Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 18:14, дипломная работа
Цель исследования – изучение работы Гольшанского историко-краеведческого музея в 1963 – 2010 годах, детальное раскрытие его вклада в научно-просветительскую культурную работу и сохранение историко-культурного наследия.
Задачи: изучить научную и просветительскую работу по теме; исследовать основные направления деятельности музея по сохранению историко-культурного наследия; исследовать экспозиционную и выставочную деятельность музея;
исследовать формирование актива музея.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ……..........................................10
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ………………………...............15
2.1. Сбор и хранение экспонатов………..................................................15
2.2. Использование материалов музея в учебной деятельности………24
ГЛАВА 3. ПРОПАГАНДА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……....31
3.1. Экскурсионная работа…….………...................................................31
3.2. Формы внешкольной работы………………………………..………30
3.3. Кружок………………………………..................................................32
ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВА МУЗЕЯ………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…................43
Экскурсия завершается заключительной беседой, в которой выясняются впечатления группы от только что увиденного и узнанного, даются рекомендации для углубления полученных знаний, в каких формах может продолжаться дальнейшая связь с музеем.
Гольшанский краеведческий музей проводит экскурсии для детской и взрослой аудитории, туристов, местных жителей, школьников. Основные цели проведения экскурсий – культурно-образовательные и учебные.
3.2. Формы внешкольной работы
Формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Формы внешкольной работы Гольшанского музея включают в себя:
1. Краеведческие вечера
Цель краеведческих вечеров – развитие интереса к предмету, своему краю. Содержание "Краеведческих вечеров" может быть самым разным:
- встречи с интересными людьми (ветеранами войны и производства, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ и др.)
- рассказ о работе школьного
краеведческого объединения
- тематические беседы ("Кухня нашего края", "Мода нашего края", "Литературный край" и т.п.);
- проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем региона);
- семейные вечера (встреча с семьями старожилов региона);
- музыкальные вечера и др.
2. Театрализованные представления
3. Общественнополезная деятельность
Общественнополезная деятельность характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу: работа по благоустройству территорий района, зеленных массивов, организация экологических троп и десантов, участие в реставрационных работах, проведение краеведческих лекций и экскурсий и др.
4. Факультативные занятия
Занятия краеведческих факультативов проводятся для постоянной группы учащихся, имеющих выраженный интерес к предмету. Цель факультативных курсов – углубить знания учеников о конкретных аспектах истории или современности региона. Содержание факультативного курса должно выходить за рамки учебной программы по краеведению и представлять собой логически связанную систему краеведческих знаний.
5. Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся
Также в Гольшанском краеведческом музее на практике получили распространение такие формы лекционной работы, как лектории выходного дня, выездные лекции для различных групп населения.
3.3. Кружок
На базе Гольшанского краеведческого музея действует кружок «Школьный краеведческий музей», состоящий из небольшой группы детей и подростков, объединенных по интересам и работающий под руководством музейного сотрудника.
Цель работы кружка: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи кружка:
- организация поиска материалов для пополнения музейного фонда;
- поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
- учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
- оформление и экспонирование материалов;
- организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей;
- организация научно-исследовательской работы;
- развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности;
- сочетать эмоциональные и
- раскрыть значимость и
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал
на простых и наглядных
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Направления деятельности кружка:
• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
Ребята изучают исторические события, биографии выдающихся людей; изготавливают модели, занимаются рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством.
В работе кружка познавательные элементы сочетаются с творческими: участники делают зарисовки музейных предметов, иллюстрируют исторические события, создают необходимый реквизит для театральных постановок и пр.
Школьники не только постигают теоретические основы музейного дела, но и приобретают практические навыки в различных видах музейной работы. Они учатся атрибутировать музейные предметы, посещают занятия по реставрации бумаги и картона, выполняют творческие задания на основе экспозиционного материала, готовят экскурсии, причем сами выбирают тему, отбирают экспонаты и адаптируют экскурсию для определенной категории посетителей.
При музее работает и кружок для взрослых (учителей), имеющую цель привлечь внимание педагогов к музею, вооружить их знаниями, нужными для использования музеев в учебных и воспитательных целях.
