Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 17:09, контрольная работа
Краткое описание
Социальное и политическое устройство Киевской Руси в IX—X вв. представляет собой следующую структуру: основанием ее является территориальная община – вервь, которая строится по принципу совместного проживания. Центром племенных союзов является град. Во главе племенных союзов стояли князья. К 9-10 вв. представителем высшей власти был Великий Киевский Князь. Первыми русскими князьями принято считать новгородских князей – Рюрика и Олега, и ряд киевских князей. Именно они сформировали основы русской государственности. Утвердили Русь на международной арене.
В Петровскую эпоху российская
экономика, и, прежде всего промышленность
совершила гигантский скачок. В то же время
развитие хозяйства в первой четверти
XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим
периодом. В Московском государстве XVI-XVII
в. существовали крупные промышленные
предприятия - Пушечный двор, Печатный
двор, оружейные заводы в Туле, верфь в
Дединове и др. Политика Петра в отношении
экономической жизни характеризовалась
высокой степенью применения командных
и протекционистских методов. В сельском
хозяйстве возможности совершенствования
черпались из дальнейшего освоения плодородных
земель, возделывания технических культур,
дававших сырье для промышленности, развития
животноводства, продвижения земледелия
на восток и юг, а также более интенсивной
эксплуатации крестьян. Возросшие потребности
государства в сырье для российской промышленности
привели к широкому распространению таких
культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял
выращивание льна и конопли, а также табака,
тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ
1712 г. предписывал создавать коневодческие
хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской
губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое
разграничение страны на две зоны ведения
феодального хозяйства - неурожайный Север,
где феодалы переводили своих крестьян
на денежный оброк, зачастую отпуская
их в город и другие сельскохозяйственные
местности на заработки, и плодородный
Юг, где дворяне-землевладельцы стремились
к расширению барщины. Также усиливались
государственные повинности крестьян.
Их силами строились города (на строительстве
Петербурга работали 40 тыс. крестьян),
мануфактуры, мосты, дороги; проводились
ежегодные рекрутские наборы, повышались
старые денежные сборы и вводились новые.
Главной целью политики Петра все время
являлось получение как можно больших
денежных и людских ресурсов для государственных
нужд.Были проведены две переписи - в 1710
и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения
становилась "душа" мужского пола,
вне зависимости от возраста, с которой
взималась подушная подать в размере 70
копеек в год (с государственных крестьян
- 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную
политику и резко подняло доходы государства
(примерно в 4 раза; к концу правления
Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).
В промышленности произошла резкая переориентация
с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств
на мануфактуры. При Петре былоосновано
не менее 200 новых мануфактур, он всячески
поощрял их создание. Политика государства
была также направлена на ограждение молодой
российской промышленности от конкуренции
со стороны западноевропейской путем
введения очень высоких таможенных пошлин
(Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура,
хотя и имела капиталистические черты,
но использование на ней преимущественно
труда крестьян - посессионных, приписных,
оброчных и др. - делало ее крепостническим
предприятием. В зависимости от того, чьей
собственностью они являлись, мануфактуры
делились на казенные, купеческие и помещичьи.
