Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 23:04, реферат
1. К данным словам подберите определения, правильно согласуя их с существительными.
Авеню, алиби, атташе, бра, бренди, безе, боа, визави, евро, жюри, какао, какаду, кенгуру, киви, кольраби, кофе, пенальти, табу, цунами, Калахари, Сочи, Миссисипи, Онтарио.
2. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Укажите существительные, имеющие варианты.
Автор, бант, бухгалтер, год, директор, доктор, инспектор, катер, корпус, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, шарф, шофёр, шулер, якорь, ястреб.
Грамматические нормы (
1. К данным словам
подберите определения, правильно согласуя
их с существительными.
Авеню, алиби, атташе, бра, бренди, безе,
боа, визави, евро, жюри, какао, какаду,
кенгуру, киви, кольраби, кофе, пенальти,
табу, цунами, Калахари, Сочи, Миссисипи,
Онтарио.
2. От данных существительных
образуйте форму именительного падежа
множественного числа. Укажите существительные,
имеющие варианты.
Автор, бант, бухгалтер, год, директор,
доктор, инспектор, катер, корпус, паспорт,
порт, профессор, сектор, слесарь, сторож,
тенор, тополь, торт, шарф, шофёр, шулер,
якорь, ястреб.
3. От данных существительных
образуйте форму родительного падежа
множественного числа.
Англичане, апельсины, баклажаны, буряты,
гектары, заморозки, калмыки, килограммы,
кочерги, мандарины, микроны, носки, полотенца,
рельсы, рентгены, сапоги, томаты, туфли,
чулки, якуты, ясли.
4. Употребите аббревиатуры
в контексте, выявляющем их родовую принадлежность.
ООН, ТЭЦ, МИД, МГГЭИ, ТАСС, ЗАГС, НИИ, РАН,
АТС, МВФ, СПИД, ЮНЕСКО, МКАД, ГИБДД, ФСБ,
ВАК, НАТО.
5. Подберите к существительным
мужского рода существительные женского
рода, дайте их функционально-стилистическую
характеристику. Всегда ли возможны такие
соответствия?
Агроном, адвокат, аспирант, врач, генерал,
директор, доктор, доцент, инженер, инспектор,
инструктор, кандидат, корректор, космонавт,
корреспондент, лаборант, машинист, педагог,
профессор, прокурор, редактор, слесарь,
следователь, судья, член-корреспондент,
тракторист, учитель.
6. Раскройте скобки,
поставив фамилию, имя и
1. Начальнику Департамента (Рябич Юлия
Ивановна, Яхимович Андрей Антонович).
2. Директору ОАО «Вымпел» (Залесных Евгений
Петрович, Лемешко Мария Ивановна). 3. Заявка
от (Шалау Евгений Артёмович, Сирота Георгий
Данилович). 4. Рассмотреть дело (Кузняк
Артур Георгиевич, Москалец Елена Витальевна).
5. Вызвать свидетеля (Зимовец Елена Викторовна,
Тома Светлана Игоревна). 6. Пригласить
на мероприятие (Сывчук Василий Михайлович,
Шалау Евгения Михайловна).
7. Составьте предложения
с данными словами. Следите за правильностью
употребления падежных форм и предлогов.
Предполагать (что?); управлять (чем?); заведующий
(чем?); удостоен (чего?); радоваться (чему?);
курировать (кого? что?); отметить (что?);
свойственный (кому? чему?); благодаря (чему?);
вследствие (чего?); согласно (чему?).
8. Прочитайте предложения,
найдите ошибки в управлении и согласовании,
внесите необходимую правку.
1) Согласно приказа ректора устанавливается
следующий порядок проживания в общежитии.
2) Управляющий производства отклонил
данное предложение. 3) Целью данной организации
является выявление и указание на нарушение
в работе предприятий. 4) Страховой рынок
выявляет и реагирует на нарушения повышением
тарифов и ужесточением условий страхования.
5) Необходимо обратить внимание и занести
в протокол все выявленные случаи нарушения
установленных правил. 6) Тысяча книг уже
просмотрены, и нет нигде упоминания о
Николасе Фламене. 7) Все три всадника ехало
молча. 8) Ряд симптомов тяжелого заболевания
были выявлены у пациента еще в прошлом
месяце. 9) Большинство выпускников нашей
школы поступили в вуз. 10) Вчера прочитал
первую лекцию молодой преподаватель
Петрова. 11) Миссисипи вышло из берегов.
