Джаз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 14:27, реферат

Краткое описание

В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего листья по лужайке, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени. В период первой мировой войны, когда джаз Нового Орлеана и прилегающего к нему районов еще был народной музыкой, количество джазовых музыкантов не превышало несколько сотен, а число слушателей, в основном представителей негритянской бедноты из дельты Миссисипи, не достигало и пятидесяти тысяч. К

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 История возникновения джаза 5
1.1 Спиричуэл и госпелз 9
1.2 Блюз и регтайм 9
ГЛАВА 2 Первые звуки джаза: "Original Dixieland Jazz Band" 12
2.1 Сидней Беше и Джозеф "Кинг" Оливер 15
ГЛАВА 3 Белые в джазе 19
ГЛАВА 4 Гений джаза Луи Армстронг 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

История музыки. Джаз.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Министерство высшего  профессионального образования  РФ

НОУВПО Гуманитарный университет

 

Факультет Бизнеса и управления

Специальность Менеджмент организации

 

ДЖАЗ

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1-го курса Дылдина Евгения Анатольевна

Проверил: кандидат культурологии, доцент Суворов Дмитрий Владимирович

 

 

 

Екатеринбург

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

ГЛАВА 1 История возникновения джаза                                                               5

1.1 Спиричуэл и госпелз                                                                                          9

1.2 Блюз и регтайм                                                                                                 9

ГЛАВА 2 Первые звуки джаза: "Original Dixieland Jazz Band"                         12

2.1 Сидней Беше и Джозеф "Кинг" Оливер                                                          15

ГЛАВА 3 Белые в джазе                                                                                         19

ГЛАВА 4 Гений джаза Луи  Армстронг                                                                 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки  и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего  листья по лужайке, трудно кого-либо удивить  тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И  повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени. В период первой мировой  войны, когда джаз Нового Орлеана  и прилегающего к нему районов  еще был народной музыкой, количество джазовых музыкантов не превышало несколько  сотен, а число слушателей, в основном представителей негритянской бедноты  из дельты Миссисипи, не достигало и  пятидесяти тысяч. К 1920 году джаз стал известен, иногда в виде довольно неумелых имитаций, всюду в США. Через десять лет его стали исполнять и слушать в большинстве крупных городов Европы. К 1940 году его уже знали во всем мире, а к 1960 году он был повсеместно признан как самостоятельный музыкальный жанр, даже как особый вид искусства.

Джаз никогда не был  популярной музыкой. Несомненно, время  от времени отдельные формы джаза  становились популярными: так было с “джазовой” музыкой 20-х, со “свингом” 1935 - 1945 гг., так обстоит дело со стилем “ритм-энд-блюз” сегодня (конечно, популярность в бывшем СССР эти стили не имели, так как в СССР джаз считали буржуазной музыкой). В данном случае будет уместно говорить о так называемом “псевдоджазе” - все вышеперечисленные направления имели какие-то небольшие элементы джаза и “выдавались” за настоящий джаз, и слушатели, покупавшие такие пластинки, как правило не разбирались в джазе. Но подлинный джаз - тот, который сами джазмены считают своей музыкой, - редко приобретает сколько-нибудь широкую популярность.

Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную  музыку. “Рок”, “фанк” и “соул”, эстрадная  музыка, музыка кино и телевидения, значительная часть симфонической  и камерной музыки заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки.

Понять сущность джаза  было всегда нелегко. Когда знаменитого джазмена Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: “Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять”. Утверждают, что Фэтс Уоллер в подобной же ситуации сказал: “Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами”. Раз уж такие великие музыканты не смогли объяснить, что такое джаз, то и простому смертному это не под силу, и именно поэтому я ставлю целью раскрыть истоки этого феномена в музыке и его развитие.

В становлении джаза выделяют три периода:

1) зарождение классического  джаза;

2) зрелый период (эра свинга);

3) современный джаз: стили боп-джаз и кул-джаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Африканские корни

Менее чем за век из смутных  народных традиций негритянского развлекательного музицирования развилась удивительная американская музыка, называемая джазом.

Джаз — род современного искусства, возникший на рубеже XIX—XX вв. в черных рабочих кварталах южных городов США в среде американских негров — потомков африканских рабов.