В 1721 г. промышленникам было предоставлено
право покупать крестьян для закрепления
их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали
труд государственных крестьян, приписных
крестьян, рекрутов и свободных наемных
мастеров. Они в основном обслуживали
тяжелую промышленность - металлургию,
судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах,
выпускавших преимущественно товары широкого
потребления, работали и посессионные,
и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная
рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью
обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела
к появлению мануфактур в самых разных
отраслях промышленности, зачастую появлявшихся
в России впервые. Основными были те, которые
работали на армию и флот: металлургические,
оружейные, судостроительные, суконные,
полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась
предпринимательская деятельность, создавались
льготные условия для людей, которые создавали
новые мануфактуры или брали в аренду
государственные. В 1711 г. в указе о передаче
московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову
полотняной мануфактуры Петр писал: "А
буде они оной завод радением своим умножат
и учинят в нем прибыль, и за то они... получат
милость". Возникают мануфактуры во
многих отраслях - стекольной, пороховой,
бумагоделательной, парусинной, полотняной,
шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной,
шляпной, красочной, лесопильной и многих
других. Огромный вклад в развитие металлургической
промышленности Урала внесНикита Демидов,
который пользовался особым расположением
царя. Возникновение литейной промышленности
в Карелии на базе уральских руд, строительство
Вышневолоцкого канала, способствовали
развитию металлургии в новых районах
и вывели Россию на одно из первых мест
в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в
России выплавляли около 150 тыс. пудов
чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722
г. Россия экспортировала чугун), а к концу
XVIII в. более 2 млн. пудов. К концу царствования
Петра в России существовала развитая
многоотраслевая промышленность с центрами
в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими
предприятиями были Адмиралтейская верфь,
Арсенал, петербургские пороховые заводы,
металлургические заводы Урала, Хамовный
двор в Москве. Шло укрепление всероссийского
рынка, накопление капитала благодаря
меркантилистской политике государства.
Россия поставляла намировые рынки конкурентоспособные
товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину,
икру. Тысячи россиян проходили в Европе
обучение разным специальностям, и в свою
очередь иностранцы - инженеры-оружейники,
металлурги, мастера шлюзного дела нанимались
на российскую службу. Благодаря этому
Россия обогащалась самыми передовыми
технологиями Европы. В результате Петровской
политики в экономической области за сверхкороткий
срок была создана мощная промышленность,
способная полностью обеспечить военные
и государственные нужды и ни в чем не
зависящая от импорта.
3.2. Административные реформы.
В. О. Ключевский писал: "Преобразование
управления - едва ли не самая
показная, фасадная сторона
преобразовательной деятельности Петра;
по ней особенно охотно ценили и всю эту
деятельность". Ключевский, вообще относившийся
к деятельности Петра весьма критически,
считал, что реформы управления проводились
наспех, беспрограммно. Те или иные изменения
в государственном управлении, административно-территориальном
делении России диктовались военной необходимостью,
а их главной задачей было как можно более
эффективное выколачивание средств из
народа для покрытия все растущих военных
расходов (сам Петр называл деньги "артериею
войны"). Для Петра- реформатора было
также характерно стремление перенести
военные принципы на сферу гражданской
жизни и государственного управления.
Весьма показателен в этом плане Указ
от 10 апреля 1716 г., присланный императором
в Сенат: "Господа Сенат! Посылаю вам
книгу Воинский устаф (которой зачат в
Петербурхе и ныне совершен)... И понеже
оной хотя основанией воинских людей,
аднакож 3касается и до всех правителей
земских". Петр относился к государственному
учреждению как к воинскому подразделению,
к регламенту - как к военному уставу, а
к чиновнику - как к военнослужащему. Американский
исследователь Д.Крайкрафт отмечал: "Петр
не только одевался как солдат, но и действовал
и думал как солдат". Бессистемность
и спешка часто приводили к путанице: установления,
приказы сменялись одно другим, часто
прямо противоположным, или сводились
на нет бесконечными переменами в государственных
учреждениях, иногда учреждения дублировали
друг друга по своим функциям. Многие должности,
военные и гражданские, поменяли лишь
старорусские названия на европейские,
по сути своей оставшись прежними. Уже
в первые годы царствования Петра изменились
стиль и методы управления: вместо Боярской
думы (которую Петр обрек просто на физическое
вымирание, своим указом прекратив пополнение
думы новыми членами) решения стала принимать
своеобразная "команда", составленная
из ближайших сподвижников царя. На первых
этапах главным советником Петра был князь
Федор Ромодановский, по словам современника,
"злой тиран, пьяный по вся дни". Первой
административной реформой стало создание
в 1699 г. Особого ведомства городов. Указами
вводилось самоуправление для городского
купечества, а также для населения поморских
городов. Отменялась власть воевод, отныне
судом и сбором налогов ведали выборные
бурмистры. Во главе новых органов была
поставлена Московская ратуша, выбираемая
купцами Москвы. В ведении Ратуши находились
главные поступления государственных
доходов с городов, а также общий надзор
за действиями органов самоуправления.
