Два центра древнегреческой цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:50, доклад

Краткое описание

На рубеже VI-V вв. до н. э. греческие полисы достигли расцвета. Среди них постепенно выделились два наиболее могущественных полиса - Афины и Спарта, ставшие центрами греческой цивилизации. Оба центра развивались совершенно разными путями, их соперничество часто выливалось в гражданские войны, которые в конце концов разрушили древнегреческую цивилизацию.

Вложенные файлы: 1 файл

Два центра древнегреческой цивилизации.ИМЦ.doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

Два центра древнегреческой  цивилизации

   На  рубеже VI-V вв. до н. э. греческие полисы достигли расцвета. Среди них постепенно выделились два наиболее могущественных полиса - Афины и Спарта, ставшие  центрами греческой цивилизации. Оба  центра развивались совершенно разными путями, их соперничество часто выливалось в гражданские войны, которые в конце концов разрушили древнегреческую цивилизацию.

Афины были главным  городом Аттики - южной области  Балканского полуострова. Сила и  богатство Афин покоились на торговле и кораблестроении. Создав самый мощный в Греции флот, афиняне торговали с соседними землями и греческими колониями. В Афинах процветали науки и искусства, шло бурное градостроительство. Сюда стекались знаменитые скульпторы и писатели, философы Платон и Аристотель создали здесь свои школы. В Афинах расцвело своеобразное театральное искусство, традиции которого во многом живы и сегодня.

Развитие Афин пошло по демократическому пути, важным шагом стали реформы архонта (одного из девяти коллегиальных правителей Афин) Солона в начале VI в. до н. э. Стремясь ликвидировать вражду и противоречия в среде свободного населения, Солон запретил долговое рабство и объявил об отмене всех задолженностей. Он также разрешил покупать, продавать и дробить земельные участки, что укрепило частную собственность. Политические права афинян стали зависеть не от родовитости, а от имущественного положения. Членов народного собрания могли теперь избирать даже бедняки (правда, сами они не могли быть избраны).

Афинская демократия окончательно сложилась к середине V в. до н. э., когда Эфиальт и Перикл, развивая законы Солона, предоставили всем гражданам полиса право избираться на высшие должности (кроме начальника войска). Народное собрание стало верховным органом власти, оно принимало практически все основные государственные решения. На встречах собрания, проходивших примерно 40 раз в год, право высказаться имел каждый и все предложения тщательно обсуждались. Должностные лица избирались голосованием или по жребию, они были подотчетны и сменяемы. Другими словами, в Афинах сложились те принципы демократии, которые существуют и поныне (разумеется, в усовершенствованном виде).

По 'иному пути пошло развитие Спарты - полиса, расположенного на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство возникло примерно в IX в. до н. э., жизнь его протекала в непрерывных войнах. Захватывая земли и скот соседей, спартанцы превращали их в рабов (илотов). А лично свободные иноземцы, жившие в Спарте (периэки), платили спартанцам дань и работали на них. Сами же спартанцы были только воинами: им запрещалось даже торговать и заниматься ремеслами. В результате экономика Спарты была замкнутой и слаборазвитой.

Частная собственность  на землю в Спарте отсутствовала. Земля, считавшаяся собственностью общины, была разделена на равные участки, не подлежавшие продаже. Илоты, судя по всему, также находились в собственности государства, а не отдельных граждан. Спартанцы гордо именовали себя "общиной равных", но уравнительность, господствовавшая в Спарте, лишала ее жителей стимула к совершенствованию своих талантов, навыков, быта и т. д. Жилища и одежда спартанцев были крайне скромны и практически одинаковы, младенцев с физическими недостатками в Спарте уничтожали при рождении: личность человека рассматривалась только с точки зрения ее полезности государству (прежде всего в военной области). Мальчики воспитывались в суровом, военизированном духе, а затем зачислялись в войско и оставались в нем до старости. Спарта была подобием огромной казармы со строго регламентированным уставом.

