Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:41, доклад
В истории, особенно советской, закрепилось мнение, что губернская реформа 1775 года вызвана событиями Пугачёвщины, некой главной ответной мерой правительства на крестьянскую войну. Действительно, преступная бездеятельность, халатность и коррумпированность местных органов власти показали сою неисправность, не сумев ни предупредить, ни вовремя погасить пугачевского пожара. Кстати, императрица осуждала не систему, а её недостойных представителей, отличавшихся злоупотреблениями властью. Однако реформа готовилась заранее - еще в инструкции губернаторам 1764 г. она признала губернии такими частями государства, "которые более всего исправления требуют", и обещала со временем приняться за это дело.
МЫСЛЬ О РЕФОРМЕ
В истории, особенно советской, закрепилось мнение, что губернская реформа 1775 года вызвана событиями Пугачёвщины, некой главной ответной мерой правительства на крестьянскую войну. Действительно, преступная бездеятельность, халатность и коррумпированность местных органов власти показали сою неисправность, не сумев ни предупредить, ни вовремя погасить пугачевского пожара. Кстати, императрица осуждала не систему, а её недостойных представителей, отличавшихся злоупотреблениями властью. Однако реформа готовилась заранее - еще в инструкции губернаторам 1764 г. она признала губернии такими частями государства, "которые более всего исправления требуют", и обещала со временем приняться за это дело. Определяющая мысль устава – губернатор – высшая ступень областной администрации, он представитель верховной власти на месте и является «хозяином» и «опекуном» вверенной ему губернии. Притом все представленные в Комиссии 1767 г. сословия так настойчиво и единодушно заявляли желание ведать свои дела своими выборными... Этими двумя основными причинами и было вызвано обнародование 7 ноября 1775 года «Учреждение для управления губернии».
СУТЬ РЕФОРМЫ
Прежде всего Екатерина
II ввела новое областное
Все должностные лица и учреждения местной администрации подразделялись на три основные группы:
Систему органов губернской администрации составляли следующие органы: губернское правление (осуществляло 2 основные функции: 1) исполнительную (обнародуя в губернии указы верховной власти); 2) распорядительную (осуществляя мероприятия полицейского характера)) возглавлялось генерал-губернатором или наместником, концентрировавшим в своих руках исполнительно-распорядительные и полицейские полномочия. Назначался генерал-губернатор из лиц, пользовавшихся особым доверием императрицы. Он начальствовал над двумя-тремя губерниями, являлся надзирателем за исполнением законов и обязанностей должностных лиц, в его распоряжении находились полиция, гарнизон, а также полевые войска, дислоцированные на территории наместничества.
Под контролем генерал-губернатора действовало 3 вида местных учреждений – административного, финансового и судебного характера. Админ. и фин. действовали в губернии, судебные – в уезде.
Помимо генерал-губернатора (как председателя) в состав губернского правления входило по 2 губернских советника, назначаемых центральным правительством.
Уездная администрация находилась в руках дворян. Высшим уездным органом губернского управления был нижний земский суд в составе земского исправника (или капитана) и 2-х заседателей, избранных местными помещиками. Все эти лица избирались уездным дворянством.
Для управления учебными заведениями, больницами, сиротскими домами и другими благотворительными учреждениями был образован приказ общественного призрения – наиболее яркое проявление политики просвещённого абсолютизма. Председательствовал в приказе сам губернатор.
Рассматривая нововведения Екатерины
II, следует отметить, что реформированию
подверглась и система
Основным полицейским органом была «управа благочиния». Законом, регламентирующим её организацию и деятельность, стал «Устав благочиния, или полицийский», утверждённый 8 апреля 1782 года. В стольных городах её возглавлял обер-полицмейстер. В состав управы входили 2 пристава – по уголовным и гражданским делам – и выборные члены от купечества – ратманы. В компетенция управы: охрана порядка в городе, следила за выполнением решений администрации, заведовала городским благоустройством и торговлей, проводила предварительное следствие и выносила судебные решения по мелким уголовным и гражданским делам до 20 рублей.
Областная реформа принесла
дворянству значительные экономические
выгоды, т.к. значительно увеличился
штат чиновников, рекрутированных из
дворян. Реформа достигла той цели
ради которой проводилась: в результате дробления
губерний и уездов губернская и уездная администрация
получили возможность без проволочек
реагировать на события повседневной
жизни губернии и уезда (взимание налогов, набор рекрутов, сыск
беглых), так и на чрезвычайные обстоятельства:
волнения, эпидемии, эпизоотии. Реформа
унифицировала организацию местного управление
на территории всей страны, что привело
к уничтожению автономии некоторых окраин
(запорожские казаки). Едва ли не главным
результатом областной реформы стала независимость судебных учреждений.
Правда независимость была не совсем полной,
однако это был крупный шаг в этом направлении.
Эта реформа была одна из тех, что имели
долговременное значение. Если введённое
административно-
Таким образом, в результате реформ местного
самоуправления и суда резко обозначился
их сословно-представительный характер,
выразившийся в выборности как личного
состава сословных дворянских, так и в
сословном происхождении личного состава
общих бессословных учреждений. Благодаря этому дворянство стало руководящим
классом в местном и центральном управлении
как выборный представитель своего сословия,
с одной стороны, и как назначенный верховной
властью чиновник, с другой стороны.