Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:40, реферат
Развитие национальной культуры и языка - сегодня в числе приоритетных направлений. Между тем, становление марийской письменности в свое время претерпело множество преград и препятствий.
10 декабря ежегодно празднуется День марийской письменности (Марий тиште кече).
Введение
История
Как отмечают этот день?
Музей им. Евсеева
День марийской письменности в наши дни.
Заключение
МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
День марийской письменности
(реферат)
Работу выполнила: ученица 10 б класса
Шобонова Ксения
Руководитель: Михайлова Надежда Валерьевна
п. Красногорский
2012 г.
План
Введение
Развитие национальной культуры и языка - сегодня в числе приоритетных направлений. Между тем, становление марийской письменности в свое время претерпело множество преград и препятствий.
10 декабря ежегодно празднуется День марийской письменности (Марий тиште кече).
История
Впервые письменность для марийского языка на основе кириллицы была составлена в середине XVI века для обучения священников, проповедовавших среди марийцев. Никаких сведений об этой письменности не сохранилось.
Сначала на этом языке только разговаривали. Лишь в 1775 году в Санкт-Петербурге была издана первая марийская грамматика. Сейчас оригинал этих сочинений, принадлежащих грамматики черемисского языка, бережно хранится в стенах национальной библиотеки имени Чавайна. Именно эта дата положила начало развитию профессиональной литературы на марийском языке. Правда, официально день марийской письменности в республике стали отмечать гораздо позже.
10 декабря. Именно в этот день 232 года назад вышел в свет первый учебник "Грамматика черемисского языка". С нее и началось рождение марийской письменности, распространение обучения грамоте на родном языке.
В 1917 – произведения на марийском языке были посвящены идеям национального самосознания. В это время первые произведения на марийском языке выходили из- под пера Чавайна, Шкетана, Игнатьева и других именитых литераторов. Золотой век марийской письменности пришелся на эпоху Ренессанса. 1937 год - в одночасье перечеркнул все надежды марийской интеллигенции. Более 15 тысяч представителей интеллигенции погибли в тюрьмах и лагерях, в те же годы расстрелян и весь состав Союза писателей республики. После длительного периода репрессий марийской литературе долгое время не удавалось встать на ноги. Сегодня развитие марийского языка и культуры – в числе приоритетных направлений.
Как отмечают этот день?
К этой дате приурочено торжественное мероприятие, в рамках которого состоится подведение итогов Года марийской литературы и выступления деятелей культуры и искусств. Действо состоится в Общественно-политическом центре. Организаторы акции - Минкультуры, Республиканский центр марийской культуры и Союз писателей.
Кроме того, в этот день состоится
и награждение победителей
К празднику приурочена и выставка документов "Из истории марийской письменности", которая проходит в Национальной библиотеке им. Чавайна. На выставке представлены документы XIX - XX веков, рассказывающие о сложном пути становления и развития марийской письменности.
Музей им. Евсеева
В Национальном музее им. Евсеева открылась выставка, на которой представлена история марийской письменности более чем за 200 лет своего существования. Ежегодно 10 декабря в Марий Эл празднуется День марийской письменности. В числе экспонатов буквари, марийские календари, словари, фотодокументальные материалы, книги. Самая старая книга – это Евангелие, написана она на горномарийском наречии и была издана в 1821 году. Причём, она была третьим изданием на марийском языке. Первая же марийская книга тоже сохранилась до нашего времени, правда, находится она далеко за пределами России – в США. Особый отдел будет посвящён и письменности современной.
Анастасия Айгузина, старший научный сотрудник отдела этнографии Национального музея им. Евсеева сказала, что здесь представлено 10 самых новых словарей, изданных на пяти финно-угорских языках, и имеют свой электронный вариант.
День марийской письменности в наши дни
В Йошкар-Оле работает национальный Государственный театр имени Шкетана. Все большей популярностью сегодня пользуются спектакли на марийском языке. Гораздо хуже дела обстоят в школах республики.
Треть марийских школьников не считает для себя необходимым изучать родной язык. Несмотря на это, марийский язык в числе факультативных дисциплин. По желанию родителей, их дети могут изучать язык марийского края. Наши предки даже в тяжелых условиях сохранили для нас главное – богатство родного языка и культуры. Теперь настал черед нашего поколения. Развитие марийской культуры и языка уже нашло отражение в средствах массовой информации. Первое национальное радио «Марий Эл» и новый информационный канал «Марий Эл - ТВ» - яркое тому подтверждение.
Заключение
В настоящее время марийская письменность существует на луговом и горномарийском языках. На них издается большое количество газет, журналов и книг. Марийский язык изучают во многих престижных университетах мира. Он является средством общения для сотен тысяч людей и играет важную роль в развитии национальной культуры.