Государство: признаки и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:23, доклад

Краткое описание

государство – это особая универсальная политиче-ская организация общества, обладающая публичной, государственной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, которая выражает, прежде всего, интере-сы доминирующего социального слоя, а также выполняет общие задачи для своих граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

государство.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)


государство – это особая универсальная политиче-ская организация общества, обладающая публичной, государственной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, которая выражает, прежде всего, интере-сы доминирующего социального слоя, а также выполняет общие задачи для своих граждан.

Признаки государства :

– население и административно-территориальный принцип органи-зации государства;

– систему налогов и сборов;

– государственную власть, которая распространяется на всех граж-дан, находящихся как на территории государства, так и за ее пределами (в том числе возможность легитимного применения методов принужде-ния и насилия);

– государственный аппарат, предполагающий систему органов го-сударственной власти и управления;

– суверенитет, означающий верховенство государства по отноше-нию к общественным институтам и другим государствам;

– наличие права как особой системы юридических норм, обеспечи-ваемых государственным принуждением.

Функции государства могут быть классифицированы на основании различных критериев:

по времени действия (постоянные и временные);

по сферам общественной жизни (социальные, экономические, полити-ческие и др.);

по принципу разделения властей (законодательные, ис-полнительные, судебные).

Наиболее распространенным является разделение функций госу-дарства на внутренние и внешние. К внутренним относятся действия государства по отношению к обществу, а, соответственно, к внешним – деятельность по отношению к другим государствам. Внутренние функ-ции включают в свой состав: экономическую, социальную, культурную, воспитательную, образовательную, а также меры по обеспечению пра-вопорядка и защиты существующего общественного строя. Внешние функции определяются, исходя из международной государственной практики. Они выражаются в обеспечении целостности и безопасности государства, его геополитических интересов.

Иногда одна и та же функция может, например, соче-тать в себе черты постоянной, социальной, внутренней и внешней (эко-логическая функция). Поэтому на современном этапе развития актуаль-ным становится выявление глобальных функций государства, которые так или иначе должны способствовать решению проблем не только от-дельно взятой страны, но и всего мирового сообщества (особенно в де-мографической, правовой экологической, оборонной и других сферах).

Понятие государственного управления

Любой вид управленческой деятельности всегда предполагает це-ленаправленное воздействие субъекта управления на объект. С этой точки зрения государственное управление можно определить как одну из разновидностей социального управления, которое сосредоточено на решении проблем, затрагивающих жизнь общества в целом. В науке существует несколько трактовок государственного управ-ления. В узком значении под ним понимается функционирование ис-полнительно-распорядительных органов.Более сущностным отражением данного определения будет понимание госу-дарственного управления как системы внутри- и межорганизационных взаимодействий, обеспечивающих, в конечном итоге, проведение в жизнь политических решений.

В широком смысле государственное управление – это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирова-ние различных общественных (а иногда – и некоторых личных) отношений с помощью всех ветвей государственной власти – законодательной, испол-нительной, судебной, их органов, государственных служащих. Государственное управление  необходимо трактовать как способ реализации государственной власти. В силу этого государственная власть является неким ресурсом государственного управления для его эффективного осуществления. Характер государственного управления обусловлен различного ро-да факторами. Например, от формы государственного устройства (уни-тарное, федеративное, конфедеративное) и формы правления (монархия, республика) зависит степень централизации управления страной.Так как государство является неотъемлемой частью политической системы, то на его управление влияет сложившийся политический режим. При демократическом режиме обеспечивается широкое участие населения в управлении делами государства. Антидемократические ре-жимы (авторитарный, тоталитарный, военная диктатура), наоборот, на-правлены на полное отчуждение человека от власти и создание жесткой системы силовых и идеологических контрольных институтов. К условиям потенциального воздействия на систему государствен-ного управления можно отнести: масштабы территории страны, уровень политической культуры общества, традиции и т.д. Как правило, государственное управление определяется тремя структурными уровнями: – институциональный, являющийся связующим звеном государст-венной политики и государственного управления и отвечающий за оп-ределение стратегических целей и способов их реализации; – административный, отвечающий за планирование, организацию и контроль управленческих процессов;

– технологический, предполагающий удовлетворение конкретных социальных потребностей1. Государственное управление включает в себя широкий арсенал ме-тодов. При их классификации принято выделять следующие основные группы: экономические, административные, идеологические. Экономи-ческие (или косвенные) предполагают создание необходимых условий для успешной и выгодной деятельности хозяйствующих субъектов (на-пример налоговые льготы, льготное кредитование и т.д.). Администра-тивные способы выражаются в различных запретах или обязательных требованиях (например, введение экологических норм). Идеологические меры воздействия государства направлены на сознание людей (к ним, прежде всего, причисляют агитацию и пропаганду).

Понятие и проблемы трактовки местного самоуправления

Первоначальные формы локально-территориальной самоорганиза-ции населения сложились гораздо раньше государства. С возникновени-ем последнего происходило постепенное отчуждение органов местного самоуправления и обретение ими уже собственного институционально-го статуса. Оформление принципов самоуправления относится еще к периоду древнеримской государственности, где и появляется ставшее привычным для нас слово «муниципальный», которое по своей сути является синонимом «местный» и буквально означает «принимать на себя ношу». Однако в науке до настоящего времени не существует однозначной трактовки понятия «местное самоуправление». На определенных этапах эволюции политико-правовой мысли в него вкладывался различный смысл. В связи с этим общепринято выделять два основных подхода (с некоторыми вариациями каждый) к определению местного самоуправ-ления: государственный и общественный .