12) Мы не забудем тех, кто погиб во время
блокады, переносивших страшные муки.
13) Очередной детектив уже поступил в продажу,
написанный А.Марининой.
9. Определите виды грамматических
ошибок, исправьте предложения.
Образец: Пуловеры и шарфы связаны из самой
тончайшей шерсти. Тончайший – форма превосходной
степени прилагательного. Превосходная
степень прилагательного образуется либо
при помощи суффиксов (-ейш-, -айш-), либо
при помощи слов самый, наиболее и т.д.
Правильно:
1) Пуловеры и шарфы связаны из тончайшей
шерсти.
2) Пуловеры и шарфы связаны из самой тонкой
шерсти.
1. Делая доклад при защите курсового проекта,
реферата, сдаче экзамена, видна неграмотность
студента. 2. Будучи сторонником применения
тестирования, хотелось бы поделиться
рядом наблюдений. 3. Он потребовал журналистку
выйти из зала. 4. Он очень хотел исполнения
всех своих мечт. 5. О своих впечатлениях
он делился в программе «Своими глазами».
6. Самое наибольшее количество пуделей
и сеттеров было представлено на выставке
более передового клуба кинологов. 7. Эти
50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов
отобраны как наиболее лучшие. 8. Как более
опытный менеджер, Иванков добился сбыта
свеклы в самый наикороткий срок.
10. Запишите цифры
прописью
При сложении 713 с 846 получается 1559. Железная
дорога Петербург-Москва, построенная
более 150 лет назад, была знаменита 184 мостами
и отличалась от заграничных дорог тем,
что ширина ее колеи равнялась 1524 мм, а
не 1435 мм. Температура на поверхности Меркурия
днем поднимается до 427 градусов, а ночью
падает до 183 градусов. В 1993 году, в честь
200-летия музея Лувр, в павильоне Ришелье
открылось более 170 новых залов общей площадью
около 21540 квадратных метров.
Орфографические и
1. Расскажите
о правописании гласной в корне слова.
Вставьте пропущенные буквы, опираясь
на изученные правила.
Об_жать пруд, зап_вать водой, прож_вать
в доме, прим_рять костюм, сл_зать с дерева,
скр_пит пером, перес_лился в город, скр_пил
их союз, ударил оз_мь, ощ_пал курицу, взошла
оз_мь, прож_вал мясо, щ_пать лучину, разв_вался
быстро, зап_вал песню, сл_пил снежок, об_жал
маленьких, разв_вается флаг, сл_зал пенки,
сл_пались глаза, прим_рил врагов, ут_шать
в беде; уг_дил начальству, ст_рожил поселка,
отв_рил яйцо, пок_рить страну, задр_жал
от холода, нак_лить утюг, раск_лол бревно,
просл_влять труд, благосл_вил детей, уг_дать
номер, ст_рожил дом, раздр_жать маму, ум_лял
о пощаде, водные п_ры, нак_лол бабочку
на булавку, ум_лять успехи, прист_жной
воротник, ч_стота колебаний, посв_щение
в сан, разр_дил лук, защ_щать страну, потр_сти
дерево, сорвать р_бину, посв_тил стихи,
была оч_ровательна, прист_жной конь, зар_дил
пушку, ув_дать друга, посв_тил фонарём,
зар_дил дождь, просв_щение, выр_дился в
гости, разр_дил ружьё, зат_жной прыжок,
ч_стота в доме, зац_пить за ветку.
Соб_раться, изб_ратели, бл_стательный,
отп_рта дверь, расст_лающийся, вым_рли,
бл_стящий, выч_тание, подст_лить, выт_рающий,
подб_ру, выч_т, зад_раться, расст_лил, зам_рший,
приж_гать, подп_рающий, выж_г, пост_лю,
заж_галка, выж_гший, к_саться, подж_гатель,
к_сательная, неприк_саемые; приг_рь,
заг_реться, оз_рение, тв_рец, оз_рённый,
пл_вцы, прекл_няться, скл_нить, покл_нился,
укл_ниться, накл_няться, накл_няясь; м_кает
(перо в чернила), пром_кают (ботинки), ср_внение,
ур_внять (в правах), р_весники, р_внять
катком, непром_каемое (пальто), пром_кашка,
подр_внял (волосы), выр_вненное (поле),
р_внина, ур_вень (воды); прил_гательное,выск_чка,
предпол_гаем, разл_гаться, предл_жение,
распол_жились, изл_жение, пол_г, ск_чок,
предл_гающий, отр_сль.
