Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:39, курсовая работа
Целью данного курсового исследования является анализ возникновения и развития Древнерусского государства и права в период IV-IXвв.
Так как процесс возникновения Древнерусского государства и его правовой системы находился в неразрывной связи с развитием древнерусской народности, то для достижения поставленной цели своей работы необходимо решить следующие задачи:
- Сопоставить различные теории возникновение Древнерусского государства.
- проследить за развитием государственного строя древней Руси;
- определить структура и правовое положение населения;
- рассмотреть положение и роль церкви в государстве древней Руси;
- показать переход Руси к феодальной раздробленности как закономерный этап исторического развития государства.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
Государство и право Древней Руси
Выполнил:
студент 1 курса, 2 группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Правоведение»
заочной формы обучения
_________________
(подпись студента)
Научный руководитель:
Минск
Содержание
Существует множество причин возникновения и развития первых государств. Независимо от исторических подходов к этой проблеме, нельзя не признать, что «Наша древность не знает единого «государства Российского»; она имеет дело со множеством единовременно существующих государств. Эти небольшие государства называются: волостями, землями, княжениями, уделами, отчинами князей, уездами; всего позднее возникают для них наименование государство»1. Основными признаками государства является союз людей, наличие форм власти, права, территории, на которой имеется власть и суверенитет.
Целью данного курсового исследования является анализ возникновения и развития Древнерусского государства и права в период IV-IXвв.
Так как процесс возникновения Древнерусского государства и его правовой системы находился в неразрывной связи с развитием древнерусской народности, то для достижения поставленной цели своей работы необходимо решить следующие задачи:
- Сопоставить различные теории возникновение Древнерусского государства.
- проследить за развитием государственного строя древней Руси;
- определить структура и правовое положение населения;
- рассмотреть положение и роль церкви в государстве древней Руси;
- показать переход Руси к феодальной раздробленности как закономерный этап исторического развития государства.
Впервые вопрос о происхождении Древнерусского государства был поставлен в «Повести временных лет» - летописном своде конца XI – начала XIIв., составителем которого считается монах Нестор. Летописец сообщает о 14 племенных союзах у восточных славян, сформировавшихся, по-видимому, не позднее VIIIв. Союзы возглавляли князья и родоплеменная знать.
Племенные союзы в целях совместного ведения боевых действий, захвата добычи, обороны, контроля за важнейшими торговыми путями объединялись в так называемые «союзы союзов». В арабских источниках упоминаются три таких крупных центра: Куяба (Киев), Славия (Новгород), Артания (местонахождение точно не установлено).
Киев был крупнейшим торговым и политическим центром, возникшим еще в Vв. Нестор упоминает основателей местной княжеской династии – братьев Кия, Щека и Хорива, потомками которых, по сведениям польских средневековых хроник, являлись княжившие в Киеве в IXв. Аскольд и Дир. Очевидно, что в повествовании о трех братьях речь идет скорее о легендах, а не реальных персонажах, но большинство ученых, тем не менее, признают, что предпосылки создания государства вызревали в Среднем Приднепровье на протяжении длительного исторического периода. Иордан упоминает о крупных союзах антов, располагавшихся на данной территории в IV – V вв. Антские вожди (рексы) – Ардагаст, Межамир, Добригаст, Бож – обладали большой властью, что позволяло им вести равную борьбу с готами. Наряду со столь древними военно-политическими традициями следует отметить выгодное географическое положение Киева на важнейшем торговом пути «из варяг в греки» (из Балтийского моря по рекам в Черное море и далее к столице Византии – Константинополю). Таким образом, можно считать вполне закономерным образование здесь в VIII - IXвв. крупного объединения восточных славян.
В 882г. Под властью Киева и племенного союза полян объединялись два крупнейших политических центра – Киев и Новгород. В результате образовалось Древнерусское государство – Киевская Русь. Первым великим князем единого государства стал князь Олег. [4]
Норманнская теория – это направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов, скандинавов) основателями первого государства восточных славян - Киевская Русь.
Официальное распространение норманнская теория получила в 30-40-е годы XVIII века во времена "бироновщины", когда многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами. Естественно, что и весь первый состав Академии Наук был укомплектован немецкими учеными.
Так, в стенах Российской Академии Наук в XVIII веке родилась норманнская теория, согласно которой Киевское государство было создано норманнами-варягами. Родоначальниками этой теории выступали Иоганн Готфрид Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый Герардт Фридрих Миллер. Считается, что создали они эту теорию под влиянием политической обстановки. Чуть позже эту теорию развил Шлетцер.
Немецкие ученые использовали сообщения летописи "Повесть временных лет" для изложения своей теории. Русский летописец начала XIIв., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. Три брата - варяга - Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян, и власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в их руки. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова "сине хус трувор" означают "с домом и дружиной").
Далее немецкие ученые доказывали, что образование государственности у восточных славян - заслуга исключительно норманнов и делали выводы об извечной отсталости славян. Старший из князей Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г . Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманнисты утверждают, что пришедшие варяги есть скандинавы и они практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе. [3]
Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовать на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.
Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.[8]
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.
Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.
Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.
Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI в.).
Основу военной организации Киевской Руси составляла великокняжеская дружина, по численности сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, зависевшие от милости князя. Но и он сам от них зависел. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя, внутреннюю и внешнюю. Вассалы великого князя, являясь по его зову в Киев, приводили с собой дружины, а также ополчение, состоявшее из их слуг и крестьян. Испытывая потребность наращивания военной силы, киевские князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, потом степных кочевников (каракалпаков и др.)
В Древней Руси не было специальных судебных органов. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу великого князя. Однако существовали специальные должностные лица помогавшие в отправлении правосудия. Судебные функции выполняли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зависимых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.
Управление государством, ведение войн, удовлетворение личных потребностей великого князя и его окружения требовали, конечно, немалых средств. Кроме доходов от собственных земель, князья установили система налогов, дани. Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине, но затем они становятся обязательным налогом. [8]
Русское общество X – XII веков было уже сильно расслоено по количеству прав и имущества. Во главе Руси стояли великие киевские князья, которые были полноправными правителями страны. Прежних мужей племенных княжений именовали боярами. Они составляли верхушку дружинного слоя, старейшую дружину. Низшим слоем была младшая дружина. Но и те, и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения – в военном деле, управлении страной, суде и расправе, сборе дани и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. В услужении князю были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. Все они были членами младшей дружины и в то же время оказывали различные услуги как в великокняжеском дворце, так и в княжеских делах. Дружины старшая и младшая, прежде исполнявшие чисто военные функции, с конца Х века и в течении всего XI века все более сливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод, тысяцких. Сам великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы. Также он стоял во главе управления страной и судопроизводства. По мере того, как исчезали остатки старого, родоплеменного, строя, тем более возрастала власть великого князя и аппарата управления в центре и на местах, и тем большее значение приобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением.