Грозный и Курбский: противостояние двух философских концепций и двух моделей развития русского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:13, доклад

Краткое описание

30 апреля 1564 года князь Курбский бежал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства — назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны). Сразу после побега он написал царю свое Первое послание. В результате между царем и Курбским завязалась переписка. В ней и раскрываются два различных взгляда на развитие России.
Андрей Михайлович Курбский (ок.1528 – май 1583 гг.) происходил из рода князей Ярославских, по материнской линии приходился родственником царице Анастасии, первой жены Грозного. Ещё в молодости будущий воевода получил довольно широкое образование, был связан с московскими книжниками. В 1549 году Курбский участвовал в Казанском походе, а в 1550 г. был назначен Иваном IV воеводой в Пронск, где в то время ожидалось нашествие Орды. Через год был зачислен в тысячники и получил во владение под Москвой 200 четвертин земли. В 1551-1552 гг. нес воинскую службу поочередно в Зарайске, Рязани, Кашире, занимал там высокие должности. В 1552 г., разбив осадивших Тулу крымских татар,

Вложенные файлы: 1 файл

ГК.docx

— 19.87 Кб (Скачать файл)

Грозный и Курбский: противостояние двух философских концепций и  двух моделей развития русского государства

       30 апреля 1564 года князь Курбский бежал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства — назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны). Сразу после побега он написал царю свое Первое послание. В результате между царем и Курбским завязалась переписка. В ней и раскрываются два различных взгляда на развитие России.

Андрей Михайлович Курбский (ок.1528 – май 1583 гг.) происходил из рода князей Ярославских, по материнской  линии приходился родственником  царице Анастасии, первой жены Грозного. Ещё в молодости будущий воевода  получил довольно широкое образование, был связан с московскими книжниками. В 1549 году Курбский участвовал в Казанском  походе, а в 1550 г. был назначен Иваном IV воеводой в Пронск, где в то время ожидалось нашествие Орды. Через год был зачислен в тысячники и получил во владение под Москвой 200 четвертин земли. В 1551-1552 гг. нес воинскую службу поочередно в Зарайске, Рязани, Кашире, занимал там высокие должности. В 1552 г., разбив осадивших Тулу крымских татар, Андрей во главе тридцатитысячного войска двинулся к Казани и вместе с общими русскими силами участвовал в штурме города, прославившись как храбрый полководец. В 1553-1555 гг. Курбский принимал участие в подавлении приволжских народов. В 1556 г., в возрасте 28 лет, выдающийся военачальник был пожалован боярским чином. Курбскому приписывают авторство многих литературных произведений и писем. Ранние его сочинения касались догматических вопросов и носили антилатинскую и антиеретическую направленность. Кроме того, Андрей входил в число «избранной рады», был близким советником и другом царя. «Есть основания полагать, что дружба царя и князя была дружбой двух книжников, среди которых не последнее место занимал вопрос о судьбах православного мира и роли, которая в этих судьбах была предназначена России». В это время Курбский был одним из самых близких к царю Ивану Грозному людей, ещё более сблизился он с партией Сильвестра и Адашева.

 В 1558 г. Курбский  принимал участие в начавшейся  Ливонской войне, в 1559 г. был  послан на юг для защиты  от набегов крымских татар.  В 1560 г. он некоторое время  командовал всем русским войском  в Ливонии, в марте 1562 г. был  поставлен во главе пограничного  с Литвой гарнизона в Великих  Луках, откуда напал на Витебск  и разорил его. В 1563 г. вместе  с Иваном Грозным Курбский  взял Полоцк. После взятия Полоцка  князь получил назначение воеводой в Дерпт сроком на один год, начиная с 3 апреля 1563 г. Назначение в Дерпт можно было рассматривать как проявление царской немилости – ранее туда был сослан опальный А. Ф. Адашев. По истечении годового срока он ещё около месяца находился в Дерпте в ожидании смены, а в ночь на 30 апреля 1564 г. бежал в Литву.

