Государство и право Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Древняя Греция, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё влияние в период греческой колонизации (8—6 вв. до н. э.) на территории Южной Италии, восточной Сицилии, южной Франции, на северном побережье Африки (в Киренаику), проливы и побережья Чёрного и Азовского морей, куда были выведены греческие колонии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Формирование политической общины и становление государства в Греции……………………………………………………………………………….5
Глава 2. Законодательство: право и суд в Афинах……………………………….9
Глава 3. Возникновение государства в Спарте…………………………………..18
3. 1. Возникновение рабовладельческого государства в Спарте………18
3.2. Общественный строй…………………………………………………18
3.3. Государственный строй………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….22
Библиография……………………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

ИГП ЗС государство и право Древней Греции.doc

— 526.00 Кб (Скачать файл)

В начале VI века обширное законодательство было осуществлено в Афинах Солоном. Основным содержанием реформ Солона (начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных лиц, но не могли быть избраны.

 Центральное место в преобразованиях Солона занимают политические реформы. Прежде всего происходит деление граждан по имущественному (центральному) признаку, вне зависимости от происхождения. В соответствии с новой структурой афинское общество делится на 4 разряда: пентакосиомедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители первой категории могли занимать любую должность; всадники и зевгиты не могли лишь избираться в архонты; феты обладали правом избирать должностных лиц в народное собрание, но сами не могли быть избраны.

 При Солоне  были образованы Совет четырехсот (буле), куда избирались по сто  представителей от каждого племени,  и суд присяжных – гелиэя. Выросла  роль народного собрания, а роль  ареопага уменьшилась, за ним  было оставлено право контроля  за соблюдением законов и деятельностью народного собрания7

Солон учитывал интересы укрепляющейся частной собственности  и способствовал своими законами развитию ремесла и торговли в  Афинах. Так Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет  законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой «буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины». Он постановил, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его какого либо ремеслу. Ареопагу он поручил наблюдать за источниками средств к жизни отдельных лиц и наказывать тех, кто не имеет ни каких занятий.

В V – IV веках законы становится главным источником права. Законами считаются постановления народных собраний, содержащих общее положение. От них отличаются псефизмы, которые касаются каких-либо отдельных лиц. Законодательные акты греческих государств, относящиеся к рассматриваемому периоду (VI – IV века) в большинстве не дошли.

Высшая власть принадлежала ареопагу, заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное управление, административную, судебную и военную власть.

С именем Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. В 509 году до н.э. Клисфен осуществил реформы8. Было изменено административное деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип. Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии каждая. Были образованы новые государственные органы "совет пятисот" и коллегия стратегов, в которую входили по одному представителю от каждой филы.

В результате всех этих изменений в Афинах сложилось  рабовладельческое государство  в форме демократической республики.

Государственный аппарат  Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом  афинской республики. Право участия  в народном собрании имели все  полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного  собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных  отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой  постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем  жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.  Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).

Каждый год Совет  обновлялся, так как повторное  избрание гражданина было возможным  лишь через несколько лет и  только один раз. Члены Совета получали жалование.

Совет пятисот подготавливал  и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного  собрания, составлял предварительное  заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Совет контролировал  исполнение постановлений Народного  собрания, деятельность всех должностных  лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского  государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.

Руководство повседневными  делами возлагалось на филу, или  прита-нию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей  среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем  Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены  Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право  привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин. Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Исторически первым судом был суд базилевса  – племенного вождя, имевшего власть над жизнью и имуществом соплеменников. Позднее судебные функции перешли к ареопагу, который обладал еще административной властью. В качестве суда он расследовал дело, выносил приговори следил за его исполнением. Стороны выступали в процессе после вынесения присяги.

Судебное  разбирательство в Афинской гелизе имело две разновидности –  по делам государственной важности и по делам частным.

Делами  государственными (общеполисными) считались такие дела, которые были связаны с нарушением интересов всей общины или отдельного её члена, которым был причинен вред вследствие совершения противоправных действий. Частные дела возникали вследствие нарушения личных интересов. Первые дела со времени Солона мог начинать любой полноправный житель полиса, даже если он сам от противозаконных действий не пострадал. Если он при этом проигрывал тяжбу, то подвергался крупному штрафу. Если государственный процесс истец проигрывал трижды, то он считался сутягой, лишенным общественного доверия уже на все последующее время.