Р_пертуар, л_боратория, рефр_жератор, м_билизация, импр_визация, г_рмония, апл_дисменты, к_лоритный, п_рфюмерия, п_р_докс, к_лейдоскоп, ф_лиант, тр_ектория, эвк_липт, сп_ртакиада, п_нтомима, д_спетчер, приор_тетный, аб_туриент, мел_орация, с_лярий, обл_гация, эл_ватор, ф_мильный, конт_нгент, к_рамический, с_ртификат, д_легация, т_нденция, персп_ктива, б_ллетристика, пс_вдоним, г_потеза, ампл_туда.
2. Расскажите
о правописании гласных после шипящих.
Вставьте пропущенную букву, объясните
свой выбор графически.
Ж_лтый, крыж_вник, ж_сткий, щ_тка, ч_лка,
ж_кей, ч_лн, щ_ки, щ_лочь, прич_ска, пч_лка,
ш_в, защ_лка, ш_ссе, обж_ра, ч_рточка, напереч_т,
расч_т, ч_ткий, выч_ркивать, беч_вка, ч_рствый,
реш_тка, тяж_лый, кош_лка, деш_вка, пш_нка,
ш_рстка, ш_рох, ш_рник, ш_к, ш_у, щ_лкать,
ж_лоб, ш_винист, ш_мпол, ч_боты, ч_тки, ч_порный,
зач_с, ч_кнутый, ш_фер, ш_колад, щ_лочно-кислотный.
Стаж_р, рож_к, петуш_к, волч_нок, плеч_, дириж_р,
коммивояж_р, распаш_нка, блиндаж_м, витраж_м,
медвеж_нок, кляч_нка, нет княж_н, грош_вый,
долж_к, хвощ_вый, смеш_н, свеж_, горяч_, общ_,
выкорч_вывать, теч_т, затуш_вка, нож_вка,
трещ_тка, трущ_ба, холщ_вый, ноч_вка, крюч_к,
корч_вка, напряж_нность, сгущ_нка, уч_ный,
толч_ный, сверч_к, руч_нка, девч_нка, чуж_й,
ухаж_р.
3. Расскажите
о правописании окончаний имен существительных
и глаголов.
Вставьте пропущенные буквы, объясните
свой выбор
На ветк... дерева; лежать в постел..., на
постельк...; деревья в ине...; побывать в
галере…, шли по алле...; на лекци... в планетари...;
отдыхать на взморь..., согласно предписани...;
вопреки предсказани...; благодаря умени...;
по прибыти... поезда, вернуться из гаван…,
присутствовать на научной конференци...;
конференция посв...щена современной живопис...
и архитектур...; спорить об иде... повест...
и особенностях ее композици...; быть в
апоге... славы; мечта о счасть...; жить в
Закавказь...; спрятать в ущель...; думать
о гени..., дыхание полын..., не рожден для
дикой дол..., хочешь вол.., в цветах сирен...,
мечта о счасть..., узнал о несчасть..., деревья
в легком ине..., помещаться в галере.., сидеть
в изголовь... больного, быть в восхищени...
1. Выбер_те интересную
книгу и подар_те ее другу.
Надеюсь, вы выбер_те самую интересную.
2. Вышл_те, пожалуйста, необходимую документацию.
Если вышл_те задание вовремя, сдам работы
в срок. 3. Скаж_те доброе слово. Если скаж_те
о проблемах, поможем решить их. 4. Вытр_те
малышу щеки, он весь в шоколаде. Когда
вытр_те стекло, будет светло.
