Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:13, доклад
30 апреля 1564 года князь Курбский бежал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства — назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны). Сразу после побега он написал царю свое Первое послание. В результате между царем и Курбским завязалась переписка. В ней и раскрываются два различных взгляда на развитие России.
Андрей Михайлович Курбский (ок.1528 – май 1583 гг.) происходил из рода князей Ярославских, по материнской линии приходился родственником царице Анастасии, первой жены Грозного. Ещё в молодости будущий воевода получил довольно широкое образование, был связан с московскими книжниками. В 1549 году Курбский участвовал в Казанском походе, а в 1550 г. был назначен Иваном IV воеводой в Пронск, где в то время ожидалось нашествие Орды. Через год был зачислен в тысячники и получил во владение под Москвой 200 четвертин земли. В 1551-1552 гг. нес воинскую службу поочередно в Зарайске, Рязани, Кашире, занимал там высокие должности. В 1552 г., разбив осадивших Тулу крымских татар,
Грозный и Курбский: противостояние двух философских концепций и двух моделей развития русского государства
30 апреля 1564 года князь Курбский бежал в Литву (в оценке причин отъезда не было единства — назывались как гонения на князя, так и государственная измена с его стороны). Сразу после побега он написал царю свое Первое послание. В результате между царем и Курбским завязалась переписка. В ней и раскрываются два различных взгляда на развитие России.
Андрей Михайлович Курбский
(ок.1528 – май 1583 гг.) происходил из рода
князей Ярославских, по материнской
линии приходился родственником
царице Анастасии, первой жены Грозного.
Ещё в молодости будущий
В 1558 г. Курбский
принимал участие в начавшейся
Ливонской войне, в 1559 г. был
послан на юг для защиты
от набегов крымских татар.
В 1560 г. он некоторое время
командовал всем русским
Вскоре после побега К написал первое письмо царю, где обвиняет царя в чрезмерной жестокости и предательстве веры, а также в несправедливом отношении к себе «Царь мученическою кровью обагрил церковные пороги, невинно обвинил своих доброхотов в изменах и чародействе. За что же? Не они ли положили перед царём прегордые царства, не им ли сдавались сильные крепости немецкие? Или царь мнит себя бессмертным, впал в неслыханную ересь и не боится предстать перед Судией, Богоначальным Иисусом? Сам же князь Курбский, хотя претерпел от царя множество бед, водил его полки, проливая пот и кровь, но вместо награды безвинно изгнан из отечества. Теперь царь больше не увидит его лица до Страшного Суда». В июле того же года царь отправил ответ — письмо достаточно большого объёма, которое Курбский оценил как «широковещательное и многошумное» в котором в свою очередь обвиняет князя предательстве «отступник от Честного и Животворящего Креста Господня, поправший все священные установления. Он пожертвовал своей душой ради тела, ибо, перебежав к врагам, нарушив крестное целование, волей или неволей станет разорять церкви, попирать иконы, убивать христиан», говорит о божественном происхождении свой власти «Богу царь неколебимо верен и от Него имеет всю свою власть имеет», а также опровергает обвинения Андрея «Никаких сильных во Израиле царь не убивал и не знает, кто это такие, потому что Русская земля держится Божиим милосердием, молитвами Пречистой Богородицы и молитвами всех святых, а не судьями и воеводами. Крови в церквах Божьих он никакой не проливал и церковных порогов ею не обагрял, но все церкви всячески украшает. Мучеников за веру в его царстве никаких нет, а если князь говорит об изменниках и чародеях, «ино таких собак везде казнят»;
Ещё один обмен посланиями между царём и Курбским состоялся в 1577–1579 гг. Взяв город Вольмер, из которого Курбский писал своё первое послание, царь решил известить изменника о своём торжестве.
Когда Курбский отвечал на это письмо, русские войска уже опять терпели неудачи и князь мог смело обличать царя в бесовской гордости. Обличает он вновь в жестокости не одного царя, но весь род московских великих князей, начиная с Юрия Московского, выдавшего татарам святого Михаила Тверского. Это послание, а также и второе послание Курбского, вероятно, не были отосланы.
В своих посланиях Курбскому Иван IV Грозный формулирует и развивает основные принципы самодержавной власти русских государей, из которых выделяются:
1) идея божественного происхождения царской власти и богоизбранности личности царя;
2) принцип неограниченной
самодержавной власти: воля государя
не ограничена ни другими
3) идея высокой ответственности
государя за исполнение своего
предназначения — просвещения
всего мира светом
Послания князя Курбского
Грозному свидетельствуют о
Андрей Курбский неоднократно называет свою Родину «Святорусской землей», поскольку полагает, что только на Руси христианство сохранилось в первоначальном, неповрежденном виде. Однако он отрицает божественное происхождение царской власти, а тем более самой личности царя. Так же чужда князю идея неограниченной самодержавной власти.
Святорусский идеал для Курбского остался в прошлом, во времена правления «Избранной рады», когда «благочестивый царь» окружал себя мудрыми советниками и управлял государством, прислушиваясь к их мнению, а также к советам «всенародных человек» (по предположению отечественных исследователей, имеются в виду Земские соборы, созывавшиеся в первые годы царствования Ивана IV). Основной принцип управления государством, следующий из сочинений Курбского и находящийся в полном согласии с «нестяжательской» традицией, — «любовь», толкуемая в свете евангельских заветов.