То, что джаз является детищем  американских негров, несомненно. Ясно, что негры, попадая из Африки в  Америку, привозили оттуда свои обычаи, традиции. Особенность коренных африканцев в том, что они постоянно ощущают  свою связь с общиной, поэтому  обычаи и традиции негра в основном показывают, выражают его связь с  общиной: он отождествляет себя со своим  племенем точно так же, как мальчишка - с любимой спортивной командой: ее победы и поражения переживаются им как личные. Все, что касается племени, касается и самого африканца.

Чувство единения с группой  африканец, как и большинство  представителей других культур, выражает в обрядах. Есть свадебные, похоронные, охотничьи и сельскохозяйственные обряды; есть обряды и для более  обычных событий, вроде ежедневной молитвы или даже разделки мяса.

Кроме обрядов, у африканца  есть и другое средство утвердить  свою связь с общиной. Это средство - музыка. Музыка органично входит в  жизнь каждого африканца. И в  нашей среде много музыки, но мы воспринимаем ее иначе. Для африканца  музыка полна социального смысла; с ее помощью он выражает многие из своих чувств по отношению к  племени, семье, окружающим его людям. В Африке, конечно, есть и музыка, предназначенная только для удовлетворения эстетических потребностей, но ее сравнительно немного. Большей частью африканская  музыка имеет ритуальный или общественный характер. Иными словами, она призвана создать канву для другой деятельности или же внести в нее активное динамическое начало. Часто музыка является средством выражения эмоций, которые вызывает то или иное событие.

Что же представляет собой  эта музыка? Наиболее общая характеристика ее состоит в том, что она неотделима от движений человеческого тела. Она  неразрывно связана с хлопками в  ладоши, притоптыванием и, что особенно важно, с пением. Африканская музыка - это прежде всего музыка вокальная. Далеко не все африканцы играют на барабане или на других инструментах, но любой африканец поет и как  солист, и в группе, например во время  коллективного труда, или участвует  в респонсорном1 пении. Африканцы чаще всего поют в унисон, настоящее гармоническое пение у них встречается редко.

Надо отметить немногочисленность африканских мелодических инструментов по сравнению с множеством духовых, струнных и клавишных инструментов, которые существуют в Европе. Причина  их немногочисленности достаточно проста: африканская музыка носит ритмический  характер.

Понять, насколько сложен и труден - по крайней мере для  нас - ритм африканской музыки, немузыканту  совсем непросто. Возможно, лучший способ получить представление о нем - это  попытаться равномерно отбить ногой  два удара, а руками за то же время  сделать три хлопка. Опытный музыкант легко справится с такой задачей. А также, сохраняя постоянный ритм ударов ногой, можно постараться удвоить или утроить каждый хлопок руками, или чередовать тройной и двойной хлопки, или синкопировать. Такая задача может оказаться трудновыполнимой даже для опытного профессионала. А африканец делает это с необычайной легкостью, причем на фоне не единичного метрического пульса, а сразу нескольких, часть которых нам покажется совершенно не связанной с остальными.

Такая игра с использованием “перекрестных ритмов” - основа африканской музыки. Вот что говорит А.М.Джонс, один из ведущих музыковедов-африканистов: “В этом состоит сущность африканской музыки; это то, к чему африканец стремится. В создании ритмических конфликтов он находит наслаждение”. Не вся африканская музыка такова; часть ее основана на свободной метрике, то есть не имеет четкого ритмического рисунка; это прежде всего погребальные песни и некоторые культовые заклинания. Но большая часть африканской музыки неразрывно связана с ритмической полифонией. Неизменным остается граунд-бит ((от англ. ground - земля) ритм, который при прослушивании песни или мелодии, мы можем отбивать ногой); он может задаваться барабаном, ногами танцора или хлопками слушающих. Иногда он отсутствует в реальном звучании - в таких случаях он подразумевается как музыкантами, так и слушающими (например, мы все можем ощутить метрический пульс песни, не отбивая счет ногой). На отстукиваемый ногой граунд-бит накладывается один или несколько ритмических голосов, поручаемых барабанам или другим инструментам, танцорам или певцам. Трудность состоит в том, чтобы строго выдержать свою ритмическую линию в окружении других ритмических голосов, часть которых лишь незначительно отличается от вашего, тогда как другие с ним почти не связаны. Также надо сказать о том, что африканский звукоряд сильно отличается от европейского (в большинстве случаев отсутствие полутонов), о тяготении к нечеткому, грубоватому тембру звучания; в джазе он получил название “дерти-тон” (от англ. dirty - грязный). Наряду с отказом от “чистых тембров” для американской музыки характерны также звуки с неопределенной или неустойчивой высотой. Вообще, точность воспроизведения фиксированной высоты звука для африканца не имеет того значения, какое придает ей музыкант европейской традиции.

