Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:48, доклад
Процесс «перестройки» общественной жизни в СССР, который начал во второй половине 80-х годов прошлого столетия тогдашний советский лидер Михаил Горбачев, его фактический отказ от тоталитаризма, попытка установления цивилизованных отношений со странами западной демократии очень быстро привели к общей демократизации общества, развитию гласности, заложили минимальные основы для утверждения плюрализма в политической, идеологической и экономической жизни страны.
Министерство образования и науки Украины
Донецкий индустриально-педагогический техникум
Сообщение
На тему: «Декларация о государственном суверенитете Украины»
2013г.
Процесс «перестройки» общественной жизни в СССР, который начал во второй половине 80-х годов прошлого столетия тогдашний советский лидер Михаил Горбачев, его фактический отказ от тоталитаризма, попытка установления цивилизованных отношений со странами западной демократии очень быстро привели к общей демократизации общества, развитию гласности, заложили минимальные основы для утверждения плюрализма в политической, идеологической и экономической жизни страны. В таких условиях судьба советского государства, названного в свое время «империей зла», независимо от воли инициаторов «перестройки», кажется, была уже определена заведомо. Именно поэтому, ни внесение изменений в Конституцию СССР 1 декабря 1989 г., ни изменение избирательной системы, ни значительное реформирование органов государственной власти (создание Съезда народных депутатов СССР, реально работающей Верховного Совета СССР, внедрение институтов Президента СССР, Комитета конституционного надзора и т.д.), ни идея нового «союзного договора» не могли уже остановить движение национальных республик к независимости, к созданию (а в ряде случаев – и восстановление) собственной национальной государственности.
От балтийского побережья, через многонациональную Россию, от Украины и Молдовы – к Закавказью и Средней Азии, – пространствами агонизирующего уже к тому времени советского государства прокатился так называемый «парад суверенитетов». В повестке дня жизнь реально поставила вопрос о создании новых Конституций для новых государств. Не составила исключение в этом процессе и Украина. Однако ради справедливости следует указать, что Украины не было и среди лидеров данного движения. Позднее, известный украинский ученый- правовед Л.П.Юзьков (1938-1995) упоминал, что «замысел принять принципиально новую Конституцию Украины возник еще в середине 80- х лет, т.е. в начале так называемой перестройки». Но в практическую плоскость эта идея была поставлена лишь после принятия Верховной Радой Украины 16 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Украины.
Итак, 16 июля 1990 г. Верховная Рада УССР приняла документ большого исторического значения – Декларацию о государственном суверенитете Украины. Суверенитет предусматривает верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти в пределах территории Украины. Отныне Украина провозглашалась независимым государством во внешних отношениях.
В составе депутатов
Верховной Рады УССР XІІ созыва
(1990-1994 гг.) абсолютное большинство (239
чел.) представляла коммунистическая
часть. Однако идея национального
возрождения независимости
Декларация состоит из вступления (преамбулы) и 10 разделов:
І. Самоопределение украинской нации
ІІ. Народовластие
ІІІ. Государственная власть
ІV. Гражданство
V. Территориальное верховенство
VІ. Экономическая
VІІ. Экологическая безопасность
VІІІ. Культурное развитие
ІX. Внешняя и внутренняя безопасность
X. Международные отношения
Основные положения Декларации:
– народ Украины
представляют граждане
– закреплено государственный, народный, национальный суверенитеты, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних отношениях;
– разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную;
– исключительное право народа Украины на владение, пользование и распоряжение национальным богатством;
– самостоятельность Украины в решении вопросов экономики, экологии, культурного развития, внешней и внутренней безопасности, международных отношений;
– миролюбивая внешняя политика, постоянный нейтралитет;
– признание верховенства общечеловеческих ценностей над классовыми;
– гарантия права на свободное национально-культурное развитие;
– необходимость проявлять заботу об удовлетворении национально-культурных потребностей украинцев за пределами Республики.
Декларацией признано
право украинской наций на
самоопределение, государство должно
было защищать и предохранять
национальную
Территория Украины
провозглашалась
Декларация должна была обеспечивать национально-культурное возрождение украинского народа и удовлетворять национально-культурные, духовные и языковые потребности украинцев, которые проживают за пределами Украины.
Предполагалось создание
собственных вооруженных сил. Украина
брала обязательство не
Будущая внешняя политика Украины, определенная Декларацией, виделась как нейтральная, первоочередным её заданием определялось обеспечение национальных интересов Украины.
Декларация о государственном суверенитете не имела статуса конституционного акта, поэтому осталась планом на будущее, пожеланиями для будущей внешней и внутренней политики.
Историческое значение Декларации о государственном суверенитете
Историческое значение
Декларации о государственном
суверенитете Украины
Дата принятия Декларации о государственном суверенитете Украины была объявлена Днем независимости Украины. Однако, впоследствии празднования перенесли на 24 августа, ведь именно в этот день в 1991 г. Верховная Рада приняла Акт провозглашения независимости Украины и окончательно вывела государство из состава СССР.
Памятная монета в честь Декларации о государственном суверенитете Украины
Информация о работе Декларация о государственном суверенитете Украины