Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 01:15, реферат
Феодально-крепостнический строй в России в начале XIX века являлся тормозом для развития производительных сил, исторического прогресса страны. Несоответствие между быстрорастущими, новыми производительными силами и старыми феодально-крепостническими производственными отношениями породило революционное движение.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. МИРОВОЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
1.1. Предпосылки возникновения движения
1.2. Распространение в России вначале XIX века идей французских просветителей
1.3. Роль военных походов в образование в России революционного движения
1.4. Идеи французских и английских философов и их влияние на конституционные проекты декабристов
2. ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Орден русских рыцарей
2.2. Союз спасения
2.3. Союз благоденствия
2.4. Южное общество
2.5. Северное тайное общество
3. ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЕКАБРИСТОВ
3.1. Проект конституции Н. М. Муравьёва
3.2. «Русская правда» П. И. Пестеля
3.3. «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого
3.4. Преобразования в сфере прав человека
4. ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
4.1. Восстание на сенатской площади
4.2. Восстание черниговского полка
5. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Санкт-Петербургский
государственный технологический институт
(технический университет)
РЕФЕРАТ
На тему: Движение декабристов
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. МИРОВОЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
1.1. Предпосылки возникновения движения
1.2. Распространение в России вначале XIX века идей французских просветителей
1.3. Роль военных походов в образование в России революционного движения
1.4. Идеи французских и английских философов и их влияние на конституционные проекты декабристов
2. ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Орден русских рыцарей
2.2. Союз спасения
2.3. Союз благоденствия
2.4. Южное общество
2.5. Северное тайное общество
3. ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЕКАБРИСТОВ
3.1. Проект конституции Н. М. Муравьёва
3.2. «Русская правда» П. И. Пестеля
3.3. «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого
3.4. Преобразования в сфере прав человека
4. ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
4.1. Восстание на сенатской площади
4.2. Восстание черниговского полка
5. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В первой половине XIX века общественно-политическая
борьба обострилась во всем
мире. В России все общество
понимало отставание от
Феодально-крепостнический
строй в России в начале XIX века
являлся тормозом для развития
производительных сил,
Оппозиционные настроения крепли и среди солдат. Вернувшись на родину, они стали роптать. Проливая свою кровь, они разбили французскую армию, а вернувшись домой вновь, стали крепостными и бесправными. Их ропот разносился в классе народа. И по России прошла волна народных волнений. Недовольство проявляли разные слои населения: крестьяне, работные люди, горожане, военные поселяне. Однако эти волнения не приняли массовый размах.
Идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены против самодержавного режима и крепостного права.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕКАБРИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. МИРОВОЗРЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
1.1 Предпосылки возникновения движения
Отечественная
война 1812 года создала в русском
народе патриотический подъем, а заграничные
походы русской армии познакомили
русскую интеллигенцию с
1.2 Распространение в России вначале XIX века идей французских просветителей
Французская философия и общественно-политические теории XVIII века, явившаяся идеологической подготовкой буржуазной революции, дали сокрушительную критику отжившего феодального порядка Франции. Эта революционная идеология находила живой отклик и у передовых людей России, видевших отсталость самодержавно-крепостнических порядков.Идеи передовых мыслителей Западной Европы были хорошо знакомы образованному русскому обществу, особенное распространение в России получили произведения французских просветителей и философов XVIII века. Эти произведения переводились и на русский язык, издавались полностью или в отрывках, и даже делались попытки напечатать собрание сочинений.
Влияние Французских
просветителей, литературы французских
и английских публицистов неоспоримо
- оно чрезвычайно велико и все
декабристы говорят об этом. Судя по
ответам, изучение английской конституции
и конституции Северо-
1.3 Роль военных
походов в образование в
Широкому знакомству с идеями французской революции и ее практическими результатами способствовали походы русских войск в Западную Европу и их пребывание за границей. Отсюда неизбежно возникал вопрос о причинах ”неустройств” в России. ”Войска от генералов до солдат, - писал А. А. Бестужев, -пришедши назад, только и толковали: "Как хорошо в чужих землях". Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: почему же не так у нас?”6
Многие из
будущих декабристов, находясь в
Париже, встречались с передовыми
политическими деятелями
1.4 Идеи французских
и английских философов и их
влияние на конституционные
В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых авторы были хорошо знакомы. Под “естественными правами” понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового государства. При разработке своих проектов Пестель и Муравьев опирались также на конституционный опыт других государств - Северо-Американских Соединенных Штатов и некоторых других стран Западной Европы.
2. ДЕКАБРИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Орден русских рыцарей
Идея создания тайного Ордена, ставящего целью учреждение в России конституционной монархии, принадлежала генерал-майору М. Ф. Орлову. В 1814 году в Москве он посвятил в свои планы М. А. Дмитриева-Мамонова, а тот вскоре набросал «Пункты преподаваемого во внутреннем Ордене учения».8 Эти пункты частично повторяют Кондиции — ограничения, наложенные на несколько недель Верховным тайным советом на императрицу Анну Иоанновну в январе — феврале 1730 года.9 В 1816 году в типографии Московской медико-хирургической академии тиражом 25 экземпляров были опубликованы «Краткие наставления русским рыцарям» М. А. Дмитриева-Мамонова на французском языке, предназначенные для неофитов Ордена.10
Представления
братьев о будущем устройстве
России постоянно эволюционировали
в сторону все большей
Среди членов ордена называют известных масонов Н. И. Тургенева и М. Новикова, поэта Дениса Давыдова, мистика Максима Невзорова и, с меньшей уверенностью, князя А. С. Меньшикова и будущего шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. Впрочем каких-либо документальных следов заседаний Ордена найдено не было.
2.2. Союз спасения
9 февраля 1816 года члены Священной и Семёновской артелей объединились в первую декабристскую организацию, получившую название «Союз спасения». Учредителями и организаторами общества были гвардейские офицеры А. Н. Муравьёв, М. Муравьёв-Апостол и С. Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой. Помимо членов Семёновской и Священной артелей, в состав общества вошли также Н. М. Муравьёв, Павел Пестель, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка.
В 1817 году Общество приняло устав («Статут»), составленный Павлом Пестелем. Согласно уставу, Союз спасения был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Целями общества были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этих целей мирным путём, посредством давления на общественное мнение. Меньшая часть общества предполагала действовать более решительными мерами. Декабрист М. С. Лунин первым предложил план по убийству царя. Это предложение отвергал Пестель, предлагавший устройство тайного общества, разработки конституции и более четкой организации.
Разногласия по поводу путей осуществления своих целей привели к ожесточённым спорам внутри общества. В сентябре 1817 года состоялось совещание членов Общества (т. н. «Московский заговор»). Предметом обсуждения было предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве. Большинство членов общества отвергло это предложение. Передовые члены решили в конце концов распустить организацию, создав на её основе новую, более организованную, широкую и сплочённую. В качестве переходной организации было создано «Военное общество» в октябре 1817 года, в котором состояли большая часть членов Союза спасения. «Военное общество» было распущено в январе 1818 года, на его базе был сформирован Союз благоденствия.
2.3. Союз благоденствия
В январе 1818 был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек).
Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.
На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).
Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым)13 был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).
В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.