Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 08:55, реферат
Демографический переход -- исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества (для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность) к современному.
Этот термин был впервые введен в научное обращение американским демографом Фрэнком Ноутстейном в 1945 году, хотя сходные идеи высказывались и раньше. Сама концепция демографического перехода приобрела особую популярность позднее, в связи с демографическими изменениями, происшедшими после Второй мировой войны в освободившихся от колониализма странах.
Демографический переход -- исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. Этот процесс является частью перехода от традиционного общества (для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность) к современному.
Этот термин был впервые
введен в научное обращение
В концепции демографического
перехода выделяются четыре последовательных
этапа в демографической
· На первом этапе обнаруживается меньшее снижение коэффициента рождаемости чем снижение коэффициента смертности (R'(x)>S'(x)), следовательно коэффициент естественного прироста максимален (прирост максимальный). К 1925 г. этап пройден промышленно развитыми странами.
· На втором коэффициент смертности снижается и достигает минимума (S'(x)=0,(min)), в то время как коэффициент рождаемости снижается быстрее коэффициента смертности (R'(x)<S'(x)), что приводит к замедлению прироста населения, а также к демографическому старению населения.
· На третьем коэффициент смертности увеличивается (S(x) растёт) (вследствие демографического старения), а также замедляется снижение коэффициента рождаемости (R'(x) падает). К концу третьего этапа коэффициент рождаемости примерно равен уровню простого воспроизводства, а коэффициент смертности ниже уровня простого воспроизводства. (R(x) ? 2.1, S(x) < 2.1, где 2.1 -- это уровень простого воспроизводства).
· Наконец, на четвертом этапе коэффициент смертности увеличивается (S(x) растёт), и становится равным коэффициенту рождаемости. (S(x)=R(x)) Процесс демографической стабилизации заканчивается.
В настоящее время развивающиеся страны находятся на 2-3 этапах, развитые -- вышли на 4 этап, при этом во многих из них смертность превысила рождаемость и наблюдаются отрицательные показатели естественного прироста населения.
Переход от высоких уровней рождаемости и смертности к низким и получил название демографического перехода. Согласно такой периодизации, экономически развитые страны уже завершили демографический переход, а развивающиеся заканчивают второй и вступают в третий этап, то есть выходят из состояния демографического взрыва и приближаются к завершению демографического перехода.
В настоящее время процесс демографического перехода завершили Россия, Китай и все развитые страны. В процессе резкого падения рождаемости находятся Египет, Алжир, Мексика, Бразилия, Аргентина, ряд других стран Латинской Америки. В последние годы в Иране, Турции и Тунисе рождаемость снизилась до уровня простого замещения поколений. (см. статданные)
Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 66 в 2002 году. Общая численность населения этих стран достигла 46 % человечества.
Начало демографического
перехода связано с началом
В традиционном аграрном обществе
дети рассматривались как
В развитом индустриальном обществе
дети должны длительное время учиться,
чтобы получить квалификацию, соответствующую
современным требованиям. Это приводит
к их выключению из хозяйственной
жизни. Дети из помощников превращаются
в обузу для взрослых. Родители
вынуждены тратить свое время
и финансовые средства для достижения
детьми высокого образовательного уровня.
Они предпочитают вырастить лишь
одного-двух «высококачественных» детей,
так как большое количество детей
в семье, как правило, отрицательно
сказывается на их образовательном
уровне и дальнейшей карьере. Кроме
того, длительный период обучения способствует
повышению среднего возраста женщины,
рожающей первого ребенка (с 16 до 25 лет
и старше). В аграрном же обществе
дети, работая вместе с родителями,
приобретали необходимые
Практически все страны с
высоким образовательным