия восстановила боеспособность и была готова продолжить войну. В это время набирало силу партизанское движение, подлинными героями которого стали. Война с самого начала приобрела народный характер. Наполеон, оставив разоренную Москву 7 октября, потерял за месяц около 30 000 человек. В сражениях при Тарутине и Малоярославце французы потерпели поражение и были вынуждены отступать по разграбленной Смоленской дороге под ударами летучей кавалерии, регулярных частей и партизан. Отступление стало приобретать все более тяжёлый и беспорядочный характер. В декабре остатки войск Наполеона переправились через Неман. Так окончилось нашествие «великой армии» Наполеона на Россию. Преследовавшая Наполеона русская армия также несла большие потери, поэтому Кутузов склонялся к решению закончить войну, но Александр опасался возвращения Наполеона, и поэтому 1813-1814 гг. русская армия провела в заграничном походе, освобождая Европу от Наполеона. Была создана новая коалиция в составе Англии, России, Австрии, Пруссии и Швеции. Осенью в битве под Лейпцигом наполеоновские войска потерпели поражение и союзники вступили в Париж. В результате послевоенное устройство в Европе определялось решениями Венского конгресса. Герцогство Варшавское отходило к России, и в ее составе появилось царство Польское, которому Александр даровал конституцию, сейм с законодательной властью, национальное правительство из 5 человек и собственную армию в 40 000 человек. Тем не менее движение за независимость Польши привело к восстанию 1830-1831 гг. Оно было подавлено, и Польша потеряла не только конституцию, но и внутреннюю автономию.
Информация о работе Государственный строй России в конце XV – начале XVI в