Кружок «Школьный краеведческий музей»
Режим работы:
Понедельник |
15.00 – 16.30 |
группа исследователей и экскурсоводов |
Вторник |
15.00 – 16.00 |
школа музееведения |
Среда |
15.00 – 16.30 |
лекторская группа и экскурсоводы |
Четверг |
15.00 – 16.00 |
группа фондовиков |
Суббота |
12.00 – 14.00 |
группа оформителей |
ГЛАВА 4. ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВА МУЗЕЯ
Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея – преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий. После того как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена – к этому времени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом.
Преемственность, естественно, должна пронизывать, затрагивать и среду различных связей и взаимодействий актива школьного музея с другими ученическими организациями школы, учреждениями и организациями города.
Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанным с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской и музейной работы. Такую подготовку актива педагог-консультант тщательно планирует совместно с учениками, советом музея.
Учеба музейного актива может проходить непосредственно в школе, во внешкольных учреждениях. В качестве руководителей выступают педагоги, сотрудники музеев и архивов, местные краеведы.
В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, старший вожатый, сотрудники городского музея. На занятиях заслушиваются сообщения учеников о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организуются индивидуальные и групповые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам города.
Организация занятий позволяет провести хорошую первоначальную подготовку юного музееведа «широкого профиля» и вместе с тем создать прочную основу для дальнейшей специализации различных групп музейного актива: юных следопытов, экскурсоводов, хранителей фондов, экспозиционеров, оформителей и т. д.
Функции, которые выполняет актив школьного музея:
- обновление экспозиции зала;
- проведение тематических
- проведение тематических лекций и бесед.
В соответствии с родом работы члены актива делятся на группы:
• поисковая;
• экскурсионная;
• оформительская;
• комплектование и учет фондов;
• лекционная.
При желании дети могут принимать участие в работе разных групп.
Координационным центром работы всего коллектива школьного музея является совет музея, который состоит из семи человек и избирается сроком на 1 год на общем собрании актива музея.
Состав совета музея:
- директор музея;
- смотритель музея;
- секретарь;
- 6 наиболее активных членов актива музея – группы детей, преимущественно разновозрастные и разного уровня подготовки, так как учащиеся, уже прошедшие курс обучения, остаются и дальше работать в активе музея, помогая руководителю музея.
Реализация работы актива музея предполагается по следующим направлениям:
- комплектование и учет фондов, их хранение;
- экспозиционная деятельность;
- поисковая работа;
- экскурсионно-массовая работа;
- научно-просветительная деятельность.
Большое внимание работа музея уделяет экскурсионной подготовке актива школьного музея, так как экскурсоводы составляют наиболее значительную группу и их деятельность тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой и другими видами деятельности.
Набор в актив школьного музея начинается с вводного инструктажа, знакомства с музеем, обзорной экскурсии. Ежегодно производится дополнительный набор учащихся в актив музея.
В конце каждой учебной четверти, а также в начале и конце учебного года проводятся заседания актива и совета музея, где не только планируется работа, но и подводятся итоги работы за определенный период. В конце учебного года проводится музейный конкурс «Лучший экскурсовод музея».
Ребята оформляют вновь собранный материал в альбомах «История школы», «Из школы в науку», «Они учились в нашей школе и славят Родину трудом», пишут рефераты по выбранным темам на районные, городские, областные конкурсы.
Охрана историко-культурного наследия Республики Беларусь является одной из главных задач нашей страны. Нам необходимо донести нашим потомкам тот образ наших пейзажей, который видели наши предки. Мы, наши дети и их будущие поколения, должны любоваться родной землей. Нужно приучать молодое поколение ценить свои родные места, а особенно памятники культуры, которые таят в себе наше историческое прошлое. Например, в Гольшанах не малую роль в этом играет школьный историко-краеведческий музей. Ведь для того чтобы подробно познакомиться с историей нашей земли, необходимо посетить эти места, дотронуться к части истории нашей Родины, в этом и помогает нам историко-краеведческий музей. Посетив его, как будто погружаешься в те далекие времена, и это чувство остается надолго.
Время неумолимо. Ушел в историю XX век, мы вступили в новое тысячелетие. Вошло в XXI век и одно из древнейших поселений Беларуси – Гольшаны. Вошло с надеждами и верой в то, что навсегда остались в прошлом времена, когда рушили старинные замки и храмы, когда основным принципом деятельности « до основанья, а затем…». Такой исторический центр как Гольшаны и многие другие, соединяют прошлое и современность, призывают людей помнить, что, только оберегая свою историю, какой бы она не была, можно уверенно строить будущее.