Во главе Ратуши стоял обер-инспектор
ратушного правления. Первым человеком,
занявшим эту должность, был бывший дворецкий
Шереметева Алексей Курбатов. Но с ростом
государственных расходов Петр постепенно
утрачивает доверие к финансовым возможностям
Ратуши. Царь приходит к решению перенести
основную массу управления на места, так
как "человеку трудно за очи все разуметь
и править". Такая организация управления
обеспечивала более высокую степень удовлетворения
финансовых нужд государства, а после
окончания Северной войны должна была
упростить процесс размещения и обеспечения
регулярных войск. В конце 1707 г. начинается
осуществление новой реформы, а в 1708 г.
провозглашается создание восьми губерний,
которые в свою очередь подразделялись
на провинции: Московской, Ингерманландской
(впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской,
Смоленской, Архангелогородской, Казанской,
Азовской и Сибирской. Во главе пограничных
губерний стояли генерал-губернаторы,
остальных - губернаторы. Провинции управлялись
воеводами, при губернаторах и воеводах
находилась земская канцелярия как орган,
приводящий в исполнения распоряжения
и приказы; с 1710г. воеводы стали называться
уездными комендантами. В подчинении у
губернатора были вице-губернатор (заместитель),
ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер
и другие чиновники. Таким образом, губернская
реформа фактически упразднила преобразования
1699 г., а Московская ратуша превратилась
из общегосударственного в губернское
учреждение. В 1710 г. была проведена подворная
перепись населения и была установлена
особая платежная единица в 5536 дворов,
которая должна была обеспечивать одну
"долю" средств, необходимых для покрытия
военных расходов. Коменданства упразднялись,
а вместо них создавались новые "доли"
во главе с ландратами - в больших губерниях
по 12, в средних - по 10, в меньших -по 8. Предусматривалось,
что в соответствии с количеством "доль"
каждая губерния будет содержать определенное
количество полков. Однако и эта реформа
не дала желаемого эффекта, Северная война
затянулась, и разместить в губерниях
приписанные к ним полки не удалось. Денег
по-прежнему не хватало, что создало благодатную
почву для различных махинаций. Так, губернатор
Казанской губернии Апраксин придумывал
суммы "доходов" и предоставлял царю
фальшивые ведомости по ним, демонстрируя
радение о казенной прибыли.
Эти две реформы вызвали полное
расстройство государственного управления.
В результате губернской реформы была
уничтожена система приказов, вначале
XVIII в. Россия фактически осталась без
столицы, так как Москва перестала ею быть,
а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть
оказалась по-прежнему сосредоточенной
в руках "команды", которая называлась
то "ближней канцелярией", то "консилией
министров". Поворотным моментом стал
Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший
создание нового органа государственной
власти - Сената.
В первое время Сенат состоял
из девяти ближайших сотрудников царя,
и Петр настаивал на признании Сената
высшим государственным органом, которому
все лица и учреждения должны повиноваться,
как самому царю. Для установления жесткого
контроля над управлением Петр в 1711 г.
создает систему фискалов, которые подчинялись
обер-фискалу. В обязанности им вменялось
доносить Сенату и царю обо всех злоупотреблениях
и неблаговидных поступках должностных
лиц. Фискалы были практически безнаказанны,
но если их донос подтверждался, фискал
получал половину имущества виновного.
Институт фискалов создал условия для
расцвета коррупции и дал широкие возможности
для сведения счетов. Стал печально известен
этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом
Петр не остановился - в 1722 г. вводится
должность генерал-прокурора для руководства
фискалами. Гланая его роль заключалась
в надзоре за Сенатом, теперь только он
мог предлагать Сенату вопросы для обсуждения.