Все заботы по ведению процесса ложились на самого гражданина, адвокатов не было, но были помощники в написании речей (логографы) и так называемые помогающие ораторы: обвинитель и обвиняемый произносили несколько вступительных фраз, а все остальное с дозволения судей произносил оратор. Время на выступление таким ораторам определялось, по водяным часам клепсире. Но по особо важным делам судебное слушание проводилось без ограничения времени – «без воды».

Свидетели присягали у жертвенника и  давали свои показания устно. Свидетелей – рабов могли допрашивать  с применением пыток (подвешивание, вливание в ноздри уксуса, прижигание тела раскаленным предметом и  др.)9.

Так, высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг. Под председательством архонта, базиловса он рассматривал дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела об неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража, и другие имущественные преступления – коллегией одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтитов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по делам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание10.

  Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

Правами афинских граждан пользовались лишь лица, у которых как отец, так  и мать – граждане Афин. По достижение 18-ти летнего возраста они зачислялись  в списке членов дема – демотов. Граждане пользовались политическими  правами, то есть правом участвовать в народном собрании, правом быть избираемыми на различные должности, в том числе на должность совета пятисот, а также на судебные должности. Афинское гражданство давало право на получение различного рода пособий от государства, на участие в производившихся государством раздачах. Отдельные граждане могли быть ограничены в своих гражданских правах по суду за различные преступления, то есть могли подвергнуться бесчестию (atimia) .

Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Предметом договора могли быть не только движимые вещи, но и различного рода недвижимости — поле, дом, сад. Предметом купли-продажи были также рабы.

Брак и семья. Вступление в брак считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло за собой никаких наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастие и как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению рода. В гомеровскую эпоху, брак заключался с помощью договора купли-продажи невесты, сторонами в котором выступали отец девушки и её жених. Установление приданого не было обязательным для отца; ели же девушку выдавал замуж её брат, он обязан был дать приданое.

Афинская  семья — семья моногамная. Женщина  занимала в ней подчинённое, приниженное  положение. В действительности семья  была моногамной лишь для женщины. Однако для связи мужчин с другими женщинами, кроме своей жены, не порождали никаких юридических последствий.

Развод  для мужчины был свободен. Муж  мог в любое время отослать жену из своего дома. В этом случае он обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван изменой жены.

В наследственном праве ситуация складывалась следующим  образом: Если умерший не составлял  завещания, наступало наследование по закону. Наследовали в первую очередь сыновья умершего. Дочь при  наличии сына не считалась наследницей. Между сыновьями наследство делилось поровну. Наследование по завещанию появляется в Афинах начиная с Солона. Для действительности завещания необходимо было, что бы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому принуждению. Завещать мог лишь тот, у кого не было детей мужского пола.

Уголовное право. Преступления имели довольно развернутую квалификацию. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскорбление богов, кража храмового имущества. Серьёзными прегрешениями считались клевета, плохое обращение детей и престарелыми родителями, похищение девушки. Вора-рецидивиста обращали в рабство11. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные; против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении. страдания преступнику.

Судебный  процесс начинался после получения  должностным лицом жалобы, которую  могли подать только полноправные афинские граждане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего  приносил глава семьи, за метэка - его  простат, за раба - его господин. Затем должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. Если со стороны обвиняемого или ответчика не поступало письменных возражений против рассмотрения дела по существу, судьи переходили к рассмотрению дела. Все необходимые доказательства по делу представлялись сторонами.

По  окончании предварительного расследования  происходило судебное заседание, на котором решение принималось  тайным голосованием. Судебные решения  и приговоры могли быть обжалованы в гелиэе. Решения гелиэи были безапелляционными. Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелизи были окончательными и обжалованию не подлежали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Возникновение государства в  Спарте.

3. 1. Возникновение рабовладельческого государства в Спарте.

Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии. Подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.

В Спартанском  государстве сложилось классовое  рабовладельческое общество, сохранившее  пережитки первобытнообщинного  строя и военную организацию  общества. Утверждение социального  и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

Информация о работе Государство и право Древней Греции