Постро_шь здание, скле_шь бумажку, напиш_шь
объяснение, выполн_шь поручение, вышл_шь
справку, отправ_шь телеграмму, пчелы жал_т,
напрашива_ш_ся на комплименты, уход_т
в отставку, почтам_т закрыва_тся, мы переписыва_мся,
вы скуча_т_, прочт_т_ эту аб_ревиатуру,
выполн_м обещание, хорошо смотр_тся, готов_тся
к занятиям, обсужда_м бюджет, колыш_тся
травы, исчеза_т во тьме, посвяща_м маме,
расстила_тся вдалеке, каса_шься вопроса,
вид_те неплохо, интересу_шься музыкой,
располага_ш_ся на отдых, пил_т дрова, стро_т
из песка.
4. Расскажите
о правописании Н и НН в
различных частях речи.
Выполните предложенные задания.
Безветре__ный, дерев___ный, сви__ной, исти__ный,
беспричи__ный, карти__ный, пусты__ный, степе__ный,
стекля__ный, подли__ный, экзаменацио__ный,
комиссио__ный, моното__ный, коре__ной, косве__ный,
соколи__ный, мыши__ный, экра__ный, коро__ный,
клюкве__ный, рыбац_кий, име__ной, змеи__ный,
песча__ный, серебря__ный.
Краше__ое полотно, краше__ое охрой, покраше__ый
пол, закова__ый, охая__ый, подкле__ый, стриже__ый,
недописа__ый, писа__ые людьми, писа__ый
закон, писа__ая красавица, писа__ая маслом,
написа__ое письмо, переписа__ые учениками,
вяза__ный, нежда__ный, исправле__ный, пута__ный,
сожже__ный, свежемороже__ный, зва__ный,
краше__ый дом, покраше__ный забор, скоше__ное
сено, коше__ный луг, коше__ный работниками,
свежекоше__ный луг, не коше__ный никем
еще луг, штопа__ный-перештопа__ный, золоче__ный,
глаже__ный, позолоче__ный, стриже__ные волосы,
подстриже__ная аллея, давно не стриже__ная
аллея, подстриже__ный газон, стриже__ные
по последней моде.
Проблема реше__а, дети избалова__ы няней,
ресурсы изыска__ы экономистами, ее манеры
изыска__ы, ягоды подавле__ы в корзине, люди
подавле__ы, сумма собра__а по копеечке,
речь строй__а и собра__а, собрание прошло
организова__о, кричал отчая__о, мчаться
беше__о, глядеть испуга__о, все трудности
време__ы, вещи утеря__ы в дороге.
5. Вставьте
пропущенные буквы, раскройте
скобки и расставьте знаки
препинания
(1) В конце окт_бря когда последние курортн_ки
уже пот_нулись на станц_ю а дни ещ_ теплы
и (по) осеннему ласковы здесь в Балаклаве
становит_ся (по) домашнему уютно точно
в комнатах после от_езда (не) проше(н, нн)ых
гостей.
(2) Кругом тишина (не) наруша_мая (ни) чем.
(3) Вода густа и т_жела звезды отр_жаются
в ней, (не) рябясь и (не) мигая. (4) Ра_дают_ся
ленивые шаги ночного сторожа и я различаю
не только каждый удар его кова(н, нн)ых
рыбач_их сапог о камни тр_туара но слышу
так (же) как между двумя шагами он чирка_т
к_блуками. (5) Но вот он зав_рнул куда (то)
(в) бок в мощ_ный переулок и шаги его смолкли.
(6) На всем (К, к) рымском побережь_ Судаке
Керчи Балаклаве рыбаки готовят_ся к лову
белуги. (7) Чистят_ся огромные с_поги по
(полу) пуду каждый подновляются непром_каемые
краше(н, нн)ые ж_лтой масл__ной краской
плащи штопают_ся паруса.
(8) И вот уже похлопав (не) решительно в
воздух_ вдруг надувается парус как острое
торчащее концом (в) верх птич_е крыло.
(9) Под кормовой реш_ткой хр_нится (не)большой
запас хлеба десяток копче(н,нн)ых рыб
и боч_нок с водой а на самом борту сидит
молодой рыбак с хв_стливой (не) брежностью
ра_куривая верче(н,нн)ую папиросу.
(10) Это н_ кто иной как Юра Паратино – невысокий,
крепкий, просоленный и просмоленный грек.
(11) Н_кто не сравнится с ним удачливостью
и н_кто не проявляет такого р_внодушия
к неспр_ведливым ударам судьбы что особенно
цен_тся рыбаками.
Информация о работе Грамматические нормы (морфологические и синтаксические)