Деятельность Осипа Федоровича Макарова и Степана Осиповича Макарова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:20, реферат

Краткое описание

Отец нашего героя, Осип Макаров, воспитывал детей, не балуя их, и строго наказывал за провинности. В службе Макаров-старший преуспел. Начав службу простым матросом, он через десять лет был произведен в прапорщики, т. е. в младшие офицеры, тем самым из «низшего чина» превратившись в «его благородие», что по тем временам было чрезвычайной редкостью. Суметь преодолеть сословную границу мог только человек, обладавший служебным рвением и недюжинными способностями. Несомненно, что Степан перенял отцовскую любовь к морю, к морской службе. Его дисциплинированность, аккуратность и трудолюбие — все это также благотворное наследие Макарова-старшего

Содержание

Введение
Испытание беспорядком
Деятельность Степана Осиповича Макарова.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат3.docx

— 386.49 Кб (Скачать файл)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Байназарово

МР Бурзянский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Деятельность Осипа Федоровича Макарова и Степана Осиповича Макарова»

 

 

 

 

Выполнила: Зайнуллина Илюза,

МОБУ СОШ д.Байназарово, 11А класс

Руководитель: Салаватова Гульшат Маратовна, учитель истории,

МОБУ СОШ д.Байназарово

 

 

 

План:

  1. Введение
  2. Испытание беспорядком
  3. Деятельность Степана Осиповича Макарова.
  4. Заключение.
  5. Список использованной литературы.

 

Введение

      Спешащие по своим делам местные жители настолько привыкли к этому памятнику, что редко лишний раз поднимут голову — взглянуть на возвышающуюся на постаменте мощную фигуру человека в морской форме. Да оно и понятно, — «дела давно минувших дней…». Но все же, как часто, обращаясь к былым временам, мы с сожалением говорим о ком-нибудь: «Если бы он жил сегодня!».

       Именно так хочется сказать  и о человеке, чей образ увековечен  на берегу реки Ингул в украинском  городе Николаеве...Безусловно одаренный  от природы, с детства приученный  к труду, с юности воспитывавший  в себе лучшие человеческие  качества, не дававший себе поблажек  в зрелые годы, даже после достижения  значительных высот, — он плохо  вписывался в тогдашнее общество. Вопреки, а не благодаря последнему, сделал блестящую, но, к сожалению, внезапно оборвавшуюся карьеру.

       Заслужив народную любовь и  уважение, признание в научном  мире, получив множество неофициальных  почетных имен — «победителя  брони», «дедушки минного флота», «великого учителя военных моряков», создателя «дедушки ледокольного  флота», — он на всю свою  жизнь так и остался для  высшего света только «беспокойным  адмиралом». Будущий великий мореплаватель, ученый и изобретатель родился 27 декабря 1848 года в простой многодетной  семье на тихой, сбегающей к  Бугскому лиману улице Католической (ныне улица Адмирала Макарова). Об этом, как впоследствии оказалось, немаловажном для России факте  сегодня напоминает мемориальная  доска на стоящем неподалеку  от берега скромном доме. Дух  моря витал и в городе, и  в семье маленького Степана. Ведь сам Николаев был основан во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. именно для обеспечения боевыми кораблями молодого Черноморского флота. Здесь, в месте слияния Ингула и Южного Буга, летом 1788 года заложили судостроительную верфь. А уже через два года ее первенец, военный фрегат «Святой Николай» открыл славную историю кораблестроителей Николаева и построенных в нем кораблей.

     Можно  считать вполне естественным, что, живя в таком городе, семья  Макаровых имела прямое отношение  к морю. Родной отец Степана  — морской офицер. Мать была  дочерью отставного унтер-офицера. Офицером флота был и крестный  отец Степана. Даже крестная мать, и та — дочь офицера...

      Добавим, что оба деда были солдатами  Николая I. Так что Степану Макарову, как говорится, на роду было  написано стать военным, да еще  и моряком.

