Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:22, реферат
К числу таких домов относится и Грановитая палата - самый популярный у экскурсантов Новгорода музейный объект. Между тем палата любопытна не столько сама по себе своей архитектурой, историей, сколько своей связью со всем комплексом Владычного двора, с которым она составляет неразрывное целое. Некогда плотно застроенный двор уцелел едва ли наполовину. Облик его представляется с трудом, и Грановитая палата, сохранившая в раковине поздних напластований свой в сущности первоначальный остов, становится первым объектом научного исследования.
Введение………………………………………………………………...…………. 2
Владычный двор………………………………………………………………… .. 3
Грановитая палата………………………………………………………………… 5
Учёные о владычной палате……………………………………………………… 8
Реставрация Грановитой палаты……………………………………………………. … 10
Список литературы………………………………………………………………. 12
Содержание
Введение…………………………………………………………
Владычный двор………………………………………………………………… .. 3
Грановитая палата………………………………………………………………
Учёные о владычной палате……………………………………………………… 8
Реставрация Грановитой палаты……………………………………………………. … 10
Список литературы…………………………………
Введение
В Новгороде нет места более известного и популярного чем древний кремль. Окутанная легендами крепость стоит на страже давно минувших столетий, храня в своей земле драгоценны реликвии старины. Сейчас относительно полно обследованы лишь стены кремля и Софийский собор. Пострадавшие во время Великой Отечественной войны особенно сильно, они требовали немедленной реставрации, в ходе которой велось и научное изучение этих памятников. Другие же здания, более или менее уцелевшие, теперь отремонтированные и обжитые, находятся пока «за семью печатями».
К числу таких домов относится и Грановитая палата - самый популярный у экскурсантов Новгорода музейный объект. Между тем палата любопытна не столько сама по себе своей архитектурой, историей, сколько своей связью со всем комплексом Владычного двора, с которым она составляет неразрывное целое. Некогда плотно застроенный двор уцелел едва ли наполовину. Облик его представляется с трудом, и Грановитая палата, сохранившая в раковине поздних напластований свой в сущности первоначальный остов, становится первым объектом научного исследования.
Владычный двор
В древности территория кремля делилась на две неравные части. В меньшей, северозападной, части находился Владычный двор. Все, что было за его пределами и находилось «около» него, называлось «околотком».
Владычный двор состоял из многих жилых и хозяйственных построек. Они были размещены так, что замыкали северо-западный участок кремля, превращая его в своеобразную крепость в крепости.
Во Владычном дворе жил самый богатый новгородский феодал, владелец несметных сокровищ владычной казны — епископ. Здесь собирался «совет господ», состоявший из нескольких десятков представителей местной знати. Здесь решались вопросы взаимоотношений с Москвой и Литвой. Владычный двор был свидетелем и небывалого подъема власти своих хозяев и резкого крушения этой власти после объединения с Москвой.
Многие столетия Владычный
двор оставался крепостью в
Во Владычном дворе
во время народных восстаний укрывались
епископ и богатые новгородские
бояре. Восставшие горожане порой все
же проникали сюда. Так, во время
восстания 1650 года горожане ворвались
в южную часть двора и
Загородившись стенами, Архиерейский дом обеспечивал себя всем необходимым. На его дворе были поварни, квасные, рукодельни, сушила, бани, кузни, колодец, скотный и конюшенный дворы, склады и погреба с припасами.
Почти каждый владыка что-нибудь строил на своем дворе. Небольшое пространство двора не давало возможность строить свободно. Владыки разрушали прежние сооружения, изменяли их облик, надстраивали, окружали дополнительными конструкциями. Чаще всего возобновления совершались на старой основе, и прежние здания, расширенные и благоустроенные, продолжали выполнять свои функции.
Самое грандиозное строительство на территории Владычного двора проводилось при Евфимии, бывшем новгородским архиепископом с 1429 по 1458 гг. Большую часть нынешней территории двора занимает сложный комплекс разновременных и разнохарактерных построек, основание которых заложил в XV в. Евфимий.
Этот энергичный и деятельный
глава новгородской церкви был ярым
противником воссоединения
От построек Владычного двора сохранились Никитский корпус, Грановитая палата, надвратная церковь Сергия Радонежского, здание Судного и Духовного приказов, Часозвоня.
