Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть дальневосточную политику России в начале ХХ века, проанализировать ее влияние на дальнейшее развитие государства.
Данная цель определяет следующие задачи:
1. Проанализировать основные направления дальневосточной политики России в начале ХХ века
2. Рассмотреть предпосылки и ход русско-японской войны
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления дальневосточной политики России в начале XX века…………………………………………………………………5
1.1. Отношения России с Китаем в начале XX века…………………………..5
1.2. Отношения России с Кореей………………………………………………10
1.3. Русско-японские отношения в начале ХХ века…………………………..14
Глава 2. Русско-японская война……………………………………………..19
2.1. Предпосылки начала русско-японской войны……………………………19
2.2. Ход русско-японской войны: военные компании 1904-05 годов………..26
Заключение……………………………………………………………………...42
Список литературы…………………………………………………………….43
Приложения……………………………………………………………………..44
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные направления дальневосточной политики России в начале XX века…………………………………………………………………5
1.1. Отношения России с Китаем в начале XX века…………………………..5
1.2. Отношения России с Кореей………………………………………………10
1.3. Русско-японские отношения в начале ХХ века…………………………..14
Глава 2. Русско-японская война……………………………………………..19
2.1. Предпосылки начала
русско-японской войны………………………
2.2. Ход русско-японской войны: военные компании 1904-05 годов………..26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность темы:
К началу XX столетия Российская империя была самым большим в территориальном отношении государством мира. В конце XIX — начале XX в. сохранялись традиционные для России направления. Главным оставалось ближневосточное – Черноморские проливы и Балканы. Балканские народы, и получившие независимость, и остававшиеся под властью Османской империи, продолжали видеть в России свою покровительницу и союзницу. Однако укрепление дружественных отношений с ними натолкнулось на противодействие многих стран Европы, которые были заинтересованы в Балканах как важном стратегическом и экономическом регионе. Особую активность проявляла Австро-Венгрия.
На европейском направлении
традиционные союзнические отношения
с центрально-европейскими державами
(Германия и Австро-Венгрия) все больше
охлаждались из-за роста противоречий
России с ними. Этому не смогли помешать
неоднократные «родственные» встречи русского
и германского императоров. В условиях
глубокого франко-германского антагонизма
и усиления русско-германских противоречий
Франция и Россия укрепляли свой союз,
заключенный в 1891— 1893 гг., и стремились
к сближению с Англией. Это означало складывание
новой расстановки сил в Европе.
На рубеже XIX—XX
вв. Россия активизировала дальневосточное
направление своей внешней политики. В
российских правящих кругах по вопросам
проведения дальневосточной политики
боролись две группировки. Первая, которую
возглавлял СЮ. Витте, выступала за экономические
методы завоевания Китая и Кореи. Вторая,
которой руководил статский советник
A.M. Безобразов, ратовала за применение
военной силы. Николай II поддержал сторонников
военного решения вопроса. В 1903 г., когда
в стране назревал социальный кризис,
министр внутренних дел В.К. Плеве заявил:
«Чтобы удержать революцию, нам нужна
маленькая победоносная война». Эта война
и фактически крах глобализма на дальнем
востоке России ускорили время социальных
потрясений, что в последствии привело
не только к уничтожению царизма, но полной
смене облика Российского государства.
Изучение дальневосточной политики России в начале ХХ века является актуальным в связи с тем, что взгляды на внешнюю политику составляют существенную сторону идеологического мышления, идейной жизни общества в целом. Они являются важным фактором, способствующим более глубокому пониманию обществом политической и социальной сущности происходящих процессов и явлений. Изучение отдельных направлений внешней политики способствуют формированию целостной картины развития страны.