Таким образом, роль Сената как органа
государственной власти была резко снижена.
Но новый централизованный аппарат власти
с учреждением Сената еще только начинал
создаваться, и образцом для дальнейшей
реформы государственного управления
Петр избрал шведское государственное
устройство. В 1712 г. у Петра появляется
идея создать по шведскому образцу коллегии.
Особенностью коллегиальной системы стало
более четкое разграничение сфер деятельности
и совещательный порядок ведения дел.
Коллегиальная система имела недостатки,
и состав коллегий при жизни Петра неоднократно
изменялся. В 1721 г. была образована Духовная
коллегия - Синод, который был выведен
из подчинения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия
была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию,
была образована Малороссийская коллегия
для улучшения управления Украиной, а
Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила
статус коллегии. В 1720 г. был принят Генеральный
регламент - документ, определяющий штаты
коллегий, окончательно разграничивавший
их функции и компетенцию.
Формирование коллегиальной
системы было завершено. Она функционировала
почти столетие - с 1717 по 1802 г. После учреждения
коллегий Петр решил по шведскому образцу
реформировать и местное управление. Началась
очередная реформа местного административно-
территориального устройства. В 1719-1720
г. были отменены "доли" и должности
ландратов, губернии теперь делились на
провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты,
во главе которых стояли земские комиссары,
назначаемые Камер-коллегией. Городское
управление было передано в руки городских
верхов. Должность бурмистров отменялась.
Все посадское население делилось на три
части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы
ремесленных мастерских), 2- ю гильдию (мелкие
торговцы, зажиточные ремесленники) и
"подлый люд", составлявший подавляющее
большинство городского населения. Правом
выбора в новые органы городского самоуправления
- магистраты - получили лишь представители
"регулярного" населения - члены гильдий,
избираться могли лишь члены 1-ой гильдии.
Деятельность всех городских магистратов
контролировал созданный в 1720 г. Главный
магистрат. Наряду с разделением городского
населения, были проведены преобразования
и в отношении многочисленного класса
некрепостного населения – оно объединялось
в сословие государственных крестьян
со значительным сужением прав и возможностей.
Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано
холопство путем слияния его с крепостными
крестьянами.
Новая система органов управления
создала мощный слой чиновничьего дворянства
в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический
аппарат. После полного уравнения земельных
владений дворян (поместий) и бояр (вотчин)
дворянское землевладение окончательно
превратилось в господствующее, причем
указ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений
владений. Но эта мера полностью реализована
не была.
Своеобразным итогом административных
преобразований Петра I стала принятая
в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о
порядке государственной службы. Табель
обязывала всех дворян служить, и объявляласлужбу
единственным способом получения любого
государственного чина, причем открывались
возможности продвижения по службе и выходцев
из "подлого люда", а достижение
восьмого ранга означало присвоение дворянства,
в чем заключалась известная демократизация
системы управления.
Многие историки считают административные
преобразования наиболее слабым местом
Петровских реформ. Известный российский
историк В.Я.Уланов писал: "Все эти преобразования,
непрерывным потоком следовавшие одно
за другим... не только не вели население
к материальному и нравственному преуспеянию,
но были гнетом, мало чем уступавшим войне
Петровского времени".
3.3. Преобразования в области
культуры и быта.
Процесс европеизации России
в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая
часть Петровских реформ. Еще до Петра
были созданы предпосылки широкой европеизации,
заметно усилились связи с зарубежными
странами, в Россию постепенно проникают
западноевропейские культурные традиции,
даже брадобритие уходит корнями в допетровскую
эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская
академия - первое высшее учебное заведение
в России. И все же деятельность Петра
была революционной.