Созидательная деятельность Евфимия не оставила современников равнодушными. Их впечатления в полной мере отразились в восхищенном рассказе очевидца, Пахомия Серба, автора "Жития архиепископа". Сдержанный обычно по отношению к окружавшей его действительности, автор "Жития Евфимия" превращается в занимательного рассказчика и доносит до читателя неподдельный восторг от увиденного. Рассказ Пахомия удивителен. Перечисленные в нем реалии - палаты, переходы, столп с часами, поварня, рукодельня - под влиянием замысловатых риторских словес как бы исчезают из действительной жизни, растворяются в фантастической картине, созданной воображением восхищенного очевидца. Кажется, он стремится не к достоверному изображению увиденного, а к перевоплощению его, созданию похвального слова земному чуду. И в самом деле, созданный по единому плану, подчиненному идее функциональной, жилой архитектуры, Владычный двор представлял собой нечто совершенно новое в русской культуре, выдающееся явление градостроительства. Прошло совсем немного времени и любимое детище Евфимия отделилось от своего творца и стало фактом общественного значения, вступив в долгую историю своего существования. Его облик в течение столетий подвергался самым произвольным изменениям и, в конце концов, утратил первозданность.
Грановитая палата
Одно из самых значительных сооружений Владычного двора — трехэтажная Грановитая палата. Построена она епископом Евфимием в 1433 году. Время исказило первоначальный ее облик, который, однако, можно представить себе по отдельным сохранившимся деталям. Так, в верхней части стены, обращенной к Никитскому корпусу, сохранились следы старинных парных стрельчатых окон. Широкие прямоугольные окна сделаны в более позднее время. Лучше всего сохранились интерьеры палаты, особенно ее парадный зал на третьем этаже. Теперь палата кажется двухэтажной, ее нижний этаж, закрытый культурным слоем, стал подвалом. В парадный зал палаты ведет лестница, построенная в XIX веке. На ее месте раньше находились парадные сени. В нишах на стене сохранились фрески 1441 года. В правой нише изображен Христос. На странице раскрытой книги, которую он держит в руках, написано: «Не на лице зряще судите, сынове человечестии, но праведен суд судите, им же бо судом судите, судится и вам».
В палате заседал суд, и эти слова служили грозным напоминанием его членам. Интересно, что как раз вскоре после создания этой многозначительной фрески новгородский летописец записал под 1445 годом гневные слова: «...не бе в Новегороде правде и правого суда».
С этим изображением Христа связана одна из новгородских легенд. Согласно этой легенде, новгородский архиепископ Иоанн спас Новгород от взятия суздальцами. Этот епископ — герой нескольких легенд. Как рассказывает легенда, когда Новгород осадили суздальцы (это было, по свидетельству летописи, в 1169 году), в ночь перед сражением Иоанн молился перед изображением Христа в Грановитой палате. Интересно отметить, что автора легенды не смутило, что это изображение появилось только в 1441 году. Во время молитвы Иоанн якобы услышал «глас божий», повелевший ему идти в Спасскую церковь на Ильиной улице (сохранившуюся до наших дней), взять там икону богородицы и вынести ее на стену окольного города. Так и было сделано. Суздальцы выпустили по иконе тысячи стрел, одна из них попала в глаз богородицы. В отместку за это суздальцы были ослеплены и не смогли взять Новгород.
Парадный зал Грановитой палаты перекрыт сводом, опирающимся на массивный столб, стоящий в центре помещения. Поверхность свода покрыта гранями — нервюрами. От этих граней и происходит, очевидно, название палаты. Нервюры — характерная особенность готической архитектуры, свидетельствующая о том, что палата сооружалась при участии зарубежных мастеров. Это подтверждается и летописью, где сказано, что строили палату «немецкие мастера из Заморья» вместе «с новгородскими мастеры».
В древности Грановитая палата была огромным сооружением. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в ней было 30 входов.
Грановитая палата подверглась, как уже отмечалось, многим переделкам. Они коснулись не только внешнего облика здания, но и его интерьеров. Во время перестройки Грановитой палаты в 20-х годах XIX века стены парадного зала были покрыты росписью масляными красками, которую видит теперь посетитель.
Это здание — свидетель многих исторических событий. Здесь заседал не только суд, но и боярский «совет господ». Решения совета закреплялись грамотами с печатями его членов. «Совет господ» состоял из посадника, епископа, кончанских старост, сотских и бывших посадников. Порой число членов совета доходило до пятидесяти, некоторые грамоты скреплены даже 58 печатями.