Вскоре после побега К написал первое письмо царю, где обвиняет царя в чрезмерной жестокости и предательстве веры, а также в несправедливом отношении к себе «Царь мученическою кровью обагрил церковные пороги, невинно обвинил своих доброхотов в изменах и чародействе. За что же? Не они ли положили перед царём прегордые царства, не им ли сдавались сильные крепости немецкие? Или царь мнит себя бессмертным, впал в неслыханную ересь и не боится предстать перед Судией, Богоначальным Иисусом? Сам же князь Курбский, хотя претерпел от царя множество бед, водил его полки, проливая пот и кровь, но вместо награды безвинно изгнан из отечества. Теперь царь больше не увидит его лица до Страшного Суда». В июле того же года царь отправил ответ — письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное» в котором в свою очередь обвиняет князя предательстве «отступник от Честного и Животворящего Креста Господня, поправший все священные установления. Он пожертвовал своей душой ради тела, ибо, перебежав к врагам, нарушив крестное целование, волей или неволей станет разорять церкви, попирать иконы, убивать христиан», говорит о божественном происхождении свой власти «Богу царь неколебимо верен и от Него имеет всю свою власть имеет», а также опровергает обвинения Андрея «Никаких сильных во Израиле царь не убивал и не знает, кто это такие, потому что Русская земля держится Божиим милосердием, молитвами Пречистой Богородицы и молитвами всех святых, а не судьями и воеводами. Крови в церквах Божьих он никакой не проливал и церковных порогов ею не обагрял, но все церкви всячески украшает. Мучеников за веру в его царстве никаких нет, а если князь говорит об изменниках и чародеях, «ино таких собак везде казнят»;

Ещё один обмен посланиями между царём и Курбским состоялся  в 1577–1579 гг. Взяв город Вольмер, из которого Курбский писал своё первое послание, царь решил известить изменника о своём торжестве.

Когда Курбский отвечал на это письмо, русские войска уже  опять терпели неудачи и князь  мог смело обличать царя в бесовской  гордости. Обличает он вновь в жестокости не одного царя, но весь род московских великих князей, начиная с Юрия Московского, выдавшего татарам святого Михаила Тверского. Это послание, а также и второе послание Курбского, вероятно, не были отосланы.

 

В своих посланиях Курбскому  Иван IV Грозный формулирует и  развивает основные принципы самодержавной  власти русских государей, из которых выделяются:

1) идея божественного  происхождения царской власти  и богоизбранности личности царя;

2) принцип неограниченной  самодержавной власти: воля государя  не ограничена ни другими лицами, ни гражданскими законами —  он руководствуется только высшим  законом совести (в трактовке  царя — прямыми Божественными указаниями);

3) идея высокой ответственности  государя за исполнение своего  предназначения — просвещения  всего мира светом евангельской  истины, сохранение чистоты веры  и превращение православия во  вселенскую религию.

Послания князя Курбского  Грозному свидетельствуют о принадлежности первого к «нестяжательской»  традиции древнерусской мысли, представленной такими фигурами, как Максим Грек, Нил  Сорский, Ермолай-Еразм, митрополит Макарий, священник Сильвестр. В трудах и общественной деятельности этих мыслителей, равно как и в посланиях Курбского, присутствует идея богоизбранности Русского государства, необходимости хранения в чистоте истинной веры, высокого призвания и ответственности государя.

 

Андрей Курбский неоднократно называет свою Родину «Святорусской  землей», поскольку полагает, что  только на Руси христианство сохранилось  в первоначальном, неповрежденном виде. Однако он отрицает божественное происхождение  царской власти, а тем более  самой личности царя. Так же чужда  князю идея неограниченной самодержавной  власти.

 

Святорусский идеал для  Курбского остался в прошлом, во времена правления «Избранной рады», когда «благочестивый царь»  окружал себя мудрыми советниками  и управлял государством, прислушиваясь  к их мнению, а также к советам  «всенародных человек» (по предположению  отечественных исследователей, имеются  в виду Земские соборы, созывавшиеся в первые годы царствования Ивана IV). Основной принцип управления государством, следующий из сочинений Курбского и находящийся в полном согласии с «нестяжательской» традицией, — «любовь», толкуемая в свете евангельских заветов.


Информация о работе Грозный и Курбский: противостояние двух философских концепций и двух моделей развития русского государства