Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:53, реферат
Целью данного реферата является отражение идей и основных концепций и установок декабристского движения, отражение деятельности декабристов, а также выяснение причин возникновения и определенного развития движения, а также итогов общей деятельности и самого восстания.
1.Введение……………………………………………………………………3
2.Причины возникновения движения декабристов. Союз Спасения…….4
3.Союз Благоденствия……………………………………………………….9
4.Южное и Северное общества декабристов. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева………………………………………..13
5.Восстание на Сенатской площади. Итоги восстания…………………..16
6.Заключение………………………………………………………………..19
7.Список литературы……………………………………………………….20
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Декабристы – первые русские революционеры, выступившие против абсолютизма и крепостного права в декабре 1825 г.. Именно из-за того, что они стали «первопроходцами» русского освободительного движения, данная тема крайне интересна для изучения и исследования. Как раз во время первой четверти XIX века Россия вступила в эпоху кризиса феодального и крепостного строя общества и все усиливающегося конфликта нового со старым. Движение декабристов было порождено этим кризисом и появилось из-за острой нужды страны в преобразованиях.
В данном реферате рассматривается только десятилетие движения декабристов: 1816-1825 гг., т.е. с образования Союза Спасения до восстания 14 декабря 1825 г..
Литература, изученная при подготовке к работе, дала четкое представление о событиях того времени, помогла понять проблематику данного явления, его роль в развитии российского государства.
Целью данного реферата является отражение идей и основных концепций и установок декабристского движения, отражение деятельности декабристов, а также выяснение причин возникновения и определенного развития движения, а также итогов общей деятельности и самого восстания.
Причины
возникновения движения
декабристов. Союз Спасения.
В течение десяти лет: с 1816 по 1825 гг. оно развивалось втайне, одним из условий его существования была конспирация.
Известно, что существовали программные документы и уставы, конспиративные письма о делах общества и программных вопросах, дневники и доклады, зафиксированные письменно переговоры и поручения. Но, как правило, подобные документы уничтожены самими декабристами. Но «в этом случае отсутствие документального свидетельства не может при подобном состоянии источников доказать отсутствие какого-либо явления; отсутствие это должно быть аргументировано какими-либо позитивными данными»1.
Движение декабристов было порождено кризисом феодальной формации и уходит своими корнями в ведущий процесс эпохи разложения старого феодально-крепостного общественного строя и возникновения новых, капиталистических отношений.
Массовое движение эпохи декабристов слагалось из борьбы c крепостным правом. Одной из причин этого движения является недовольства и восстания самих крестьян, в которых принимали участие как помещичьи, так и казенные, и удельные крестьяне. Также имели место восстания закрепощенных рабочих людей (главным образом феодально-зависимых) и из восстания солдат, в свою очередь тесно связанных с крестьянскими.
Выразительным показателем
растущего сопротивления
1801-1805 гг. – 45 волнений
1806-1810 гг. – 38 волнений
1811-1815 гг. – 36 волнений
1816-1820 гг. – 87 волнений
1821-1825 гг. – 55 волнений
Итого – 261 волнение.2
Однако в этих данных не учитывается движение военных лет – Отечественной войны 1812 г. и широкие волнения на Дону в 1818-1820 гг, а также те, которые зафиксированы в провинциальных губернских архивах и не отразились в центральных фондах.
Брожение в армии особую сгущенность приняли в десятилетие движения декабристов 1816–1825 гг..
Другая причина возникновения движения декабристов – нежелание власти изменить ситуацию в стране, стремление консерваторов сохранить существующие порядки и их безразличие по отношению к потребностям экономического и социального преобразования в России. Сохраняя и всесторонне охраняя помещичью собственность на землю – основное средство производства в земледельческой стране, царизм охранял и крепостное право.
Движение декабристов связано с общим ходом освободительной борьбы человечества в XVIII–XIX веках. Оно занимает в ней вполне определенное место, и относится к историческому периоду, который открывается французской буржуазной революцией 1789 г. и завершается 1870 г. – преддверием Парижской Коммуны. Декабристское движение относится к периоду расцвета буржуазной революционности.
Процесс поляризации общественных сил развивался постепенно и лишь к 1816 г. дошел до той степени зрелости, в атмосфере которой могла возникнуть первая русская революционная организация – Союз Спасения – с которой и начинается развитие движения декабристов. Учебные заведения, в которых обучались и воспитывались декабристы, оказывались нередко идейными центрами вольнодумства в стране. Центральной темой слагающихся юношеских мировоззрений была, конечно, Россия. Горячий патриотизм – яркая отличительная черта идейной жизни мыслящей передовой молодежи. Также на студенчество влияет чтение вольнолюбивых русских писателей – «друга свободы» Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. П. Пнина. Политическое сознание будущих декабристов начало пробуждаться еще до войны 1812 г. Также большую роль в формировании мировоззрения декабристов сыграли сама Отечественная война и заграничные походы 1813-1814 гг. После войны 1812 г. появилось четыре преддекабристских организации: 2 офицерских артели – в Семеновском полку и среди офицерского главного штаба («Священная артель»), кружок Владимира Раевского и «Общество русских рыцарей».
Священная артель возникла в 1814 г., на короткое время прервала свое существование в связи с заграничным походом и вновь появилась в 1815 г.
Первое декабристское тайное общество – «Союз Спасения» - организовано инициативной группой из шести лиц. Замысел создать тайное общество принадлежит А. Н. Муравьеву. Совещание трех друзей – А. Н. Муравьева, Н. М. Муравьева и С. П. Трубецкого – происходило в самом начале 1816 г. На этом собрании «было положено составить устав для общества» и не иначе принимать в него членов, «как с согласия всех нас». Вскоре после февральского заседания Союз Спасения пополнился тремя новыми членами: М. Н. Новиковым, М. С. Луниным, Ф. П. Шаховским. В 1816 г. также был принят Федор Глинка. Позднее, осенью 1816 г., принят Пестель. Союз Спасения стал работать над программой с первых же дней своего возникновения. На учредительном собрании было решено создать документ, который фиксировал бы программу и организационную структуру нового общества.
Настоящей целью первого общества было введение монархического конституционного правления, а первоначальное освобождение крестьян от крепости существовало в Союзе Спасения довольно короткое время. Очень скоро к этой цели присоединилась и другая: борьба против абсолютизма и требование конституционной монархии.
Личные республиканские симпатии членов Священной артели уступили место осторожному и более умеренному решению, когда дело дошло до практических установок политической программы создаваемой тайной организации. В Союзе Спасения ликвидация абсолютизма мыслилась только в форме установления конституционной монархии.
Основные цели – освобождение крестьян и ликвидация абсолютизма. Декабристы страшились «ужасов народной революции» и с самого начала решили избегнуть этого пути. То есть, по их мнению, народ должен получить необходимое, но из рук дворян-революционеров, а не с помощью собственных усилий. Тогда же возникло мнение использовать перемену царей на престоле для начала действий, для открытого выступления с предъявлениями политического требования к новому императору. Но отсюда был уже один шаг до насильственного ускорения этой смены. В этой логической связи возник первый проект цареубийства, предложенный Луниным ранней осенью 1816 г. Этот акт поднимался как акт начала революции, но был отклонен, как и последующие подобные предложения.
Устав первого декабристского общества не сохранился – он был сожжен в конце 1817 – в начале 1818 гг. при образовании новой организации – Союза Благоденствия.
Пункты устава:
В итоге можно сделать вывод, что, совсем не имея опыта конспирации деятельности в условиях России, находясь в самом начале русского революционного движения, кладя первый камень в его фундамент, его молодые участники, впервые соединившие силы для совместной борьбы, упорно и с энтузиазмом работали над программными и тактическими вопросами. Работа эта, определенно, была успешной.
Вскоре Москва стала местом рождения нового декабристского общества – Союза Благоденствия и крушения старой организации – Общества истинных и верных сынов Отечества (или, по-другому, Союза Спасения).
В новом обществе снова всплывает вопрос о цареубийстве, однако, в результате долгих и страстных споров решение о цареубийстве было вновь отвергнуто, а Якушкин, который выдвинул это предложение, отказался от участия в обществе.
Была
создана промежуточная
Дальнейшее развитие тайного общества будет богато разнообразными формами культуры творчества декабристов – созданием поэтических памятников движения, произведений художественной прозы, философскими и историческими работами.
Союз Благоденствия
В 1818 году было основано новое общество - Союз Благоденствия - с теми же целями, как у Союза Спасения, но с новыми способами их достижения. Теперь, чтобы добиться успеха, устанавливалось необходимым прежде всего расширить круг действий, многократно увеличить численность организации и сформировать в стране общественное мнение, устраивающее движение. Это общественное мнение должно было сыграть роль той мощной силы, которой декабристы приписывали содействие свержению монархии и уничтожению крепостничества. В представлении декабристов она должна была стать решающей исторической силой.
Новое тайное общество существенно отличалось от Союза Спасения. Во-первых, в этой организации конституционно-монархическая программа сменилась на республиканскую. Во-вторых, первая организация была узкой, заговорщической; замкнутая, конспиративная группа слепо повиновалась воле «боляр» и пришла к отрицанию этого способа, осознав его бессилие. Из замкнутого, малочисленного революционного союза общество должно было стать широкой и многочисленной организацией. За сравнительно короткий трехлетний срок существования Союза Благоденствия, число его членов превысило 200, то есть во много раз увеличилось по сравнению с Союзом Спасения. Союз Благоденствия просуществовал три года: с 1818 по 1821 гг. Эти годы были временным нарастанием революционного подъема, как в России, так и в Западной Европе. В указанные годы несомненен дальнейший рост крестьянских волнений против крепостного права, а также выступлений крепостных рабочих и солдат.
Раннее русское революционное движение объективно отражало движение угнетенных масс. Но первые русские революционеры не сознавали всей глубины своей связи с борьбой порабощенного народа за освобождение и субъективно представляли себе эту борьбу прежде всего как результат своего личного решения, своей чести и работы своего сознания. В этой обстановке союз декабристов не только рос и развивался, но и был наиболее живым и ярким элементом процесса дифференциации двух лагерей – новаторского и реакционного. Замечательная черта декабристского движения – настойчивая и непрерывная работа.
Союз
Благоденствия был