Анализ используемой литературы:
В ходе выполнения работы были проанализированы и использованы труды отечественных ученых, которые можно условно разделить на две группы. В первую вошли обзорные работы, затрагивающие общие аспекты дальневосточной политики России в начале 20 века. Среди них – очерки, учебники для ВУЗов, аналитические исследования. Во вторую группу вошли труды военных историков, посвященные русско-японской войне, ее предпосылкам, ходу и последствиям.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть дальневосточную политику России в начале ХХ века, проанализировать ее влияние на дальнейшее развитие государства.
Данная цель определяет следующие задачи:
Глава 1. Основные направления дальневосточной политики России в начале ХХ века
1.1. Отношения России с Китаем в начале XX века
Попытки установить русско-китайские контакты были сделаны еще во времена Ивана Грозного и Василия Шуйского. Однако русские посольства не достигли Китая.
Первой русской миссией, которая заложила основы установления русско-китайских торговых отношений, было посольство томского казака Ивана Петлина. Летом 1618 г. пекинский двор отправил с Петлиным в Москву грамоту с предложением установить регулярные торговые связи. Однако прочитать послание никто не смог. Последующие попытки россиян завязать отношения все так же наталкивались на незнание китайского языка. Языковой барьер был преодолен в конце XVII века: адмирал Федор Головин заключил с китайцами первый договор о границах и торговых отношениях.
Встреча двух цивилизаций – русской и китайской – в середине XVII в. произошла в далекой Даурии. Тогда казаки Е. Хабарова, продвигаясь по Амуру и подчиняя местные племена, разгромили втрое превосходившее их численностью маньчжурское войско. Однако в планы русского правительства не входило осложнение отношений с Китаем. В связи с этим Московское правительство в 1670-х гг. попыталось урегулировать отношения с Китаем мирным путем.
Укрепление позиций Русского государства в Забайкалье и на Амуре вызывало недовольство маньчжурского Китая, а также северо-монгольских ханов. В 1680-х гг. они предприняли военные вторжения, от которых особенно пострадали Албазин и Нерчинск. Эти военные акции имели целью вытеснить русских с территории Даурии, однако мужественное сопротивление последних расстроило захватнические намерения южных соседей. В связи с этим маньчжурские правители, откликаясь на просьбы России урегулировать русско-китайские отношения, предложили провести переговоры для заключения мира и установления границы.1
В XIX веке между Россией и Китаем был подписан Айгунский договор. Айгунский договор, как сказано в его преамбуле, был заключён «по общему согласию, ради большей вечной взаимной дружбы двух государств, для пользы их подданных».2 По айгунскому договору юридически устанавливалась принадлежность России левого берега р. Амура от р. Аргуни до устья; правый берег р. Амура до р. Уссури закреплялся за Китаем. Район между Уссури и морем «до определения по сим местам границы между двумя государствами» объявлялся общим владением России и Китая.3 Плавание по Амуру, Сунгари и Уссури разрешалось только русским и китайским судам. Разрешалась взаимная торговля русского и китайского населения, проживающего по этим рекам. Стороны обязывались взаимно покровительствовать «торгующим людям» двух государств. Договор утвержден указом богдыхана 2 июня 1858, ратифицирован Россией 8 июня 1858. Окончательно граница между Россией и Китаем на Дальнем Востоке была определена Пекинским договором 1860, который подтвердил Айгунский и Таньцзиньский договоры, а также установил прохождение границы по р. Уссури.
Тяньцзиньский трактат 1858,
между Россией и Китаем об определении
взаимных отношений, подписан 1(13) июня
в Тяньцзнне русским вице-
До середины 1890-х годов российское правительство, занятое европейскими делами, не активизировало свою дальневосточную политику. Главными задачами было сохранение мирных отношений с дальневосточными государствами, уточнение границ, а также развитие торговли. Однако усиливающаяся экспансия европейских государств и США в данном регионе рождала в Петербурге обоснованную тревогу.
