Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:35, реферат
Цель данной работы изучить государство и право Золотой Орды.
Задачи:
1. рассмотреть государственное устройство Золотой Орды:
2. исследовать общественный строй Золотой Орды;
3. проанализировать право Золотой Орды.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Государственное устройство Золотой Орды 4
2. Общественный строй Золотой Орды 6
3. Право Золотой Орды 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16
С 60-х годов XIII в. Золотая Орда является субъектом международных отношений, поэтому отдельные нормы международного права, как, например, трапезундское право, также принимают характер источников норм права для золотоордынского государства.
Особенно ярко это проявилось в следующих областях: международной торговле - генуэзские и венецианские торговые фактории; ведении военных действий; статусе послов, иностранных купцов и путешественников в странах пребывания и т.д. Ещё одним источником норм права в этой сфере были международные политические и торговые договоры с другими странами, поскольку «договоры между государствами всегда являются нормативными»10.
Монгольское, а позднее и золотоордынское общества быстро адаптировались к новым политическим, экономическим и правовым обстоятельствам. Это обусловило вынужденное заполнение вакуума в правовой сфере соответствующими правовыми аналогиями. Более всего такие заимствования были произведены у древних тюрков, что-то взято от китайских империй. По мнению большинства исследователей, монгольские правители заимствовали у древних тюрков институт Великого кагана (монгольск. - каан) и ханов-наместников (т.е. многие нормы публичного права), а также ряд норм из правового статуса киданьских и китайских императоров и т.д. Это означает, что правовые традиции упомянутых стран стали источниками норм права для каганата монголов, позже улуса Джучи11. Судебная практика степных судей, по мнению И.А. Исаева, - ещё один источник права в средневековых обществах12.
Основным источником норм права в улусе Джучи была прежде всего Великая Ясса Чингисхана, начатая в 1206 г. в качестве свода правил и норм монгольского народа. Она состояла из двух частей: «Билик» (приказы) и «Джасак». Первая часть насчитывала 30 статей, а вторая - 58 статей13. Вторая часть содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права, а также правила, регулирующие быт подданных. Санкции по этим нормам даже для своего времени были достаточно жестокими и не только за преступления, но и за проступки. Например, казнь была обещана каждому, кто осмелился бы назвать себя ханом, не будучи избранным специальным курултаем. В области торгового права казнь грозила тем, кто будет уличен в сознательном обмане, и тем, кто в торговых делах трижды обанкротится. В сфере военного права казни мог подвергнуться тот, кто в бою не окажет помощи другому, кто самовольно оставит порученный ему пост, кто будет уличен в предательстве, воровстве, лжесвидетельстве или в непочтении к старшим и т.д.
Источниками норм права Золотой Орды были также нормы обычного права монголов, кыпчаков и других этносов и этнических групп, входивших в золотоордынское государство. Деспотичная власть великого кагана и улусных ханов не отражалась на нормах обычного права этих социумов. Каждый социум, входивший в золотоордынское общество, обладал своими традиционными нормами обычного права. Так как монгольские каганы и золотоордынские ханы считали, что источник обычного права - это результат творчества богов, естественно отсутствовала процедура публичного принятия общественных норм.
По мере исламизации Золотой Орды к источникам норм права в этом обществе прибавились фикх и шариат. До провозглашения ханом Узбеком ислама частью государственной идеологии данные нормы применялись главным образом в городах и местностях с оседлым населением. С первой четверти XIV в. мусульманское право порой насильственным путём распространяется и на степные регионы. Как известно, некоторые представители монголо-кыпчакской знати, выразившие несогласие с омусульманиванием, были казнены, однако оппозиция осталась. На стыке нового для Орды исламского права и обычного права монголов и кыпчаков произошло генерирование адата. Адат - это совокупность исламского и обычного права центральноазиатских кочевников.
Устные и письменные распоряжения и предписания улусного хана - ярлыки являлись для подданных, в том числе для монгольской знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.
Таким образом, основными источниками традиционной обычно-правовой системы Золотой Орды выступали:
Правовые обычаи монголов и кумано-кыпчаков. Основная масса правовых обычаев касается дел, связанных с уголовными преступлениями, регламентацией семейно-брачных и прочих отношений через решение вопросов собственности на скот и другое движимое имущество.