Во главе спартанского государства стояли два царя,

являвшиеся также  военачальниками, судьями и жрецами. Власть с ними делил совет старейшин (герусия), без одобрения которого решения царей не имели силы. В  свою очередь, и совет старейшин  должен был учитывать мнение народного  собрания, которое в Спарте мало на 

  поминало  афинское. На собрании спартанцы  не высказывали свою точку  зрения, предлагаемые решения даже  не обсуждались, и лишь крики  одобрения или неодобрения выражали  отношение участников к ним.  Отдельные элементы жизни в  Спарте предвосхищали черты тоталитарных обществ XX в. Так, древнегреческий историк Ксенофонт (430-353 гг. до н. э.) писал, что спартанцам запрещалось "ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием".

Силы Афин и  Спарты особенно окрепли в эпоху  греко-персидских войн. Именно эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией персидского царя Ксеркса, которой уже покорились многие греческие города-государства. В 478 г. до н. э. Афины возглавили Делосский морской союз полисов, вскоре ставший Афинской морской державой (в пору ее расцвета в нее входило до 250 полисов). В условиях войны афиняне отказались от демократических принципов и решительно вмешивались в дела своих союзников: распоряжались их финансами, вводили свои законы и т. д. Афины явно превращались в центр древнегреческой цивилизации, чего никак не могла допустить воинственная Спарта. Она создала Пелопоннесский союз, к которому помимо мелких и слабых полисов присоединились богатые Коринф и Мегары, также обеспокоенные растущей мощью Афин.

Между двумя союзами вспыхнула жестокая война (431-404 гг. до н. э.). Афинянам было трудно противостоять прекрасно обученным воинам-спартанцам, к тому же Спарта ради достижения победы пошла на сговор с недавними противниками - персами. Они предоставили спартанцам крупную денежную помощь в обмен на обещание отдать Персии греческие города в Малой Азии. На полученное от персов золото спартанцы построили мощный флот и разгромили афинян. Казалось, их успех знаменует собой победу олигархии над демократией.

Однако триумф Спарты оказался недолговременным. Против победителей выступили Фивы, богатый и могущественный полис. Возобновили борьбу и Афины, создавшие новый морской союз. В 371 г. до н. э. фиванская армия наголову разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался, Спарта потеряла ряд областей. Но объединить Грецию под властью одного полиса не удалось. Полисы шли на союзы лишь во время войн, когда возникала угроза полной потери независимости. А в мирное время каждый из них стремился к самостоятельности.

Однако после  кровопролитных войн эта самостоятельность уже не была такой прочной, как прежде: долгие войны крайне ослабили не только побежденных, но и победителей. В IV в. до н. э. начинается кризис древнегреческой цивилизации, ее веками складывавшиеся структуры постепенно разрушаются. Правда, Греции предстояла еще эллинистическая эпоха, когда ее экономика и культура внешне процветали. Но процесс внутреннего разрушения был уже необратим. Особенна ярко он проявился в Афинах, где чужеземцам-метекам (а к IV в. до н. э. они уже составляли почти половину населения) по-прежнему было запрещено иметь землю, а также добывать серебро.

В афинской форме  собственности сочетались государственный  и частный принципы, тогда как  время властно требовало перехода к полной частной собственности. Но власти Афин не были готовы к этому. Великий древнегреческий философ Платон писал, что внутри афинского полиса возникло "два враждебных друг другу государства: одно- бедняков, другое- богачей". Из афинского народного собрания то и дело стали изгонять политических противников, оказавшихся в меньшинстве. А в других полисах дело порой доходило даже до гражданской войны.

Отметим еще  одну деталь: основой прочности полиса всегда было сочетание индивидуализма с коллективистской моралью, - с идеей  общей пользы. Рост индивидуализма разрушал полис, а вместе с ним - и опору древнегреческой цивилизации.

Информация о работе Два центра древнегреческой цивилизации