Денежные реформы в Российской империи в XIX веке. Реформа С.Ю.Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:16, реферат

Краткое описание

Задачи сегодняшнего дня побуждают нас более пристально вглядываться в своё прошлое, оценивать всю сложность стоявших перед обществом проблем, подчас перекликающихся с современными, видеть борьбу точек зрения и подходов к их решению. Интерес историков к проводимой финансовой политике России в XIX веке вполне объясним. Данный период представляет собой серьезный этап в развитии российских финансов. В эти года были сформированы и внедрены на практике основные принципы организации финансовой системы России, выработан новый курс в финансовой политике, сыгравший ведущую роль в процессе модернизации страны.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….2
1. Денежные реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина ……………………5
2. На пути к «золотому рублю».…………………………………………………..11
3. Денежная реформа С.Ю.Витте………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников ……………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 61.21 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                                                                               Кафедра экономической истории

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

         по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Денежные реформы в Российской империи в XIX веке.

Реформа  С.Ю.Витте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….2

1. Денежные реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина ……………………5

2. На пути к «золотому рублю».…………………………………………………..11

3. Денежная реформа С.Ю.Витте………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованных источников ……………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Задачи сегодняшнего дня  побуждают нас более пристально вглядываться в своё прошлое, оценивать  всю сложность стоявших перед  обществом проблем, подчас перекликающихся  с современными, видеть борьбу точек  зрения и подходов к их решению. Интерес  историков к проводимой финансовой политике России в XIX веке вполне объясним. Данный период представляет собой серьезный этап в развитии российских финансов. В эти года были сформированы и внедрены на практике основные принципы организации финансовой системы России, выработан новый курс в финансовой политике, сыгравший ведущую роль в процессе модернизации страны.

Сегодня на рубеже тысячелетия, как и 100 лет назад, Россия вышла  с большим количеством нерешенных проблем. По-прежнему актуальна задача ускоренной модернизации экономической, социальной и политической сфер жизни  страны. Вновь проявляется опасная  тенденция нарастающего технического и экономического отставания России от стран Запада. Многие проблемы, с  которыми пришлось столкнуться реформаторам, в те далёкие годы, а также пути их решения актуальны и для  наших дней. Россия сегодняшнего дня  стоит перед решением сходных  задач. Центральным вопросом экономической  и политической жизни была и есть проблема выбора дальнейшего пути общественного  развития. При этом необходимо отметить зависимость темпов развития современной  экономики от финансовой политики государства, которая более столетия назад  была эффективнейшим образом использована в качестве важнейшего средства модернизации страны. Опыт проведённых преобразований показал, что возможна реализация экономических  реформ без крупных потрясений и  кризисных явлений. Сегодня существует потребность в необходимости  самого серьёзного изучения проводимой финансовой политики России в XIX веке.

 

Целью данного реферата является  проанализировать процессы формирования и развития финансовой политики в России в XIX веке, показать её роль в процессе модернизации страны, сделать выводы, которые могут быть важны в условиях формирования основных направлений экономического развития страны.

Для достижения этой цели нам  представляется необходимым сосредоточить  своё внимание на следующих задачах:

- проанализировать основные  направления реформирования финансовой  системы Российской империи в XIX веке;

- раскрыть цели, которые  ставили пред собой реформаторы  при осуществлении программы  реформ;

- изучить процесс становления  и развития нового курса в  финансовой политике России в  60 - 90-х гг. XIX века;

- выявить недостатки и  положительные стороны проведенных  реформ;

Объектом исследования является финансовая и денежная система России в XIX веке.

Предмет исследования –  денежные реформы, проводимые в России в XIX веке и их влияние на экономику страны.

Для написания данного  реферата  были использованы следующие источники: сборник статей историков, экономистов и архивистов, посвященные   истории денежных реформ в России, основным тенденциям развития денег; учебник по экономической истории, где   значительное внимание уделено характеристике в проблемно-хронологическом плане экономической истории России и собрание сочинений и документальных материалов, содержание которой отражает деятельность С.Ю.Витте по подготовке, проведению и завершению денежной реформы 1895 -1897 гг.

ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ М.М.СПЕРАНСКОГО  И Е.Ф.КАНКРИНА

Знаменательным в истории  становления финансовой системы  России стал 1802 г., когда манифестом Александра I было создано Министерство финансов, которое контролировало все источники доходов.  Государственное казначейство занималось всеми расходами, а государственный контролер должен был проводить ревизии всех расчетов. С начала 1820-х гг. Государственное казначейство было включено в Министерство финансов на правах департамента.

Втягивание России в наполеоновские войны вызвало напряжение всех ее ресурсов. В 1809 г. расходы государственного бюджета вдвое превышали доходы. С привлечением известного реформатора М.М. Сперанского был разработан "план финансов" - о финансовых преобразованиях в стране. Сперанский предполагал осуществить ряд непопулярных среди основной массы населения мер: увеличить вдвое-втрое государственные налоги, поднять цены на пуд соли с 40 копеек  до 1 рубля - за счет роста акциза. В итоге подушная подать выросла до 3 рублей в год, а доход помещиков с земель был обложен подоходным прогрессивным налогом. Низшей была ставка в 1% при 500 рублях дохода, а высшая - 10% с годовых доходов от имения в 18 тысяч рублей. Выросли и питейные сборы, повышены были гильдийские налоги с купцов.

Купечество в стране к  тому времени делилось на три гильдии: купцы первой гильдии занимались внешней торговлей; второй гильдии - крупнооптовой торговлей на внутреннем рынке; третьей - розничной торговлей  на внутреннем рынке. Наибольшие налоги платили, естественно, купцы первых двух гильдий.

Возрос и гербовый сбор при оформлении официальных бумаг  и документов. Эти меры должны были удвоить доходную часть бюджета. Увидев положительные результаты реформирования, Государственный Совет России в августе в 1810 г. утвердил "основные правила расходования государственных средств", предложенные М. Сперанским. Основным правилом, не утратившим актуальности и поныне, было то, что расходы должны соответствовать доходам. Они должны подразделяться:

  • по ведомствам;
  • по степени нужды в них: необходимые, без которых не может существовать внутренняя и внешняя безопасность, и полезные - с целью гражданского усовершенствования; избыточные, которые ведут к некоторой роскоши и великолепию государства и бесполезные - на предметы для правительства посторонние;
  • к третьей части расходов относились расходы "по пространству", т.е. по административным территориям: общегосударственные, губернские, окружные и волостные;
  • расходы были "по предметному значению", т.е. чрезвычайные и обыкновенные;
  • последним видом расходов назывались - "по степени постоянства", т.е. стабильные и меняющиеся издержки.

Как известно, государственные налоги издавна во всем мире составляли важнейшую часть доходов казны. В России первое крупное теоретическое исследование в области налогообложения появилась в 1818 г. Н. Тургенев, известный мыслитель и общественный деятель, написал "Опыт теории налогов". Позже, в 1845 г., была опубликована книга И. Горелова "Теория финансов" - об общей теории налогообложения, монопольных доходах и государственном кредите. В это время в стране активно дискутировался вопрос о возможности создания частных банков и их роли в экономике.

Министр финансов Е.Ф. Канкрин  выступал против создания частных банков, по его словам, "спекулирующим  на легковерии публики". Стремился  он ограничить деятельность и Государственного Коммерческого банка, что выразилось в сокращение выдачи ссуд для купцов. Государственный совет принял решение 28 мая 1836 г. об ограничении выдачи ссуд купцам первой гильдии - до 60 тысяч рублей; второй гильдии - до 30 тысяч, третьей - до 7 тысяч рублей. Министерство финансов хотело использовать вклады Коммерческого банка, поместив их во вкладные билеты Заемного банка, а Заемный банк затем выдавал бы ссуды дворянству, т.е. государственные структуры продолжали на государственном уровне оказывать помощь дворянству империи за счет ограничения ссуд предпринимателям.

Министерством финансов определялась и налоговая политика. Налоги оставались главным источником доходов.  Основным прямым налогом до 1880-х гг. была подушная подать, введенная еще Петром I. Количество плательщиков определялось ревизскими переписями, в 1858 г. была проведена десятая перепись населения. Кроме основной ставки прямого налога, вводились надбавки целевого назначения:

а) на строительство больших (рокадных) государственных дорог;

 б) на строительство  водных сообщений (видимо, каналов,  а также очистку речных фарватеров  и т.д.).

