Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:16, реферат
На рубеже XX - XXI века наблюдается процесс возрождения культуры благотворительности в России. Он был прерван на пике развития в начале XX века и теперь вновь входит в нашу жизнь. Это связано со сложившейся социально-экономической ситуацией, которая характеризуется обнищанием сравнительно большой части населения и ослаблением потенциала государства. В 90-е годы XX века государство значительно сузило круг своих функций в регулировании социальной сферы.
1. Введение…………………………………………………………………………………………………………3
2.Терминология проблемы………………………………………………………………………………..4
3.Предпосылки причины развития благотворительности и общественного призрения……………………………………………………………………………………………………………6
4. Объекты и субъекты благотворительности и социальной деятельности……………………………………………………………………………………………………13
5. Заключение…………………………………………………………………………………………………19
6. Список литературы……………………………………………………………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
«Челябинский государственный
Контрольная работа
На тему: «Деятельность земств в социальной сфере(конец ХIХ)»
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………
2.Терминология проблемы…………………
3.Предпосылки причины
4. Объекты и субъекты
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы…………………………………
Введения
На рубеже
XX - XXI века наблюдается процесс
ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМЫ
В исследованиях российских историков термин «призрение» («общественное призрение») применяют ко всей сфере социальной реабилитации основных категорий населения, нуждающихся в помощи, а именно: детей, стариков и инвалидов, то есть тех, кто не может прокормить себя собственным трудом . Многие толковые и исторические словари не расшифровывают это понятие, а дают объяснение термину «приказ общественного призрения». Так, согласно энциклопедическому справочнику «Санкт-Петербург», приказ общественного призрения это «городское учреждение, ведавшее школами, больницами, богадельнями, сиротскими и исправительными домами». Словарь Даля (см. «призирать»): «Приказ общественного призрения, губернское место, заведующее этою частью, заботой о нищих, калеках, больных, сиротах, содержащее их на счет земства и пр.». То есть в обоих примерах мы видим часть структуры государственного управления объектами социальной сферы.Кроме того, в качестве дополнительного аргумента используем определения современными авторами термина «социальная политика». Это видится важным, поскольку мы ведем речь о процессе и явлении, сделавшим возможным возникновение государственной социальной политики в современном понимании. Вот два примера определений. «Социальная политика - это взаимоотношения классов, социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона, и т.п.)». «Социальная политика есть деятельность государственной власти, негосударственных структур и самой личности по регулированию жизнеобеспечения человека». Таким образом, несложно сделать вывод, что государственная социальная политика - это система практических мероприятий органов государственной власти, направленных на улучшение качества жизни социальных групп, соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. На современном этапе мы бы добавили сюда в качестве условия финансирование этих мер из средств госбюджета. Но это условие и стало одним из последних, определяемым временем.
Теперь рассмотрим
понятие «благотворительность». Чтобы
не отходить от того, как его понимали
в изучаемый исторический период,
обратимся к Энциклопедии Брокгауза
Ф.А. и Евфрона И.А.: «Благотворительность
- как проявление сострадания к ближнему
и нравственная обязанность имущего спешить
на помощь неимущему была совершенно чужда
классической древности...». Здесь мы видим
прямое указание на механизм оказание
помощи: богатый помогает нуждающемуся.
Понятие «благотворительность» не вполне
совпадает с «общественным призрением»,
ибо не включает государственный уровень
реализации программ социальной реабилитации.
«Благотворительность», в первую очередь,
относится к области общественной активности,
связанной с передачей юридическими и
физическими лицами (но не субъектами
государства) денежных и материальных
средств, и с сотрудничеством частных
лиц в деле помощи нуждающимся». Здесь
следует обратить внимание, что Г.Н.Ульянова
уходит от распространенного в среде исследователей-историков
понимания благотворительности-
Итак, мы видим
острую необходимость разделять
понятия «общественное
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И
Нельзя не согласиться, что на формирование социальной политики и благотворительного движения оказывает влияние несколько факторов и прежде всего:
- Предыдущая история государства;
- Состояние законодательства по благотворительности;
- Уровень духовной культуры общества;
- Уровень потребности населения в медико-социальной защите;
- Политико-идеологическая ситуация в стране;
- Социально-экономический уровень развития государства.
Политика государства в социальной сфере
В 1770-х годах Екатерина II начала крупнейшую реформу социальной сферы. Ее новшество дало начало созданию сети специальных учреждений - приказов общественного призрения. Эта сеть стала ключевым этапом в формировании целостной системы благотворительных учреждений. Приказы общественного призрения были организованы в 40 губерниях и введены в состав губернских установлений по указу Екатерины II 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Создание приказов было новым делом не только для России, но и для административной практики Европы. Они исполняли разнообразные обязанности, являясь организаторами и попечителями богоугодных заведений: школ, сиротских и смирительных домов.
