Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 07:59, контрольная работа
Древнерусское государство (Киевская Русь) – государство исторически переходного типа, основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры. Включало огромную по тому времени территорию, и оказывало значительное влияние на судьбы мирового исторического процесса. Древняя Русь стала колыбелью трех Лунных славянских народов - русского, украинского и белорусского. Будучи полиэтническим государством, Киевская Русь стала примером равноправия всех народов, о чем говорил в своем "Слове о законе и благодати" русский митрополит Илларион (XI в.). Именно поэтому данная тема очень интересна для изучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Политическое устройство. Киевский и Новгородский типы политического управления ……………………………………………......4
Социальные отношения и экономика ……………………………………8
«Русская правда» - кодекс раннефеодального государства…………………………………..............................................10
Заключение……………………….………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………..17
Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились феодалами. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.
|
| |
3. «Русская правда» - кодекс раннефеодального государства.
Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.
Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах). Русская Правда также является памятником феодального права, всесторонне защищая интересы господствующего класса и откровенно провозглашая бесправие смердов и холопов. Ее нормы закрепляли привилегированное положение феодалов и их окружения, усиленно защищали жизнь и имущество господствующего класса. Подтверждение тому – содержание статей об ответственности за убийство, нанесение оскорблений, о праве наследования и др. Отдельные части Русской Правды возникли в наиболее сложные и острые моменты истории Киевской Руси, когда обострялась классовая борьба в стране, выливаясь в массовые народные движения. Поэтому по содержанию Русской Правды можно проследить, как развитие феодальных отношений определяло характер и формы классовой борьбы, а классовая борьба влияла на изменения государственного строя и эволюцию права.
Русская Правда во всех её редакциях и списках является памятником громадного исторического значения. На протяжении нескольких веков она служила основным руководством при судебном разбирательстве. Русская Правда настолько хорошо удовлетворяла потребности княжеских судов, что её включали в юридические сборники вплоть до XV века. Списки Пространной Правды активно распространялись ещё в XV - XVI вв. И только в 1497 году был издан Судебник Ивана III Васильевича, заменивший Пространную Правду в качестве основного источника права на территориях, объединённых в составе централизованного Русского государства.
Основные редакции Русской Правды это - Краткая, Пространная и Сокращенная. Эти редакции создавались в разное время и поэтому помогают изучать социально-экономические и политические отношения раннефеодального государства в динамике.
Древнейшей редакцией Русской Правды является Краткая редакция. Ее текстологический анализ позволяет восстановить фрагменты древнерусского права, восходящего еще к IX веку. Краткая правда делится на несколько частей: Правду Ярослава, Правду Ярославичей, Покон вирный, Урок мостников. Временем возникновения Правды Ярослава считают 10-30-е годы XI в., а Правды Ярославичей - 50-60-е годы XI в. Появление Краткой Правды как единого сборника исследователи относят ко времени не позднее конца XI в. или начала XII в.
Широкое распространение на Руси в качестве сборника относительно развитого феодального права получила Пространная Правда. Создание Пространной Правды относят ко времени княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава. Пространная Правда четко делится на две части: «Суд Ярославль Володимеричь» и «Устав Володимерь Всеволодича». Источниками Пространной Правды являлись Краткая Правда и Устав Владимира Мономаха (о взыскании процентов и закупах).
Третья редакция Русской Правды – Сокращенная – возникла не ранее второй половины XII в. Большинство исследователей рассматривают этот памятник как переработку одного из списков Пространной Правды, вызванную потребностями складывавшегося централизованного русского государства, и относят время ее составления к XV – XVII вв.
Содержание Русской Правды дает представление о характере и устройстве феодальной вотчины, о жизни свободного и феодально-зависимого населения, о государственном строе Древней Руси, суде, преступлениях и наказаниях, о наследовании и договорах и т.д.
Анализ норм Русской Правды показывает, что развитие феодализма вело к более яркому проявлению у преступлений классового характера, а также формированию в праве иерархии мер наказания в зависимости от социального положения и сословной принадлежности потерпевшего и преступника.
Объектами преступного деяния являлись власть князя, личность, имущество, нравы. Объективная сторона преступления была еще недостаточно выражена, известны были лишь покушение на преступление и оконченное преступление.
Субъектами преступления не могли быть рабы. Они являлись собственностью господ, которые и несли материальную ответственность за их неправомерные поступки, что, однако, не исключило применения к рабу мер физического воздействия.
Особо опасным преступлением в Древнерусском государстве считалось посягательство на княжескую власть, проявлявшееся прежде всего в виде восстаний. К виновным применялись суровые меры наказания, налагаемые князьями.
Преступления против личности. Одним из преступлений, посягавших на личность, было убийство. Охрана личности феодала была объектом особого внимания государства, и за совершение действий, направленных против них, наказывали довольно строго. Русская Правда предусматривает ответственность за нанесение человеку увечий, ран и побоев. Так, ст. 5 Краткой Правды говорит об ответственности за увечье, причиненное ударом меча по руке. Статьи 3,4 Краткой Правды говорят о побоях, причем они различаются в зависимости от предмета, которым наносился удар. В Пространной Правде неоднократно говорится об ответственности за причинение увечий, нанесение побоев и ран, в основном повторяя содержание норм Краткой Правды.