Налог на недвижимость установили в 0,5% ее оценки, произведенной в 1821 г. С 1831 г. дополнительно регламентировались торговые сборы "с разного звания торгующих людей в пользу Санкт-Петербургской  и Московской столиц". С апреля 1836 г. действовали налоги и сборы  с магазинов, лавок, постоялых дворов, с фабрик и заводов по числу  рабочих на них (это не вело к увеличению численности наемных работников на промышленных предприятиях).

Доходы Российского государства  росли, но были подорваны вновь в  период Крымской войны. В 1860 г. дефицит  бюджета достиг огромной цифры - 15 млн. 677 тыс. 150 руб. Пришлось его покрывать  за счет роста налогов, займов и эмиссии  денег.

Дефицит стал нарастать с  уходом в 1844 г. с поста министра финансов Е.Ф. Канкрина. А до Крымской войны оставалось еще почти 10 лет. Этот факт подчеркивает, что Е.Ф. Канкрин был одним из крупнейших специалистов России в области финансовых дел.

Исключительно важную роль в завершении процесса формирования национальной денежной системы сыграла и денежная реформа Е.Ф. Канкрина 1839-1843 гг.

1. По указу Николая  I от 20 июня 1840 г. главной платежной  монетой в Российской Империи  провозглашалась серебряная монета  российской чеканки. Отныне деньги  чеканились лишь из отечественного  сырья по государственным стандартам.

2. Российское государство  перешло на серебряный монометаллизм,  перестав до конца века чеканить  золотую монету.

3. В ходе реформы, в  1843 г., ассигнации изъяли их обращения,  заменили их кредитными бумагами, которые свободно обменивались  на серебряные деньги.

4. С января 1840 г. учреждались  депозитные кассы, которые предназначались  для хранения вкладов серебряной  монеты. Взамен серебра вкладчики  получали депозитные билеты, которые  отныне использовались для всех  платежей в России наравне  с серебряной монетой и обменивались на серебро.

Именно депозитные билеты подготовили почву для замены ассигнаций новыми бумажными деньгами - кредитными билетами, которые выпускались  достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 100 рублей.

В серебряных деньгах 1840 г. пересчитывались  все государственные доходы и расходы. Переход к серебряному монометаллизму позволял накапливать государственный золотой запас.

Объективно денежная реформа 1839-1843 гг. помогла развитию товарно-денежных отношений:

 а) установился твердый  курс серебряного рубля; 

б) монометаллизм при изготовлении основной денежной единицы из серебра  облегчал и ускорял торговые сделки, так как не нужно было проводить  сложные пересчеты золота в серебро  и обратно;

 в) этой цели служил  и отказ от двойного денежного  счета - на ассигнационные рубли  и серебряные рубли, тем более  что курс ассигнаций подвергался  постоянному колебанию.

Итогом реформы было сохранение в течение десяти лет до Восточной (Крымской) кампании устойчивой денежной системы. Большой заслугой в этом деле явилась деятельность Министерства финансов во главе с Е.Ф. Канкриным.

Следующим этапом на пути стабилизации финансовой системы в России стали  либеральные реформы Александра II, в том числе финансовая. Сущность ее сводилась к трем основным элементам. Первый из них - упорядочение государственных финансов. Дело в том, что до реформы контроль за расходованием средств практически отсутствовал, что приводило к казнокрадству и бесхозяйственности. Ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств, введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы навели твердый порядок в расходовании средств. Большое значение имело установление гласности бюджета. С 1862 г. статьи государственных расходов стали публиковаться в печати. Все средства государства теперь концентрировались на счетах Государственного казначейства в Государственном банке. В 1864 г. был реорганизован государственный контроль, который стал проверять целесообразность расходов ведомств и ревизовать состояние финансов. С 1866 г. отчеты государственного контроля об исполнении бюджета также стали публиковаться в печати. Второй составной частью реформы была отмена монополии государства на организацию кредитно-денежных учреждений. Это привело к созданию широкой сети коммерческих банков, что отвечало потребностям национального хозяйства в пореформенный период. Третьим направлением реформы было изменение налоговой системы. Одним из главных источников доходов государства стал "питейный сбор", составлявший до 40% доходной части бюджета.

Информация о работе Денежные реформы в Российской империи в XIX веке. Реформа С.Ю.Витте