Приказ общественного
призрения являлся
Учредив больницу, богадельню и работные дома, Екатерина II приступила к выполнению второй очереди социальной программы: были созданы сиротский дом, дом умалишенных, дом неизлечимо больных, смирительный дом с фабрикой, городские и уездные училища. Во всей программе чувствуется логика - никто не забыт: ни «зазорные» младенцы, ни «немощные старики», ни «молодые ленивцы». Управление всем комплексом социальных учреждений было поручено главному надзирателю, функции которого на первых порах, начиная с Н.П. Архарова, выполняли обер-полицмейстеры города. Для управления каждым учреждением назначался помощник надзирателя. С введением приказной системы местного управления в 1782 году Екатерининская больница, богадельня и прочие благотворительные учреждения перешли из полицейского ведомства в ведение Московского приказа общественного призрения.
Естественно, у такой системы были и достоинства, и слабые стороны. Важным плюсом новой системы являлось то, что к заведованию и управлению приказами были привлечены представители разных сословий: «В состав его членов, собирающихся под председательством губернатора, входили по два заседателя от трех сословий: дворянства, городских обывателей и поселян». Эти заседатели (или депутаты) сначала командировались для присутствия в приказах из совестных судов, а после 1861 года могли быть избраны. Состав присутствия приказов указывает на его чисто сословный характер. В состав приказов входили и надзиратели богоугодных заведений, и губернские врачебные инспекторы, принимавшие участие в обсуждении вопросов о благоустройстве больниц, находившихся в ведении приказов. Члены приказов увольнялись Министерством внутренних дел, штаты приказов формировались в соответствии с его распоряжениями. Все вопросы должны были рассматриваться коллегиально. Губернатор выполнял функции председателя приказа. Играл главенствующую роль, но имел ограниченную свободу действий. Он мог предлагать все на общее обсуждение, но, ни в коем случае, не решать сам. Вместе с тем все распоряжения по приему и увольнению людей из заведений, все дела по отчетности осуществлялись только с ведома губернатора .
Являясь самостоятельной
единицей, приказы в губерниях
могли привлекать к своему управлению
местную администрацию и
Но деятельность приказов фактически не охватывала сельскую местность. Там обязанность призрения бедных по-прежнему возлагалось на помещиков, духовенство и сельские общества, а в действительности вообще отсутствовала или находилась на уровне крестьянской взаимовыручки, существовавшей еще в предшествующие эпохи.
Четкая административная
структура казенных учреждений и
значительные средства, которыми обладали
приказы общественного
В предреформенный и послереформенный периоды получили развитие демократические формы земского самоуправления. В этих условиях возвратились к жизни общественные формы социальной помощи нуждающимся, ростки которых начали пробиваться еще в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в.. На этом принципе действовало Благотворительное общество 1837 года, Дамское попечительство о бедных, Братолюбивое общество, Общество поощрения трудолюбия, а также возрожденные в 1860-х годах церковно-приходские попечительства.
В основе деятельности каждой из перечисленных организаций лежал принцип индивидуального подхода к оказанию помощи нуждающимся. Дело в том, что существовавшая прежде форма безразборчивой раздачи милостыни порождала профессиональное нищенство со всеми его пороками в виде тунеядства, бродяжничества, воровства и грабежа, эксплуатации детей, пьянства и разврата. Созданная Екатериной II государственная система социальной помощи в рамках приказов общественного призрения была чревата другими недостатками. Во-первых, в связи с ограниченностью средств она не могла удовлетворить всех нуждающихся, была сопряжена с большими издержками, так как нужно было содержать огромный бюрократический аппарат, а главное, государственная система призрения оказалась слишком формальной, сухой, лишенной той одухотворенности, которую вносит с собой добровольный благотворитель.
Период правления
Александра I по праву можно считать
господством системы
По реформе
1 января 1864 г. учреждались земства
для руководства строительством
и управлением местных больниц,
школ, дорог, благотворительных заведений,
для заведования
Губернские и уездные земские учреждения по делам общественного призрения должны действовать «в том составе и тем порядком, какие определены Положением о земских учреждениях; правилами этого же Положения определяется отчетность и ответственность сих учреждений по вышеозначенным делам». Четко обозначена суть управления общественным призрением, определены две цели:
Информация о работе Деятельность земств в социальной сфере (конец ХIХ)