    

Испытание беспорядка

   Отец нашего героя, Осип Макаров, воспитывал детей, не балуя их, и строго наказывал за провинности. В службе Макаров-старший преуспел. Начав службу простым матросом, он через десять лет был произведен в прапорщики, т. е. в младшие офицеры, тем самым из «низшего чина» превратившись в «его благородие», что по тем временам было чрезвычайной редкостью. Суметь преодолеть сословную границу мог только человек, обладавший служебным рвением и недюжинными способностями. Несомненно, что Степан перенял отцовскую любовь к морю, к морской службе. Его дисциплинированность, аккуратность и трудолюбие — все это также благотворное наследие Макарова-старшего. Когда Степану было десять лет, его отца перевели служить на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. Осип выхлопотал для младшего сына место в морском штурманском училище; но, чтобы поступить, надо было выдержать экзамен, к которому все пять месяцев дальнего пути Степан усердно готовился. В результате, экзамен был успешно сдан, и жизнь мальчика на морском поприще началась. Вскоре оказалось, что Николаевское морское училище — довольно оригинальное учреждение. Его преподаватели, не получавшие никакого вознаграждения за свою работу, учили соответственно, т. е., как вздумается и когда вздумается. В быту курсантов царила полная распущенность, несмотря на постоянные нотации со стороны директора. Надо сказать, что подобное «испытание беспорядком» юный Макаров стойко выдержал. Да у него и не было иного выхода. В отличие от окружающих его представителей «белой кости», он мог рассчитывать только на себя самого. Поэтому Степан занялся интенсивной самоподготовкой, настойчиво изучая математику, английский язык. Одновременно мальчик много читал, особенно его захватывали произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Аксакова. 

Серьезного не по годам, способного ученика не могли не заметить лучшие из преподавателей Николаевского училища. Они начали приглашать его к себе домой, где бесплатно давали Степану уроки по предметам учебной программы. Можно себе только представить, насколько благоприятное впечатление произвел юный Макаров на своих наставников, если вскоре слух о подающем надежды кадете дошел до военного губернатора Приморской области и командира флотилии, контр-адмирала П. В. Козакевича. Тот встретился с юношей и сразу же понял, что перед ним очень перспективный молодой человек. Именно поэтому на пятом году пребывания в училище Макарова, как только закончились занятия, направляют в Тихоокеанскую эскадру под командованием адмирала А. А. Попова. Здесь, пребывая в девятимесячном плавании на флагманском корвете «Богатырь» (с июля 1863 г. по май 1864 г.), Степан получает первые настоящие уроки службы на море. Огромное влияние на юного моряка оказал сам командующий, который отнесся к воспитаннику с отеческой заботливостью, предсказав тому блестящую карьеру. Да и другие офицеры судна относились к Макарову хорошо. А главное, его учили как в теории, так и на практике морскому ремеслу. Наконец-то юноша попал в свою стихию — строгой жизни на военном судне, где все занимаются делом. Не случайно впоследствии Макаров писал, что самым приятным воспоминанием его молодости было пребывание на «Богатыре». Но, к великому огорчению Степана, его первая настоящая морская школа, которой он так жаждал, неожиданно прервалась. Из Николаевска пришел приказ отправить кадета Макарова в училище. Поэтому «Богатырь», находившийся в то время у берегов Аляски, ушел своей дорогой далее без нашего героя. Степан же через несколько дней сел на пароход Российско-американской компании, отправлявшийся на родину. 

С первых дней пребывания на новом судне у Макарова установились самые лучшие отношения с его капитаном. Приметив смышленого молодого кадета, он даже разрешил тому стоять вахту наравне с опытными штурманами. 

Это были истинные часы наслаждения для Макарова, которому впервые в жизни, пусть даже на небольшое время, подчинялся целый пароход, пересекавший огромный Тихий океан. 

 

Деятельность Степана Осиповича Макарова

Степан Осипович Макаров родился 8 января 1849 г. в г. Николаеве, в семье морского офицера, вышедшего из нижних чинов. Ещё в отрочестве почувствовал морской кадет Степан Макаров привязанность к науке, к самостоятельной работе над книгой. Находясь в плавании на крейсере "Богатырь", он научился английскому языку и самостоятельно перевёл книгу с английского на русский. По-видимому, этот первый опыт вскрыл недюжинные дарования в пятнадцатилетнем мальчике. По возвращении из плавания ему был официально поручен ответственный перевод с английского языка лоции Охотского моря. Рано проявились и инженерные способности молодого моряка: тотчас после производства в гардемарины, в 1865 г., ему довелось стать свидетелем посадки на мель парохода "Америка", и он составил тогда обстоятельное техническое описание всех работ по снятию парохода с мели. Прекрасной школой для С. О. Макарова послужили постоянные плавания, предшествовавшие его производству в офицеры: до получения первого офицерского чина - мичмана - он успел проплавать на 11 судах без малого две тысячи дней. В море сложились у него специфические черты моряка-командира, которых требовал он от всякого подчинённого. Здесь же развилась у него природная наблюдательность. Когда с броненосной лодкой "Русалка", на которой плавал молодой офицер, случилась авария, Степан Осипович, изучив причины происшествия, разработал основы новой отрасли морской техники - основы учения о непотопляемости корабля. Много лет спустя, в 1903 г., признанный во всём мире авторитет по теории корабля Алексей Николаевич Крылов, читая в Кронштадтском морском собрании лекцию "О непотопляемости судов и её обеспечении", закончил её следующими словами: "Всё, что я Вам здесь изложил, принадлежит не мне, а целиком взято из ряда статей "Морского сборника", охватывающих тридцать лет; эти статьи подписаны так: мичман Степан Макаров, лейтенант Степан Макаров, флигель-адъютант Степан Макаров, контр-адмирал Макаров и, наконец, недавно вышедшая носит подпись вице-адмирал Макаров... Вот кто истинный основатель учения о непотопляемости судов".

