Динамика сотрудничества России и Германии в начале XXI века: политические аспекты экономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:23, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Российская Федерация и Федеративная Республика Германия не только крупнейшие европейские государства, но и в силу своего положения в системе международных координат, а также политического веса несут особую ответственность за сохранение мира и стабильности на европейском континенте. Исторические факты свидетельствуют о наличии тесных связей России и Германии на протяжении нескольких столетий. Обе страны достигли такого уровня зрелости отношений, когда необходимость и, более того, неизбежность партнерства между ними как бы определены самим ходом международного развития

Вложенные файлы: 1 файл

пол.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Практическая значимость работы определяется важностью развития двусторонних связей России и Германии не только на уровне федеральных центров, но и субъектов федераций, в том числе с привлечением все большего числа новых участников этого процесса, представляющих как институты гражданского общества, так и субъекты хозяйственных отношений. Материалы диссертации могут найти применение в   практике международных политических, экономических и культурных  связей Германии и Российской Федерации,

Основные положения  работы могут быть использованы в учебном процессе в вузах, в системе бизнес-образования для подготовки специалистов по международным отношениям и мировой экономике.

Апробация диссертации. Работа была обсуждена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные положения работы были представлены в выступлениях автора на международных научных конференциях  «Геополитический плюрализм» (Москва, 25-26 мая 2006 г.) и «Коррекция курса мировой политики: векторы, механизмы, участники» (Москва, январь 2007 г.), а также в опубликованных статьях.

Структура диссертации построена в соответствии с объектом и предметом, направлена на достижение цели и раскрытие задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.

 

I. Основное содержание диссертации

 

Во Введении  обоснована актуальность исследуемой проблематики, раскрываются цель и задачи работы, ее гипотеза; представлены результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна, практическая значимость диссертации, положения, выносимые на защиту.

В главе I – «Политические механизмы развития сотрудничества России и Германии в начале нового века» - анализируются политико-экономические условия расширения  платформы российско-германского взаимодействия. Рассматривая балансы сил и интересов, автор отмечает, что задачей правительства А. Меркель в период председательства ФРГ в «Восьмерке» является сохранение баланса между Россией и Западом. С одной стороны, Германия намерена активизировать свою так называемую «восточную политику», которая включает в себя районы Средней Азии, ЦВЕ и России, стремясь объединить интересы этих территорий с интересами Евросоюза. С другой стороны, для Запада G8 выступает одним из немногих инструментов давления на другие страны. Поэтому, консолидируя позиции Запада в «Восьмерке», Германия действует, прежде всего, в своих национальных интересах. Геополитически на Германию наиболее сильно воздействуют США и Польша, которой удалось заблокировать начало разработки нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Также нельзя не замечать давления на Германию из Латвии и Эстонии.

Германия выступает  за тесные межотраслевые связи в  мировой экономике. В соответствии с этим строится внешнеэкономическая  политика страны, которая стремится  к  дальнейшей либерализации мировой  торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия - после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире. В настоящее время около четверти всех занятых в германской экономике прямо или косвенно работают на экспорт. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше. Тесное переплетение германской экономики с мировым хозяйством влечет за собой определенную зависимость. Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система являются важными предпосылками для позитивного непрерывного развития германского народного хозяйства.

Германия занимает центральное положение в Европе не только в географическом, но и в экономическом смысле, являясь двигателем западноевропейской экономики. Таких темпов роста, как в 2006 г., Германия не знала уже давно. Кроме этого снизился дефицит бюджета. Индекс деловой активности достиг наивысшего уровня со времени Объединения, также вырос индекс доверия инвесторов. Однако ослабление темпов роста ВВП может, как и ускорение темпов его роста, стать результатом международной экономической ситуации. Во-первых, возможно удорожание энергоносителей, например, из-за обострения обстановки на Ближнем и Среднем Востоке. А, во-вторых, вследствие замедления американской экономики. Среди негативных внутренних факторов первое место занимает незавершенность социальных реформ, особенно в области здравоохранения.

ФРГ сохраняет роль крупнейшего  в мире экспортера не только товаров, но и капитала. Страна занимает пятое  место в ёсписке мировых кредиторов. Основным иностранным регионом прямого германского инвестирования является Западная Европа. Структура российско-германской торговли подтверждает традиционную схему: Россия как поставщик сырья, Германия как экспортер готовых товаров. Объединение торгово-промышленных палат Германии и Восточный комитет немецкой экономики стремятся к  расширению контактов с предпринимательскими структурами России. В 1993 г. было создано Представительство немецкой экономики в Российской Федерации.  А в 1995 г. - Союз немецкой экономики в России. В задачи  Союза входит: сбор информации о рынках сбыта, возможностях закупок и продажи в обеих странах, помощь в поиске партнеров, определение эффективности проектов и их сопровождение,  в том числе оказание политических консультаций. В развитии связей с Россией важно акцентировать внимание на работу  фирм с участием немецкого капитала. На территории России насчитывается около 3,5 тыс. таких объединений.