Все эти элементы, присущие музыкальной культуре негров, нашли  свое отражение в джазе: очень  часто солист уходит от основной ритмической  линии, которую держит ритм - группа, использование “дерти-тонов” и  тонов с неопределенной высотой. Эти тоны можно воспроизвести только на музыкальных инструментах с нефиксированной высотой звука, например, почти на любом духовом инструменте (саксофоне, трубе и т.д.), чего нельзя сказать о фортепиано, где высота звука фиксированная.

Но, несмотря на наличие африканских  черт, джаз - это не африканская музыка, ибо слишком много унаследовано им от негритянской культуры. Его инструментовка, основные принципы гармонии и формы  имеют скорее европейские, чем африканские  корни. Характерно, что многие видные пионеры джаза были не неграми, а  креолами с примесью негритянской крови  и обладали скорее европейским, чем  негритянским, музыкальным мышлением. Коренные африканцы, прежде не знавшие  джаза, не понимают его, точно так  же теряются джазмены при первом знакомстве с африканской музыкой. Джаз - это  уникальный сплав принципов и  элементов европейской и африканской  музыки. Музыки, которая еще не называлась джазом (тогда произносили Jass, а не Jazz)

Сегодня джаз включает в  себя огромное количество стилей: от архаичного народного блюза, рэгтайма, нью-орлеанского  джаза и диксилэнда, идя через  свинг, мэйнстрим (основное течение), би-боп  и современный джаз к абсолютно  свободным формам фри-джаза и  электронной музыки.

Черная музыка в Америке  сохранила много черт африканского музицирования, такие, например, как  ритмическая четкость и коллективная импровизация. Это наследство, смешавшееся  с музыкой новой родины, в большинстве  своем вокальной, образовало более  чем новое звучание.

Выделим три источника, три  составных части, откуда развивался джаз:

1. спиричуэл и госпелз  - духовные песнопения негров;

2. блюз - изначально развлекательная  музыка, исполняемая бродячими исполнителями,  как правило - с текстом о  нелегкой жизни черных;

3. рэгтайм - фортепианная  танцевальная музыка.

Теперь подробнее об этих источниках.

1.1 Спиричуэл и госпелз

Наиболее известная форма  ранней афроамериканской музыки - это спиричуэл (религиозные напевы с текстами, основанными на Ветхом Завете). Известно, что негры практически не получали образования в Америке до отмены рабства, однако же христианство им пытались проповедовать; для малообразованных негров сама концепция Ветхого Завета оказалась более доступной и понятной, чем более сложная философия Нового Завета. Эти замечательные, трогательные религиозные напевы практически сохранились только в южных городах Соединенных Штатов. То, что сейчас многие известные исполнители выдают за это направление, является очень облагороженной версией спиричуэл.

Интересно, что более позднее  образование - госпелз, основанное на текстах Нового Завета (Gospel - Евангелие). Эти тексты сохранились в более первозданном виде, и их можно услышать на имеющихся теперь записях.

Другие ранние музыкальные  формы, возникшие до отмены рабства, включают в себя уорк-сонг (work songs - песни, которые исполнялись неграми при совершении какой-либо монотонной работы), а также детские песни и танцы, что особенно способствовало легализации негритянской музыки - система жестко ограничивало музыкальную активность рабов.

Среди африканской культовой музыки, которую негры привезли с собой на американскую землю (спиричуэл, стрит-край - песни уличных торговцев), свое влияние оказали блюз и регтайм - стили, которые появились в начале 20-х годов.

1.2 Блюз и регтайм

После освобождения рабов  афроамериканская музыка начала стремительно развиваться. Особенную роль сыграли распроданные после Гражданской Войны духовые, ударные и другие инструменты, которые широко использовались в военных оркестрах. Эти почти дармовые инструменты стимулировали возникновение духовых танцевальных оркестров, а также возникновение блюза.

Информация о работе Джаз