Адмирал С. О. Макаров резюмировал многолетние свои исследования о непотопляемости корабля в позднейших статьях, посвященных разбору элементов, от которых зависит боевая сила судов. Подробно и тщательно разработал он способы заделки пробоин, способы подведения пластыря для перекрытия пробоины со шлюпки и с рей корабля. Он первый по-настоящему занялся важнейшим вопросом о водоотливных средствах корабля. На одном из кораблей обыкновенную циркуляционную помпу он приспособил для использования её в двух случаях: для питания забортной водой холодильника при охлаждении пара (в нормальном случае) и для откачивания воды из трюма (в случае надобности). Не будучи по образованию корабельным инженером, С. О. Макаров даёт мудрые указания корабельным инженерам о роли поперечных и продольных непроницаемых переборок в борьбе за непотопляемость. Он вскрывает заблуждения, долго сохранявшиеся на флотах всего мира в этой области, и предлагает чрезвычайно простые и надёжные предохранительные приспособления. Всюду, где возможно, он стремится при перекрытии внутренних сообщений, при появлении местной пробоины ввести автоматизацию. Очень многие предложения С. О. Макарова в той или иной форме осуществляются при постройке современных кораблей. Одновременно Степан Осипович интересуется обратной задачей - задачей потопления вражеского корабля. Здесь, кроме глубоких теоретических размышлений, он прибегает к излюбленным приёмам эксперимента над моделями. Но более всего Степан Осипович увлекается новыми видами морского оружия и, в частности, минным делом. Значительно раньше своих собратьев по оружию задумывается он над вопросом превращения мины из средства пассивной обороны в средство активной борьбы с противником. Для этого С. О. Макаров коренным образом меняет тактику минной атаки. Он получает разрешение на полное переоборудование большого черноморского парохода "Великий князь Константин", которым в то время командовал. Скромный пароход, по внешнему виду похожий на пассажирский, под руководством С. О. Макарова и при помощи его учеников превращается в совершенно новый, не виданный до того военный корабль, обладающий достаточной силой. Отныне на его верхнюю палубу могут подниматься большие паровые катера с командой, готовой оторваться от корабля и идти в атаку, с готовым давлением пара в котле, сообщавшемся посредством гибкого шланга с судовым котлом. Сам Степан Осипович, конечно, и не думал, что в образе его детища - парохода - вырисовываются признаки будущих грозных плавучих баз для подводных лодок, признаки кораблей, перевозящих через океаны лодки-малютки, и даже - признаки авианосцев! Холодно встретили современники новый тип военного корабля, предложенный С. О. Макаровым. Этого отношения не изменила даже война, вспыхнувшая между Россией и Турцией в 1877 г. Турецкий флот безнаказанно обстреливал порты и мирные селения на Кавказском и даже Крымском побережье. Пламенный патриот, С. О. Макаров ещё накануне объявления войны составил проект приказа по кораблю о немедленном выходе к турецким берегам для минной атаки броненосцев врага. Но распоряжения начать эту операцию не было, и неизвестно, дождался бы он его, если бы предоставил событиям развёртываться самостоятельно. Только благодаря его настойчивым, категорическим требованиям ему было разрешено выступить.