Одним их наиболее значимых инструментов решения конкретных задач российско-германского  сотрудничества и продвижения приоритетных экономических интересов России в отношениях с ФРГ, стала межправительственная Рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов. В ходе межгосударственной консультации в Веймаре в апреле 2002 г. группа получила статус постоянно действующего органа. Приоритетными направлениями деятельности СРГ являются проработка вопросов, имеющих стратегическое значение для двустороннего сотрудничества, содействие реализации инновационных проектов, поиск и поддержка в освоении новых, более эффективных форм экономического взаимодействия, а также решение проблемных вопросов, выходящих за рамки обычных коммерческих операций. С целью более полного охвата проблематики двустороннего торгово-экономического сотрудничества и ее тщательной проработки в рамках СРГ действуют подгруппы по наиболее крупным и перспективным направлениям экономического взаимодействия: «Энергетика», «Авиация и космонавтика», «Банки и финансирование», «Агропромышленный комплекс и продовольствие», «Информационные технологии».

России чтобы войти в группу лидеров мировой экономики, необходима интенсификация экономического взаимодействия. Здесь ее интересы совпадают с  интересами Германии. Посредством такого взаимодействия с Германией Россия сможет обеспечить себе достойное место в системе международного разделения труда,  модернизировать социально-экономическую систему. Эти же проблемы требуется учитывать при долгосрочном планировании экономического партнерства, как между Россией и ЕС, так и между Россией и Германией.

В условиях инновационной революции  приоритет в  сотрудничестве между  Германией и Россией, несомненно, принадлежит  сфере высоких технологий. Россия не только сохранила высокий  уровень образования, но и смогла развить новые направления, в частности в сфере информационных технологий. В этом же ключе должна оказываться помощь  совместным предприятиям. Для России это направление актуально тем, что может остановить утечку умов из страны. Можно предложить  совместное доведение до степени производственного использования российских открытий и изобретений, которые существуют на стадии отдельных образцов и могут быть переведены на стадию коммерческого использования. Экономика и управление начала XXI века  нуждаются в кадрах нового типа. Отсюда понятна тенденция ускоренного развития различных моделей бизнес-образования. А так как в российско-германском сотрудничестве приоритетные позиции принадлежат энергетике, то не случайно именно в этой области внимание также уделяется подготовке квалифицированных кадров. В мае 2005 г. был подписан Протокол о создании Российско-Германского института энергетической политики.

Энергетическая сфера в течение  всего периода после холодной войны является приоритетной сферой двустороннего германо-российского  сотрудничества. Энергетическая интеграция способна подвести серьезный фундамент под наметившееся сближение в политической и военно-политической области, в науке, технике, образовании. Происходит формирование единого европейского энергетического рынка, который может стать вторым по величине после рынка США. В то же время создание такого рынка изменит положение его отдельных игроков. Если до 2006 г. германская сторона относилась достаточно настороженно к переносу компетенции в энергетической политике на европейский уровень, то начиная с 2006  г., необходимость таких действий не вызывала возражений. Суть проблемы лучше всего понятна при учете того объема энергоресурсов, которые Россия поставляет в Европу. Так, по данным Европейской комиссии, ЕС получает 44% импортного газа и 30% импортной нефти из России, ожидается, что в ближайшие годы эти показатели вырастут.

Сотрудничество России и Германии в газовой сфере представляет собой пример активного взаимовлияния  политической и экономико-энергетической составляющих сотрудничества двух стран. Как  и в России, энергетический сектор экономики в ФРГ приобрел государственную важность. Ни одни переговоры первых лиц России и Германии не обходятся без обсуждения энергетической составляющей сотрудничества. Несмотря на имеющиеся  подвижки, Россия не намерена ратифицировать договор об Энергетической хартии и Транзитный протокол к ней в том виде, в котором его презентуют европейские партнеры.

