Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:09, реферат
Современный взгляд на освободительный процесс в России шире видения тенденций исторического развития страны, возобладавшего после 1917г. В поле «бокового зрения» новейшего исследователя попадают и трагические метаморфозы послереволюционной истории, включая сталинский «беспредел», и возобновленное со второй половины 80-х годов движение к гражданскому обществу.
Введение 3
Основная часть. Движение декабристов в России 9
I Формирование освободительной идеологии декабристов 9
II Декабризм: от термина до идеи 12
III Сибирский период: изменение взглядов 15
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Обращение к социалистическому идеалу пусть в утопической и даже религиозной оболочке свидетельствовало о продвижении программных установок в сторону более последовательного демократизма, антилиберальной направленности декабризма.
Процесс же демократизации тактических установок отставал и проходил более сложно и противоречиво.
В 40-х годах, с выходом декабристов на поселение, абстрактное общедемократическое просветительство казематского периода отступило под мощным натиском реальной жизни со всей сложностью ее социально-политических противоречий. На поселении не произошло «слияния» «каторжного дворянства» с народом, несмотря на то, что декабристы субъективно стремились к этому. И в этом не их вина. Непосредственное соприкосновение с крестьянами, поселенцами и каторжными убеждает декабристов, что с таким уровнем развития народ еще очень долго не сможет выработать «свои стремления к лучшему будущему» и стать сознательным участником движения, борцом за свои интересы.
Разносторонняя
Таким образом, для декабризма 40—50-х годов характерно обращение ко всему обществу, в том числе к разночинцам, стремление сблизиться с народом. Но забитость и пассивность народа, способного в то время подняться лишь на отдельные бунтарские выступления, выбивали почву из-под ног декабристов.
Со вступлением на престол Александра II у декабристов снова появилась иллюзорная надежда на царя-реформатора и прогрессивно настроенную часть дворянства, хотя полной уверенности на оправдание надежд уже не было. Они восторженно встретили «Манифест» об освобождении крестьян. Следовательно, до 1861 г. декабристам так и не удалось преодолеть противоречие между программными и тактическими установками и сблизить теорию с практикой.
1861 г. был завершающим рубежом в развитии декабризма.
По мере знакомства с «Положением» 19 февраля 1861 г, и проведением реформы к передовой части декабристов приходило понимание того, что реформа принесла лишь «...некоторые перемены и то только на словах, а на деле чуть ли выходит не хуже»14[14,c 185]. А.В.Поджио приходит к выводу: освобождение крестьян было делом не благих желаний царя и дворянства, и даже не усилий тайного общества, а самого народа. «Сила его (народа) до того росла, что вынудила, наконец, правительство осуществить на деле цель, которую наше общество без устали преследовало, а именно освобождение крестьян»15[15,c 186].
По мнению И.И.Горбачевского, стать истинным республиканцем и революционером, способным «кверху дном все перевернуть», может только тот, кто понял и изучил народ, жил одной жизнью с ним, узнал его чаяния и стремления. Декабристы, принимая офицеров, казаков, чиновников, купцов за народ, ошибались и «много через это вы все и все потеряли»16[16,c 34],— писал И.И.Горбачевский М.А.Бестужеву.
В пореформенный период происходит углубление и уточнение понятия народ, отступает боязнь движения самих народных масс, свойственная декабризму, и появляется надежда на их активную роль в освободительном движении. Однако это скорее было теоретическое признание роли народных масс в революционном движении. Развитие демократических тенденций не означало полного преодоления ограниченности декабризма. Новые установки были общими и не шли ни в какое сравнение с революционно-демократическими. А.В.Поджио, признавая революцию самым результативным актом в деле преобразования общества, считая ее «святым словом», так как она совершается «во имя права и свободы», думал, что русский народ в отличие от западноевропейского еще не воспитался в революционном духе и не понимает истинных целей революционного движения. И он признавал наиболее правильным путь «...пробуждения, воспитания»17[17,c 86]. Не отказываясь от возможности насильственного низвержения самодержавия в далеком будущем самим народом, А.В.Поджио все-таки предпочитает просветительские средства борьбы.
С постановкой вопроса о политическом воспитании масс, о массовой борьбе декабризм как единое общественно-политическое движение в основном исчерпал себя.