Особое беспокойство вызывало положение в Западном Китае, где мусульманское население пограничных с Россией районов неоднократно поднимало восстания против цинских властей. Это затрудняло российскую торговлю с Китаем. Кроме того, договоры с Китаем содержали ряд ограничений для русских купцов. Интересы растущей русской промышленной буржуазии требовали расширения торговли с Китаем, куда вывозились ткани, меха, металлические изделия и откуда поступали чай, серебро в слитках.
В середине 1860-х годов в Западном Китае началось новое восстание под руководством местных феодалов. Им воспользовались британские власти Инии, поощрявшие сепаратизм местных правителей и рассчитывавшие создать в Западном Китае зависимое от Англии мусульманское государство, чтобы поставить заслон распространению российского влияния в Азии.
В 1865 году Китай обратился к российскому правительству с просьбой о помощи в подавлении восстания мусульман в Илийском крае и Джунгарии. Первоначально Петербург занял выжидательную позицию. Но, когда действия кашгарского правителя Якуб-бека стали опасными для России, интересам которой не отвечало создание вблизи ее границ мусульманского ханства с враждебно настроенным правителем, русские войска заняли Илийский край и его центр Кульджу (1871). Пекину было заявлено. Что российская оккупация продлятся до тех пор, пока китайские войска сами не смогут оборонять край от Якуб-бека.7 Царское правительство рассчитывало удержать Кульджу до подавления восстания в Западном Китае, а при ее возвращении договориться об улучшении условий торговли для российских купцов и уточнения границ в свою пользу.
В 1876 году кульджинский вопрос обсуждался на особом совещании под предесдательством Д.А. Милютина. Было решено возвратить Кульджу Китаю, потребовав взамен ряд торговых преимуществ и часть территории Илийской долины, а именно долину рек Текес и важный стратегический пункт — Музартский проход из Илийского края в китайский Туркестан. В 1878 году восстание в Джунгарии было подавлено.
Для переговоров в Россию был направлен специальный посол Чун Хоу, 20 сентября 1879 года в Ливадии был подписан Российско-китайский договор. Условия его практически совпадали с решением особого совещания. Кульджа возвращалась Китаю, а Россия получала небольшой западный участок Илийского края, долину реки Текас и Музартский проход; российский торговле предоставлялся ряд льгот в Западном Китае. За расходы по управлению краем и содержанию там русских войск Китай обязался выплатить России 5 миллионов рублей. Кроме того, русские купцы получили право беспошлинной торговли в Монголии и на реке Сунгари в Маньчжурии.8
Условия договора вызвали резкое недовольство в Китае, правящие круги которого опасались распространения русского влияния в Западном Китае и Монголии. Чун Хоу был приговорен к смертной казни. Ряд влиятельных политиков Пекина призывали к войне с Россией, а на границе с ней наращивались контингенты китайских войск. Это заставило Россию принять ответные меры: усилить на границе свои войска и послать военные эскадры на Дальний восток. Однако ни та, ни другая сторона к войне готовы не были. Война с Россией могла бы вновь вызвать восстание в Джунгарии, а также усилить зависимость Китая от Англии, Франции и США. Россия же, ослабленная только что закончившейся русско-турецкой войной и внутренней нестабильностью, тоже предпочитала не воевать.
На Особом совещании
по кульджинскому вопросу в
Но сумма выплат России была увеличена с 5 до 9 миллионов рублей. Договор также существенно расширял льготу русских купцов. В семи пунктах Западного Китая разрешалось учреждение российских консульств, русским купцам предоставлялось право беспошлинной торговли не только в Монголии, но и в Синьцзяне, снижались торговые пошлины на ввоз в Россию чая низкого качества. Определялся прядок русской торговли во внутренних областях Китая.
Повстанцы в Кульдже получили амнистию и право переселиться в Россию. С уходом русских войск Илийский край покинуло 60% цигуров и большинство дунган. Они поселились в русском Семиречье.
В дальнейшем Россия стремилась
к сохранению минных отношений с
Китаем. Хунчунским протоколом от 22 июня
1886 года завершалось уточнение
Информация о работе Дальневосточная политика Российского государства