Новые правовые нормы, вводимые государственной властью в виде законов - нормативных актов, имеющих высшую юридическую силу. В период обширных завоеваний, укрепления и расширения государственной организации использование норм только обычного права становится недостаточным для монголов ввиду несоответствия многих положений-обычаев реальностям изменяющейся внешней и внутренней ситуации. В этой ситуации правовой вакуум заполняется Яссой Чингизхана, которая представляла редактированный вариант старого обычного права, «царского» права, правил и отдельных правовых ханских актов. Эта категория законов была призвана обслуживать интересы генерируемого нового общества и нового типа государства номадного типа.
Некоторые нормы международного права, кааны и улусные ханы в результате завоеваний были вынуждены общаться с другими субъектами внешнеполитических отношений, например вопросы, касающиеся закрепления политических договоров брачным союзом, институт «аманатов» (дипломатических заложников), вопросы, связанные с посольскими отношениями, и др.
Элементы исламского права, которое становится реальным фактором правовой жизни с XIV в. на контролируемых монголами территориях. Параллельно существует адат как симбиозная и во многом несовпадающая система. В начальный период распространения ислама в регионе в VIII-IX вв. основными субъектами фикха и шариата были лишь отдельные, в основном оседлые, общины в южной маргинальной зоне. Ко времени правления хана Узбека картина изменилась кардинально, что связано с успешным распространением ислама миссионерами (ходжами и сеидами), в том числе в ареале кочевничества.
Юридическая практика степных судей, наиболее удачные решения которых становились широко известными и использовались другими судьями.
Можно констатировать, что нормы права в Золотой Орде пополнялись из широкого круга источников и были результатом синтеза большого количества собранных в один социум этносов и опосредованы процессом генезиса нового государства. Право Золотой Орды - результат сложных исторических обстоятельств, взаимодействия различных источников права и поэтапных условий генезиса золотоордынского общества. Право этого общества оказалось вполне адекватным современным ему реалиям.
Золотая Орда была создана потомками Чингисхана в первой половине XIII в. Она была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.
Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое боеспособное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это создавало мощь ордынской империи. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила пик своего могущества.
Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой – династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.
Поэтому система управления
государством, заложенная еще при
нем, практически оставалась до конца
существования этих государств. Естественно,
какие-то преобразования, реформы проводились,
появились некоторые новые
Нормы права в Золотой Орде пополнялись из широкого круга источников и были результатом синтеза большого количества собранных в один социум этносов и опосредованы процессом генезиса нового государства. Право Золотой Орды - результат сложных исторических обстоятельств, взаимодействия различных источников права и поэтапных условий генезиса золотоордынского общества.
1 Каргалов, В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII век. / В.В. Каргалов. – М.: Либроком, 2011. – С. 10.
2 Кучкин, В.А. Русь под игом: как это было? / В.А. Кучкин. – М., Панорама, 1991. – С. 23.
3 История отечественного государства и права: учебник. Т. 1 / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2005. – С. 189.
4 Федоров-Давыдов, Г. А. Общественный строй Золотой Орды / Г.А. Федоров-Давыдов. – М.: Издательство Московского университета, 1973. – С. 12.
5 Марченко, М.Н. Источники права: учеб. пособ. / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2006. – С. 5.
6 Бичурин, Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в древности в Средней Азии. Т. 2. / Н.Я. Бичурин. – М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. – С. 230.
7 Мальцев, Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства / Г.В. Мальцев. – М., 2000. – С. 68.
8 Мальцев, Г.В. Очерк теории обычая и права // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. – Ростов-н/Д., 1999. – С. 31.
9 Клочков, В.В. Религия, государство и право / В.В. Клочков. – М., 1978. – С. 94.
10 Проблемы обшей теории государства и права / под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2004. – С. 276.
11Трепавлов, B.В. Государственный строй монгольской империи. XIII в. Проблема исторической преемственности. / В.В. Трепавлов. – М.: Вост. Лит., 1993. – С. 75-123.
12 Исаев, И.Л. История государства и права России / И.Л. Исаев. – М.: Юристъ, 2004. – С. 5.
13 Хара-Давань, Э. Чингисхан как полководец и его наследие / Э. Хара-Давань. – Алма-Ата, 1992. – С. 177-187.