Декабристы действовали в эпоху, когда многие передовые люди и России, и Европы уповали на «просвещенного монарха», а «заигрывание с либерализмом» монархов поддерживало эти надежды.
Их разделяли многие декабристы в период «раннего декабризма» — декабризма первых тайных обществ. Вообще декабризм — одно из наиболее сложных идейно-политических движений, которое питалось не только революционными, но и либеральными идеями. Впрочем, либерализм эпохи декабристов существенно отличался от такового 50—60-х годов XIX в. и тем более конца XIX — начала XX в., когда «либерализм в России решительно повернул против демократии»18[18,c 172], вылился в «контрреволюционный либерализм»19[19,c 98].
В эпоху декабристов либерализм не противостоял освободительному движению, а был тесно связан с ним и в значительной мере являлся его питательной почвой. Вот почему в декабристских обществах, особенно на раннем этапе их деятельности, объединялись представители различных политических взглядов — от умеренно монархических до республиканских. Однако это отнюдь не исключало, а наоборот, обусловливало борьбу в декабризме либеральной и демократической тенденций. Эволюция декабризма шла в направлении к демократизму, что выражалось в отходе от движения (главным образом после роспуска «Союза благоденствия» в 1821 г.) либерально и умеренно настроенных членов, во все большем преобладании в нем убежденных республиканцев — сторонников насильственных революционных действий, в радикализации программы и тактики декабристов.
Такова сущность «дворянской революционности» декабристов. Ее нельзя рассматривать как какое-то «статичное» явление. Она прошла сложный путь своего развития: от умеренно монархической программы и пропагандистской тактики создания передового «общественного мнения, предшествующего революции», до радикально-республиканской программы и тактики «военной революции»
Таким образом, декабризм в широком смысле слова после 1825 г. выступает как одно из течений развития дворянской революционности. Это была эволюция по восходящей линии, и в этом она отражала общий путь развития общественно-политической мысли России 40—60-х годов XIX в. Несмотря на существование внутренних различий, общность просветительных целей позволяла декабризму вплоть до 1861 г. сохраняться как единому общественно-политическому течению.
Деятельность немногих оставшихся в живых декабристов в пореформенный период проходила одних — в направлении, близком революционно-демократическому движению (И.И.Горбачевский), других — в старых традициях мирного просветительства (Д.И.Завалишин), третьих — в духе либерализма (А.И.Беляев), что было обусловлено общим процессом консолидации революционно-демократического и либерального лагерей.
Переход декабристов
в Сибири к просветительству в
более широких масштабах, чем
это имело место перед
Библиографический список
1 Пугачев, В.В. О специфике декабристской
революционности [Текст]/В.В.Пугачев//
2 Сыроечковский, Б.Е. Из истории движения декабристов [Текст]/Б.Е.Сыроечковский. – М.: Издательство МГУ, 1969. – С. 114.
3 Хрестоматия по истории России [Текст]/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С. Из истории движения декабристов [Текст]/Б.Е.Сыроечковский. – М.: Издательство МГУ, 1969. – С. 114.
3 Хрестоматия по истории 247.
4 Сыроечковский, Б.Е. Указ. соч. – С. 120.
5 Там же. С. 117.
6 Азадовский, М.К. Декабристы. Новые материалы [Текст]/М.К.Азадовский. – М., 1975.– С. 240-241.
7 Там же. С. 239.
8 Пугачев, В.В. Указ. соч. – С. 31.
9 Семенова, А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов [Текст]/А.В.Семенова. – М.: Мысль, 1982. – С. 163.
10 Нечкина, М.В. Движение декабристов [Текст]. Т. I /М.В.Нечкина. – М., 1955. – С. 20.
11 Хрестоматия по истории России [Текст]/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С. 250.
12 Семенова, А.В. Указ. соч. – С. 132.
13 Хрестоматия по истории России [Текст]/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С. 248.
14 Семенова, А.В. Указ. соч. – С. 185.
15 Там же. С. 186.
16 Пугачев, В.В. Указ. соч. – С. 34.
17 Сыроечковский, Б.Е. Указ. соч. – С. 86.
18 Нечкина, М.В. Указ. соч.– С.172.
19 Там же. С. 98.