Важнейшим этапом в проведении
реформ стало посещение Петром в составе
Великого посольства ряда европейских
стран. По возвращении Петр направляет
много молодых дворян в Европу для изучения
различных специальностей, главным образом
для овладения морскими науками. Царь
заботился и о развитии образования в
России.
В 1701 г. в Москве, в Сухаревой
башне открывается Школа математических
и навигацких наук во главе с профессором
Абердинского университета шотландцем
Форварсоном. Одним из преподавателей
этой школы был Леонтий Магницкий - автор
"Арифметики...".
В 1711 г. В Москве появляется
инженерная школа. Петр стремился к тому,
чтобы как можно скорее преодолеть возникшую
еще со времен татаро-монгольского ига
разобщенность России и Европы. Одним
из ее проявлений было разное летоисчисление,
и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый
календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование
Нового года переносится с 1 сентября на
1 января. В 1703 г. в Москве выходит первый
номер газеты "Ведомости" – первой
русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается
труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения
в быту российских дворян, переделавшие
российское дворянство "по образу и
подобию" европейского. В 1717 г. выходит
книга "Юности честное зерцало" -
своего рода учебник этикета, а с 1718 г.
существовали Ассамблеи - дворянские собрания
по образцу европейских.
Однако нельзя забывать о том,
что все эти преобразования исходили исключительно
сверху, а потому были достаточно болезненны
как для высших, так и для низших слоев
общества. Насильственный характер некоторых
из этих преобразований внушал отвращение
к ним и вел к резкому неприятию остальных,
пусть даже самых прогрессивных, начинаний.
Петр стремился сделать Россию европейской
страной во всех смыслах этого слова и
придавал большое значение даже самым
мелким деталям процесса.
3.4. Церковная реформа.
Важную роль в утверждении абсолютизма
играла церковная реформа Петра. Во второй
половине XVII в. позиции Русской православной
церкви быливесьма прочными, она сохраняла
административную, финансовую и судебную
автономию по отношению к царской власти.
Церковная политика Петра, как и его политика
в других сферах государственной жизни,
была направлена, прежде всего, на как
можно более эффективное использование
церкви для нужд государства, а если конкретнее
- на выжимание из церкви денег на государственные
программы, прежде всего на строительство
флота.
После путешествия Петра в составе
Великого посольства его занимает еще
и проблема полного подчинения церкви
своей власти. Поворот к новой политике
произошел после смерти патриарха Адриана.
Петр провести ревизию для переписи
имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись
информацией о выявленных злоупотреблениях,
Петр отменяет выборы нового патриарха,
поручая в то же самое время митрополиту
Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя
патриаршего престола".
В 1701 г. образуется Монастырский
приказ - светское учреждение – для управления
делами церкви. Церковь начинает терять
свою независимость от государства, право
распоряжаться своей собственностью.
Петр, руководствуясь просветительской
идеей об общественном благе, для которого
необходим продуктивный труд всех членов
общества, разворачивает наступление
на монахов и монастыри. В 1701 г. царский
указ ограничивает число монахов: за разрешением
на постриг теперь нужно было обращаться
в Монастырский приказ. Впоследствии у
царя появилась идея использовать монастыри
как приюты для отставных солдат и нищих.
В указе 1724 г. количество монахов в монастыре
ставится в прямую зависимость от числа
людей, за которыми они ухаживают.
Сложившиеся отношения между
церковью и властью требовали нового юридического
оформления. В 1721 г. видный деятель Петровской
эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный
регламент, который предусматривал уничтожение
института патриаршества и образование
нового органа – Духовной коллегии, которая
вскоре была переименована в "Святейший
правительственный Синод", официально
уравненный в правах с Сенатом. Президентом
стал Стефан Яворский, вице-президентами
- Феодосий Яновский и Феофан Прокопович.
Создание Синода явилось началом абсолютистского
периода русской истории, так как теперь
вся власть, в том числе и церковная, была
сосредоточена в руках Петра.