Россия впервые предложила западным инвесторам различные механизмы  участия в инфраструктурных проектах. Это и реформа электроэнергетики, и газовая реформа. Важную роль Россия отводит развитию привилегированного энергетического сотрудничества с Германией, в том числе в рамках меморандума «Газпрома» с концерном «E.ON» от 8 июля 2004 г. Также достаточно успешно развиваются проекты в области энергосбережения. Проект СЕГ создает принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу, хотя и вызывает серьезные вопросы в экологической области. Реализация проекта позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связать газотранспортные сети России и стран Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью. Особенностью СЕГ является отсутствие на его пути транзитных государств, что снижает страновые риски и стоимость транспортировки российского газа и одновременно повышает надежность его поставок на экспорт.

Являются ли успехи России на германском направлении «моделью» аналогичных  отношений с другими европейскими странами и ЕС в целом? Представляется, говорить о выработке такой  модели преждевременно. Однако имеются ее отдельные ее элементы, которые могут быть реализованы в ходе российско-европейского энергодиалога.

Выводы по главе I:

  1. После смены политического руководства в Германии отношения между двумя странами не претерпели кардинальных изменений, несмотря на то, что А. Меркель в гораздо большей степени, чем ее предшественник Г. Шредер, учитывает позицию США по  самому широкому спектру проблем международной повестки дня. Однако надо отделять политическую риторику от практических шагов в международном сотрудничестве. Г. Коль указывал на ненадежность российских фирм, но при нем были заключены важнейшие контракты. Г. Шредер отмечал необходимость замены российского газа на алжирский или норвежский, именно он подписал контракт на строительство крупнейшей газопроводной магистрали на севере Европы. В этой связи можно говорить, что у А. Меркель пока отсутствует четко сформулированная иерархия ценностей в двусторонних отношениях, что проявляется в расхождении политических заявлений и отдельных действий.
  2. На российско-германские отношения все активнее влияет состояние как американо-германских отношений, так и отношений ФРГ со странами Центральной и Восточной Европы и Балтии. Во-первых, при ослаблении антиамериканских настроений, вызванных началом иракской кампании,  у Германии возникла потребность показать свою приверженность атлантическому партнерству. Во-вторых, неотложность задачи продемонстрировать свою приверженность европейским ценностям, стоящая перед германским правительством, определялась поспешностью подписания договора о строительстве газопровода по дну Балтийского моря. Это привело к росту антигерманских настроений в Европе. Польша вместе со странами Балтии выступила с инициативой создания некоего альянса внутри ЕС и НАТО, чтобы ограничить в них власть таких еврогигантов, как Германия. Положение Германии усугубилось тем, что к голосам с востока Евросоюза прибавились осуждения ее политики со стороны Бельгии и Нидерландов.
  3. К настоящему времени можно говорить, что на высшем политическом уровне согласовано видение приоритетов экономического взаимодействия. На первом месте, безусловно, остается энергетическое сотрудничество, акцент в котором сдвигается в сторону проблем энергосбережения, что актуально как для Германии, так и для России. России это направление позволит задействовать имеющийся научный потенциал и приостановить утечку умов, а также будет способствовать переходу на инновационный тип развития.  На второе место выдвигается сотрудничество в авиационной и космической промышленности.  На третьем месте – подключение России к сотрудничеству в области «чистых» источников энергии, что позволит ей реализовать задачу диверсификации энергопотребления.
  4. Можно констатировать, что в отношениях России и Германии начинается новый этап. Его особенность с экономической точки зрения заключается в том, что на Западе, в том числе в ФРГ, практически закончилось господство либералистских традиций, которые часто определяли основную линии не только экономических, но и политических решений по вопросам  взаимодействия стран Запада с Российской Федерацией. Более того, выявились общие проблемы внутриполитической жизни, состоящие в снижении эффективности работу государственной администрации, росте коррупции и других экономических преступлений. В результате этого произошло значительное разочарование в регулирующих способностях рынка, а с этим и наступило понимание у политического класса, большого числа управленцев и рядовых граждан понимание важности поиска нового равновесия между рыночными и административными методами управления.
  5. Задача создания эффективного государства, в равной степени осознаваемая в России и ФРГ, должна решаться в условиях изменения глобальных рисков и вызовов. Противодействие им возможно только с подключением новых участников международных отношений. В случае российско-германского сотрудничества это означает необходимость конкретизации политических договоренностей, во-первых, на уровне экономических структур, которым предстоит воплощать эти решения, а, во-вторых, на уровне субъектов федераций, которые превращаются в новых региональных участников международных отношений.  Это также можно считать новым направлением экономической дипломатии.

Информация о работе Динамика сотрудничества России и Германии в начале XXI века: политические аспекты экономических связей