Целая героическая эпопея разыгралась на Чёрном море вокруг парохода и его доблестного экипажа. Одно смелое нападение следовало за другим. Минные катера появлялись то у берегов Кавказа, то в гирлах Дуная, то под Таманью, то у Анатолийского побережья. Мастерски использовал С. О. Макаров все преимущества ночной минной атаки, использовал даже короткий срок лунного затмения для нанесения удара противнику. С исключительным мастерством С. О. Макаров маневрировал на самом виду у турецких броненосцев и даже однажды увлёк за собой в открытое море один из мощных броненосцев, контролировавший важный горный проход близ селения Гагры. С. О. Макаров до тонкостей знал все особенности своего корабля, точно знал его максимальный ход, его циркуляцию. Искусно пользовался он защитой сумерек и туманов. В результате, Чёрное море было очищено от неприятельского флота, который при объявлении войны считал себя его полным хозяином и ежедневно грозил нашему побережью. По окончании войны С. О. Макаров с новой энергией принимается за исследовательскую работу. На этот раз его привлекают к себе струи течений в проливе Босфор. Знание скоростей, с которыми движутся водные массы в проливе между Чёрным и Мраморным морями, может пригодиться в любую минуту для того же минного дела. В 1882 г. Степан Осипович в качестве командира парохода "Тамань" стоит в проливе под самыми стенами Константинополя и проводит там гидрологические работы при помощи им же придуманных методов. Он обнаруживает в Босфоре два явно выраженных противоположно направленных течения: поверхностные воды следуют из Чёрного моря в Мраморное, а глубинные - из Мраморного в Чёрное. В результате систематических промеров, проделанных в различных точках пролива, С. О. Макаров определил, что граница, разделяющая оба потока, несколько наклонена в сторону от Мраморного моря к Чёрному. Он высказал также определённую гипотезу о происхождении обоих потоков: нижний поток поддерживается разностью давлений, возникающей за счёт превышения плотности воды Мраморного моря над плотностью воды Чёрного; верхний поток обусловлен разностью уровней Чёрного и Мраморного морей, достигающей в среднем около 40 сантиметров и подверженной резким колебаниям, в зависимости от метеорологических условий. Как у всякого крупного исследователя природы, эти, казалось бы эпизодические, работы по гидрологии Босфора оставили яркий след в научной жизни С. О. Макарова и послужили толчком к началу целой серии исследований на просторах Атлантического, Индийского и, особенно, Тихого океанов. В 1885 г. он был назначен командиром только что построенного корвета "Витязь". Корвет направлялся в тихоокеанские воды для укрепления русского военного флота. С. О. Макаров, выполняя полученные им военные задания и заботясь о полном вооружении корабля, о подборе команды, о практическом её воспитании во время плавания, позаботился и о первоклассном его научном снаряжении. Он тщательно изучал опыт первых океанографических работ, неутомимо вычерчивал эскизы новых приспособлений, заказывал их в отечественных мастерских и за границей. В результате "Витязь" оказался оснащённым всем современным ему океанографическим оборудованием, причём некоторые аппараты и приборы применялись в море, по почину С. О. Макарова, впервые. Путешествие корвета "Витязь" длилось 993 дня, в течение которых он обошёл весь мир. С самого начала этого замечательного кругосветного плавания С. О. Макаров и его помощники вели работу над научным материалом.

