Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:25, реферат
Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.
Государство
и право Древней Индии
Образование
государства
Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Мохенджо - Даро и Хараппа — два самых больших города древней цивилизации, бывшие столицами политических объединений. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первобытно - общинного строя. В XVIII—XVII вв. до н. э. хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями. Приход индоарийских племен в середине 2-го тыс. до н. э. завершил упадок главных хараппских центров.
Период с середины 2-го тыс. до н. э. до первой половины 1-го тыс. до н. э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.
С
усилием общественного
Сначала большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении раджи. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных раджи. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением власти раджи.
Органы
племенной администрации
Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).
Народ облагался налогами. Например, то, что раньше являлось добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратилось в обязательный и строго фиксированный налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.
Так
на базе родо-племенных коллективов
возникают государственные
Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско - Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.
Между
тем империя Маурьев являлась
конгломератом племен и народов,
стоявших на разных ступенях развития.
Несмотря на сильную армию, крепкий
аппарат управления, Маурьям не удалось
сохранить единство государства. Во
II в. до н. э. Индия распалась на множество
государственных образований.
Общественный
строй
Образование варн. С разложением первобытно - общинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Варны возникли еще в до - классовом обществе, а затем получили закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия - варны становились все более замкнутыми. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия, поклонение одним богам.
Индийские
источники, в частности законы Ману,
дают описание индийских варн: брахманы
— члены жреческих родов, кшатрии
— военная аристократия, вайшья
— рядовые общинники, шудры —
неравноправные члены общества. При
этом брахманы, выполнявшие жреческие
функции и знавшие священное
учение, занимали наиболее почетное место
в обществе. Их называли “авадхья”
— неприкосновенные. Возникновение
варны шудр связывается с участившимися
войнами и усилением
С
окончательным оформлением
Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.
Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае. Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты. Это было связано с падением роли свободных общинников и превращением их в неполноправных крестьян. Теперь линия раздела проходила главным образом между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой. Варны вайшьев и шудр, представлявшие собой общеиндийские социальные группы, преобразовались в касты, более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной территории и занимавшихся определенной деятельностью. В рамках касты существовали свои органы управления, система взаимопомощи. Число каст достигало пятнадцати. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.
Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.
Процесс
имущественной дифференциации уже
глубоко проник в общину: наряду
с общинниками, которые сами работали
на своих участках, была и верхушка,
эксплуатировавшая и рабов, и
наемных работников. Некоторые общинники
разорялись, лишались земли и орудий
труда и были вынуждены работать
в качестве арендаторов. Различным
было и положение деревенских
ремесленников: часть их работала самостоятельно,
имея собственные мастерские, другие
нанимались на работу за определенную
плату. Община еще сохраняла черты
единого коллектива и старые общеобщинные
традиции. В определенном отношении
она была самостоятельна в своих
внутренних делах. Свободные жители
на собраниях решали различные вопросы
управления, хотя все большее значение
приобретали главы деревни. Вначале
глава общины выбирался на собрании
общинников, затем утверждался
Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняли собой классы. Это выразилось в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между варнами, чем между классами, так как именно деление общества на варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.
Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии.
Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение.
В отличие от Древней Греции и Древнего Рима индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Таким образом, особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытно - общинного строя.
Рабство в Древней Индии по своим основным признакам было похоже на рабство в Греции и Риме.
Наиболее
характерная общая черта, отличающая
раба от других эксплуатируемых,— отсутствие
права на свою личность: он был вещью
в образе человека, полностью находящейся
во власти другого. В Древней Индии,
как и в античном мире, считалось
само собой разумеющимся право хозяина
распоряжаться жизнью раба.
Государственный
строй
Магадхско - Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти и падением роли институтов племенного управления.
Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.
В
эпоху Маурьев оформилась концепция
“чакравартина” — единоправителя,
власть которого будто бы распространялась
на огромные территории. Маурийский царь
стоял во главе государственного
аппарата и обладал законодательной
властью. Эдикты издавались от имени
и по повелению царя. Он сам назначал
крупных государственных
Из-за частых заговоров особое внимание уделялось охране царя. Хотя раджа сам выбирал себе надежных помощников, за ними также была установлена секретная слежка. В целом службе надзора придавалось большое значение. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.
Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
Совет царских сановников — паришад существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада, действовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел члены обоих советов могли вместе собираться.
Паришад
как политический орган состоял
из знати — военной и жреческой,
которая стремилась сохранить свои
привилегии и ограничить абсолютную
власть правителя. В ранние периоды
паришад был более широким
по составу и более
Подобные преобразования претерпела и сабха — широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета — раджа - сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа - сабха была более представительным органом, и в ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа - сабхе.
Источники свидетельствуют, что даже в периоды наибольшего усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя.
Территория
государства в эпоху Маурьев
делилась на провинции. Во главе четырех
главных провинций находились царевичи.
Эти провинции обладали особым статусом,
в частности немалой