Имущественные преступления. Защите собственности, особенно феодалов, в Киевской Руси уделялось много внимания. Право феодальной собственности ограждалось суровыми наказаниями в отношении посягавших на него.
Русской Правде известно такое тяжкое преступление, как разбой. Довольно много в ней говорится о краже-татьбе, т.е. тайном похищении чужого имущества. В ст. 13 Краткой Правды предусматривались штрафы за кражу коня, оружия, одежды. Развитие хозяйства феодалов повлекло за собой ограждение нормами Русской Правды таких объектов, как скот, домашняя птица, сельскохозяйственные продукты. Устанавливалась ответственность за кражу чужого холопа. Опасными имущественными преступлениями являлись поджог гумна или двора, злостное уничтожение коня или других домашних животных.
Последовательно отстаивая неприкосновенность
права феодальной собственности, Русская
Правда допускала возможность при определенных
условиях безнаказанно убить вора, застигнутого на дворе, в доме или в хлеве.
Преступления против семьи и нравственности.
В так называемом светском праве Киевской
Руси не было норм, которые охраняли бы
семью и нравственность от преступных
посягательств. Такие преступления предусматривались
в церковных уставах Владимира и Ярослава
Мудрого. К ним относились умыкание, пошибание
(изнасилование) боярских жен и дочерей,
роспут (самовольный развод с женой), рождение
незамужней дочерью внебрачного ребенка,
организация массового изнасилования
девицы, заключение брака между близкими
родственниками, прелюбодеяние, двоеженство,
сожительство с черницей, кума с кумой,
брата с сестрой, свекра со снохой и т.д.
Преступления против церкви. В Русской Правде не упоминается этот вид преступлений. Однако привилегированное положение церкви в Киевской Руси дает основание считать, что существовали нормы, охраняющие церковное имущество и церковных служителей от преступных посягательств.
Целью наказания было, прежде всего возмездие
и возмещение ущерба. Как право – привилегия
уголовное право в Киевской Руси открыто
провозглашало в форме сословных привилегий
классовый характер наказания. Жизнь,
честь и имущество феодалов ограждались
более суровыми наказаниями, чем жизнь,
честь и имущество простых свободных людей
древнерусского общества. Древнейшей
формой наказания являлось месть преступнику
со стороны потерпевшего или его родственников.
Во времена Русской Правды месть вначале
ограничивается, а затем отменяется совсем.
Преобладающим видом наказания по Русской
Правде были денежные взыскания с преступника,
слагавшиеся из двух частей; штрафа и компенсации;
штраф поступал князю, компенсация за
причиненный ущерб шла потерпевшей стороне.
Тяжким наказанием в виде денежного взыскания
была вира – денежный штраф, взыскивавшийся
в пользу князя за убийство свободного
человека. Двойная вира в размере 80 гривен
полагалась вначале за убийство огнищанина,
а позднее - вообще княжих мужей, что свидетельствует
об усиленной защите жизни представителей
класса феодалов. За совершение таких
преступлений, как отсечение ноги, руки,
носа, выкалывание глаза, убийство женщины
взималось «полувирье» - т.е. штраф в размере
20 гривен.
Высшей мерой наказания по Русской Правде являлся так называемый «поток и разграбление». Этот вид наказания полагался за три вида преступлений: убийство в разбое, конокрадство, поджог дома и гумна. У преступника конфисковалось все имущество («разграбление»), и он изгонялся вместе с женой и детьми из общины («поток»), что обрекало изгнанных на гибель. А, возможно, что обращался с женой и детьми в рабство. Статьи, предусматривавшие «поток и разграбление», своим острием были направлены против усилившейся к началу XII в. классовой борьбы народных масс.
Смертная казнь, телесные и членовредительные наказания не были свойственны древнейшей системе русского права, но появились они фактически довольно рано и прежде всего в практике церковных судов.
Заключение
Для написания работы был изучен теоретический материал, соответствующий по теме и целям, сформулированным во введении. Результатом такого исследования стала написанная работа, которая позволила сделать следующие выводы:
- политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво, так как состояло из многих племенных и городских миров, это княжество не могло сложиться в единое государство и вследствие чего распалось;
- при этом в Древнерусском государстве зародилась система органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти;
- в это время было развитие древнерусских ремёсел, данный этап характеризуется совершенной и высокой техникой ремесленного производства;
- торговля в Древней Руси играла огромное значение, внешняя торговля была довольно сильно развита, являлась важной составляющей экономики. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. Из Руси вывозились на продажу пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр. А предметами ввоза были предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и прочее.
- во время Киевского периода зародилась и развивалась «Русская Правда», которая являлась первым писаным сводом законов.
Таким образом, задачи исследования выполнены и цель работы, заключавшаяся в изучения становления Государства Киевская Русь, достигнута.
Список используемой литературы