В 1478 году здесь прозвучал грозный указ Ивана III о присоединении Новгорода к Москве: «А вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати». В 1510 году здесь же было объявлено о при- соединении Пскова к Москве. В 1570 году здесь состоялся известный пир Ивана Грозного, на котором московский царь отпраздновал «свадьбу» своего противника — новгородского епископа Пимена. В «жены» Пимену была отдана... лошадь. Пимена обрядили шутом, посадили на лошадь, дали в руки гусли и отправили в Москву, где он был заточен в тюрьму. После этого царь жестоко расправился с непокорными новгородцами. Эти события отразились в легенде, согласно которой Волхов не замерзает в самые суровые зимы, потому что при Иване Грозном в Новгороде было пролито много горячей крови.
В настоящее время Грановитая палата является музеем. В музейной экспозиции представлены сокровища русского прикладного и ювелирного искусства. Здесь можно увидеть изделия XI—XII веков и вещи XVII— XVIII столетий. Великолепны знаменитые перегородчатые эмали XII века. О высоком искусстве древних новгородских мастеров-серебряников свидетельствуют кратиры Софийского собора (ритуальные сосуды для вина). На кратирах сохранились имена их владельцев - Петра и жены его Марьи, Петрилы и жены его Варвары. На этих же кратирах вырезаны и имена их создателей - мастеров Константина и Братилы. Кратиры созданы в XII веке. К этому же времени относятся Малый и Большой сионы — символические изображения «матери всех церквей» - храма Воскресения Христа в Иерусалиме. Подобные сионы были во многих соборах Москвы, Пскова, Владимира и Киева, но новгородские экземпляры наиболее древние.
В Грановитой палате хранится много культурных ценностей. Среди них не только церковная утварь, оклады икон и евангелий, предметы церковного облачения, но и драгоценнейшие памятники древней русской письменности, как, например, Мстиславова жалованная грамота на пергаменте начала XII века, переписка местных монастырей XVI— XVII веков, новгородские свинцовые печати, местные и привозные монеты XIV—XV веков. Все эти изделия свидетельствуют о высокой и многообразной культуре древней Руси.
Учёные о Владычной палате
Впервые на Грановитую палату с точки зрения её исторического значения обратил внимание Муравьев Н.Н., занимавший в начале 19 века должность Новгородского губернатора. Он назвал палату Грановитой. Название утвердилось, хотя возникло произвольно скорее всего по аналогии с Московской Грановитой палатой. В последствии слово «Грановитая» объяснялось конструктивными особенностями сводов в её главном зале.
За Муравьевым Н.Н. местные краеведы полагали, что здание относится к 12 веку. Об этом впервые мимоходом высказался архимандрит Макарий (Миралюбов).Использованные Макарием сведения, почерпнутые им из свидетельств современников, из утраченных теперь чертежей и описаний домов, сохранявшихся вплоть до начала 19 века приведены порой сумбурно в них не всегда можно сразу разобраться. Тем не менее, постепенно вникая в рассуждения автора, исследователь книги начинает понимать её ценность.
Мнение о глубокой древности держались достаточно долго, и когда в 1930 году реставраторы под руководством Ю.А. Олсуфьева, знатока Новгородской живописи, обнаружили на внешней южной стене палы орнаментальную живопись, то приняли её по инерции за фреску 12 века. Вскоре, правда Порфиридов Н.Г., первый советский директор музея, археолог искусствовед, отнес роспись к 1441 году опираюсь на летописные источники, а так же руководствуясь стилистическим характером архитектуры здания.
В книге вышедшей в свет 1933 году и посвящённой культуре времени расцвета великого Московского княжества, Айналов Д.В. высказал предположения о возведение палаты в 1433 году архиепископом Евфимием. Его суждение было сразу принято и никогда не подвергалось сомнению, хотя, как показывают дальнейшие изыскания, дата сооружения Грановитой палаты не так уж точно установлена
Лазарев В.Н., выдающейся исследователь культуры древней Руси и Максимов П.Н. специалист по истории средневековой архитектуры, подчеркнули готический характер здания, его интерьера, указали на зависимость от образцов западноевропейского зодчества.
Важные открытия были сделаны в палате после войны, когда перед ремонтом здания подвергалось архитектурным обмерам. Чертежи, хранящиеся в архиве Научно-исследовательского института имени академика Щусева А.В., показывают большой портал со стрельчатой аркой на южной стене здания, фрагменты готических окон, конструкцию стен с нишами, планы этажей общие виды и фрагменты кладки.
Исторической топографией
кремля занимался Янин В.Л., крупнейший
исследователь истории