Государственная интерпретация сути местного самоуправления оформилась в рамках соответствующей государственной теории, сфор-мулированной немецкими учеными XIX в. Л. Штейном и Р. Гейстом. Согласно их взглядам, все полномочия местному управленческому зве-ну определяются и адресуются государством. Однако реализация их осуществляется самими жителями (выбранными или назначенными)1. Таким образом, местное самоуправление характеризуется как продол-жение государственного управления, которое попросту делегирует ему ряд своих функций. Ярким историческим примером крайнего огосудар-ствления местных институтов, когда они были «встроены» в жесткую властную вертикаль, является советская система управления.

Общественное (или негосударственное) толкование местного само-управления получило свое отражение в теории свободной общины и общественной теории2. Первая из них трактует общину как естественно сложившийся организм, который изначально был независим от возникшего позже института государства. Общественная теория самоуправления ак-центирует особое внимание на невмешательстве государства в хозяйствен-ную деятельность местных сообществ, что должно обеспечивать самостоя-тельное удовлетворение коллективных интересов жителей.

На основе вышеперечисленных подходов некоторые исследователи считают, что местное сообщество как низший уровень государственного управления может быть: – самоуправляющимся;

– частично самоуправляющимся, а частично подчиненным госу-дарству;

– полностью подчиненным государству.

к главным показа-телям местной самоуправляемости (или, наоборот, государственной управ-ляемости местными вопросами) можно отнести следующие факторы:

– степень государственного присутствия в местной властно-управленческой системе (в лице каких-либо представителей и их аппа-рата);

– избираемость (либо назначаемость) должностных лиц от населе-ния административно-территориального образования; – возможность использования разнообразных форм прямого воле-изъявления (референдум, собрания, выборы);

– уровень компетенции в вопросах формирования и распоряжения материально-финансовой базой соответствующих органов самоуправ-ления.

Общая характеристика государственного аппарата. Классификация государственных органов.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений.

Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан.

Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач.

В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия — это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер. Например, предписание санэпидстанции закрыть столовую, не отвечающую санитарным требованиям, вызов в суд для дачи показаний следует отнести к индивидуальным указаниям, распоряжениям, а такие, как установление оплаты проезда в транспорте, налогов, обязанности регистрации вновь организуемой фирмы, — к числу нормативных.

В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.).

В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых — государственный бюджет; в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

правотворческая — деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций;

правоисполнительная — деятельность по реализации юридических норм, в том числе по изданию индивидуально-конкретных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом;

правоохранительная — деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, т. е. работников, выполняющих работу и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Их правовой статус зафиксирован в законе, а объем и порядок использования ими властных полномочий — в должностной инструкции.

Классификация государственных органов возможна на основе различных критериев.

1. По способу возникновения органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные - это те, которые возникают в силу избрания и, соответственно, получения полномочий непосредственно от избирателей (например, парламенты в республиках). К ним же причисляют и возникающие в порядке наследования в наследственно-монархических странах. Таким образом, их объединяет то, что они никем не создаются. Производные же органы создаются указанными первичными органами государства. Это и исполнительные, и многие другие государственные органы (прокуратура и т.п.).

2. По задачам в системе органов государства выделяют а) законодательные; б) исполнительные и в) судебные. Эта известная триада властей, выдвинутая одним из первых Ш. Монтескье, сегодня многими дополняется еще одной - контрольно-надзорной.

Законодательные органы. Они образуются путем выборов (кроме монархий), осуществляют законотворчество, в т.ч. принимают бюджет, формируют правительство и контролируют его деятельность и т.д.

Исполнительные органы. К ним относятся, как правило, главы государств, правительств, министерств и ведомств, главы региональных органов управления (губернаторы и т.д.). Эти органы формируются различными путями: через выборы (президенты), посредством назначения (правительство), в конкурсном порядке (так замещаются ряд чиновничьих должностей). Основная задача - исполнение законов, в т.ч. и путем издания собственных подзаконных актов.

Судебные органы. Их главная задача - осуществление правосудия. Суды формируются путем избрания (непосредственно населением либо представительным органом) либо назначения (президентом). Правосудие осуществляется судами через разрешение дел (споров). С соблюдением при этом материально-правовых и процессуальных норм.

Контрольно-надзорные органы. Их выделение в науке не считается бесспорным. Тем не менее, в некоторых странах их существование не вызывает сомнений. К их числу относятся органы конституционного надзора, уполномоченные по правам человека (омбудсмэны), прокуроры и т.д. Их деятельность состоит в проверке соответствия действий и актов государственных органов (учреждений, предприятий), должностных лиц, с точки зрения законности, а иногда и обоснованности (т.е. целесообразности). О выявленных нарушениях докладывается соответствующему органу (парламенту, правительственным органам и т.п.). В некоторых странах они уполномочены давать указания (предписания) об устранении выявленных нарушений и даже привлекать, например, к материальной ответственности виновных должностных лиц.

В структуре государственных органов выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

3. Важным критерием классификации государственных органов является их деление по объему полномочий. В этом плане выделяются высшие и местные государственные органы. Правда, при этом следует иметь в виду, что местные органы не обязательно везде и всегда являются государственными. Так, в РФ органы местного самоуправления (на уровне села, поселка и т.п.) государственными не являются.

4. По сфере действия следует различать органы государства, действующие в обществе и действующие в международном сообществе. В условиях взаимозависимого, во многом целостного мира выделение последних особенно важно. Ибо средства и методы, используемые государством в этих различных сферах, имеют существенную специфику, учитывая, например, в основном координационный характер межгосударственных отношений (в то время как внутренним отношениям гораздо больше присущ субординационный характер). В рамках современного сообщества государств нет единого центра принятия обязательных властных решений. Последние принимаются путем согласования воль различных государств, зачастую методом консенсуса.

Информация о работе Государство: признаки и функции