Обширный круг обязанностей командира корвета в плавании и на берегу не помешал С. О. Макарову лично принимать участие в океанографических работах и в дальнейшей обработке результатов наблюдений. Неисчислимое богатство мыслей - новых, оригинальных, не потерявших жизненности и ценности до наших дней, - украшает страницы обширного труда ""Витязь" и Тихий океан", изданного Российской Академией наук в 1894 г. Во всём научном мире книга была встречена восторженно, как ценнейший вклад в исследование океана. Можно наугад открыть книгу на любой странице, и там наверняка найдутся мысли С. О. Макарова, не потерявшие ещё и сейчас значения для науки о море. Как бы мимоходом, часто касается он глубоких теоретических вопросов, которые в прошлом столетии не только ещё не были разрешены, но и никем ещё не были до него поставлены. И тут же предлагаются ответы на эти вопросы, причём с поразительной ясностью и точностью угадывается истина. "Я полагаю, - пишет С. О. Макаров в 1893 г., - что отклоняющее действие вращения земли на все морские потоки играет первенствующую роль". Через двенадцать лет, когда по инициативе Нансена молодой шведский инженер Вальфрид Экман разрабатывает подробную физико-математическую теорию морских течений, эта мысль С. О. Макарова находит всеобщее признание. Но С. О. Макаров - родоначальник новых, оригинальных путей в морской науке - не был избалован признанием. Нельзя без боли читать его слова в протоколе прений после его лекций по морской тактике: "Я был очень тронут тем, что высказали в конце настоящей беседы лейтенант Беклемишев и полковник Пароменский, тронут вследствие малой привычки слышать доброе слово...". Лейтенант Беклемишев заявил в своём выступлении, что, следя внимательно за морской литературой, он может утвердительно сказать, что многие высказанные адмиралом идеи начинают, спустя несколько лет, предлагаться и пропагандироваться за границей выдающимися иностранными моряками и возвращаться иногда к нам с присвоенным этим идеям иностранным именем. Содержание объёмистого труда С. О. Макарова составляют не только работы "Витязя". С той же тщательностью и тем же критическим анализом собраны в нём и результаты, полученные в Тихом океане его предшественниками - русскими моряками Лисянским, Крузенштерном, Сарычевым, Головниным, Коцебу, Белингсгаузеном, Врангелем, Литке и большой английской океанографической экспедицией на "Чейленджере". Обширный материал, характеризующий гидрологию Тихого океана, позволяет С. О. Макарову во втором томе его работы дать прекрасные карты гидрологических элементов, охватывающие весь северный Тихий океан в целом, а также отдельные его районы в деталях. В 1891 г. С. О. Макаров назначается главным инспектором морской артиллерии. С огромной энергией и творческим порывом входит он в новую область деятельности. Как в былые годы явился он основоположником минного флота, так и теперь, вникнув в работу морского артиллерийского оружия, он создаёт совершенно новый тип бронебойного снаряда. Он снабжает снаряд наконечником из мягкой стали, который позволяет пробивать броню и получать взрыв внутри корабля, где последствия взрыва наиболее эффективны. С большой настойчивостью добивается он издания написанного им специального очерка по морской артиллерии, не сразу дошедшего до сознания современников. Несмотря на тяжёлую болезнь, заставившую его прибегнуть к костылям, Степан Осипович с увлечением работает над двумя большими исследованиями, органически связанными между собой. Первое из них - "Разбор элементов, составляющих боевую силу судов", второе - "Рассуждения по морской тактике". Исследования эти положили основы совершенно новой науки - морской тактики, впоследствии развитой военно-морскими специалистами всего мира, в особенности же в нашей стране. Сжато и ясно, скромно и веско изложены С. О. Макаровым широкие и глубокие мысли, над которыми должен задуматься и флотоводец, и молодой морской офицер, и краснофлотец, выполняющий боевые задания. Он подходит к кораблю, как к дому моряка и как к плавучей крепости. Он предлагает простые и остроумные средства для повышения непотопляемости и живучести корабля. Термин "живучесть" - способность корабля продолжать бой, невзирая на полученные повреждения, впервые вводится им в обиход. Решительную борьбу ведёт С. О. Макаров против всякой погони за излишним комфортом на корабле и неутомимо повторяет, что высшее проявление роскоши для корабля - это пустые пространства, ничем не загромождённые. Тактика морская отлична от тактики сухопутной. Но, учась тактике морской, необходимо впитать и усвоить весь исторический опыт великих полководцев, и С. О. Макаров с любовью учится у Суворова его науке побеждать. Он пропагандирует исторические высказывания Суворова и ценные суждения армейских специалистов-современников: Драгомирова, Скобелева. Громадный опыт командования кораблями и непрерывные учебные операции, которые всегда и всюду проводил на своих кораблях С. О. Макаров, позволяют ему совершенно точно и чётко формулировать основные положения о маневрировании во время боя, об использовании минного оружия, артиллерии, тарана, применявшегося в прошлом столетии достаточно широко. Привычка к точному исследованию и любовь доводить решаемую задачу до числа сказывается в каждой вспомогательной таблице, составленной С. О. Макаровым, в каждой диаграмме, помещённой в его работах. Он строит интересные графики, которые представляют собой основу целого направления в науке - тактической навигации, - впоследствии развитого советскими моряками. Практическая деятельность С. О. Макарова как командира корабля и флотоводца часто заставляла его размышлять о больших тактических затруднениях, вносимых льдами. Он не раз возвращался к мысли об активных методах борьбы со льдом посредством специального корабля - мощного ледокола. "Простой взгляд на карту России показывает, - писал он, - что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан... Мощный ледокол откроет дверь в этом главном фасаде, он снимет ледяные ставни с окна, которое Пётр I прорубил в Европу...".

Информация о работе Деятельность Осипа Федоровича Макарова и Степана Осиповича Макарова