Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 23:23, реферат
Актуальность темы исследования. Российская Федерация и Федеративная Республика Германия не только крупнейшие европейские государства, но и в силу своего положения в системе международных координат, а также политического веса несут особую ответственность за сохранение мира и стабильности на европейском континенте. Исторические факты свидетельствуют о наличии тесных связей России и Германии на протяжении нескольких столетий. Обе страны достигли такого уровня зрелости отношений, когда необходимость и, более того, неизбежность партнерства между ними как бы определены самим ходом международного развития
Практическая значимость работы определяется важностью развития двусторонних связей России и Германии не только на уровне федеральных центров, но и субъектов федераций, в том числе с привлечением все большего числа новых участников этого процесса, представляющих как институты гражданского общества, так и субъекты хозяйственных отношений. Материалы диссертации могут найти применение в практике международных политических, экономических и культурных связей Германии и Российской Федерации,
Основные положения работы могут быть использованы в учебном процессе в вузах, в системе бизнес-образования для подготовки специалистов по международным отношениям и мировой экономике.
Апробация диссертации. Работа была обсуждена на кафедре национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные положения работы были представлены в выступлениях автора на международных научных конференциях «Геополитический плюрализм» (Москва, 25-26 мая 2006 г.) и «Коррекция курса мировой политики: векторы, механизмы, участники» (Москва, январь 2007 г.), а также в опубликованных статьях.
Структура диссертации построена в соответствии с объектом и предметом, направлена на достижение цели и раскрытие задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.
I. Основное содержание диссертации
Во Введении обоснована актуальность исследуемой проблематики, раскрываются цель и задачи работы, ее гипотеза; представлены результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна, практическая значимость диссертации, положения, выносимые на защиту.
В главе I – «Политические механизмы развития сотрудничества России и Германии в начале нового века» - анализируются политико-экономические условия расширения платформы российско-германского взаимодействия. Рассматривая балансы сил и интересов, автор отмечает, что задачей правительства А. Меркель в период председательства ФРГ в «Восьмерке» является сохранение баланса между Россией и Западом. С одной стороны, Германия намерена активизировать свою так называемую «восточную политику», которая включает в себя районы Средней Азии, ЦВЕ и России, стремясь объединить интересы этих территорий с интересами Евросоюза. С другой стороны, для Запада G8 выступает одним из немногих инструментов давления на другие страны. Поэтому, консолидируя позиции Запада в «Восьмерке», Германия действует, прежде всего, в своих национальных интересах. Геополитически на Германию наиболее сильно воздействуют США и Польша, которой удалось заблокировать начало разработки нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией. Также нельзя не замечать давления на Германию из Латвии и Эстонии.
Германия выступает за тесные межотраслевые связи в мировой экономике. В соответствии с этим строится внешнеэкономическая политика страны, которая стремится к дальнейшей либерализации мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия - после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире. В настоящее время около четверти всех занятых в германской экономике прямо или косвенно работают на экспорт. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше. Тесное переплетение германской экономики с мировым хозяйством влечет за собой определенную зависимость. Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система являются важными предпосылками для позитивного непрерывного развития германского народного хозяйства.
Германия занимает центральное положение в Европе не только в географическом, но и в экономическом смысле, являясь двигателем западноевропейской экономики. Таких темпов роста, как в 2006 г., Германия не знала уже давно. Кроме этого снизился дефицит бюджета. Индекс деловой активности достиг наивысшего уровня со времени Объединения, также вырос индекс доверия инвесторов. Однако ослабление темпов роста ВВП может, как и ускорение темпов его роста, стать результатом международной экономической ситуации. Во-первых, возможно удорожание энергоносителей, например, из-за обострения обстановки на Ближнем и Среднем Востоке. А, во-вторых, вследствие замедления американской экономики. Среди негативных внутренних факторов первое место занимает незавершенность социальных реформ, особенно в области здравоохранения.
ФРГ сохраняет роль крупнейшего
в мире экспортера не только товаров,
но и капитала. Страна занимает пятое
место в ёсписке мировых
Одним их наиболее значимых инструментов решения конкретных задач российско-германского сотрудничества и продвижения приоритетных экономических интересов России в отношениях с ФРГ, стала межправительственная Рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов. В ходе межгосударственной консультации в Веймаре в апреле 2002 г. группа получила статус постоянно действующего органа. Приоритетными направлениями деятельности СРГ являются проработка вопросов, имеющих стратегическое значение для двустороннего сотрудничества, содействие реализации инновационных проектов, поиск и поддержка в освоении новых, более эффективных форм экономического взаимодействия, а также решение проблемных вопросов, выходящих за рамки обычных коммерческих операций. С целью более полного охвата проблематики двустороннего торгово-экономического сотрудничества и ее тщательной проработки в рамках СРГ действуют подгруппы по наиболее крупным и перспективным направлениям экономического взаимодействия: «Энергетика», «Авиация и космонавтика», «Банки и финансирование», «Агропромышленный комплекс и продовольствие», «Информационные технологии».
России чтобы войти в группу лидеров мировой экономики, необходима интенсификация экономического взаимодействия. Здесь ее интересы совпадают с интересами Германии. Посредством такого взаимодействия с Германией Россия сможет обеспечить себе достойное место в системе международного разделения труда, модернизировать социально-экономическую систему. Эти же проблемы требуется учитывать при долгосрочном планировании экономического партнерства, как между Россией и ЕС, так и между Россией и Германией.
В условиях инновационной революции приоритет в сотрудничестве между Германией и Россией, несомненно, принадлежит сфере высоких технологий. Россия не только сохранила высокий уровень образования, но и смогла развить новые направления, в частности в сфере информационных технологий. В этом же ключе должна оказываться помощь совместным предприятиям. Для России это направление актуально тем, что может остановить утечку умов из страны. Можно предложить совместное доведение до степени производственного использования российских открытий и изобретений, которые существуют на стадии отдельных образцов и могут быть переведены на стадию коммерческого использования. Экономика и управление начала XXI века нуждаются в кадрах нового типа. Отсюда понятна тенденция ускоренного развития различных моделей бизнес-образования. А так как в российско-германском сотрудничестве приоритетные позиции принадлежат энергетике, то не случайно именно в этой области внимание также уделяется подготовке квалифицированных кадров. В мае 2005 г. был подписан Протокол о создании Российско-Германского института энергетической политики.
Энергетическая сфера в
Сотрудничество России и Германии в газовой сфере представляет собой пример активного взаимовлияния политической и экономико-энергетической составляющих сотрудничества двух стран. Как и в России, энергетический сектор экономики в ФРГ приобрел государственную важность. Ни одни переговоры первых лиц России и Германии не обходятся без обсуждения энергетической составляющей сотрудничества. Несмотря на имеющиеся подвижки, Россия не намерена ратифицировать договор об Энергетической хартии и Транзитный протокол к ней в том виде, в котором его презентуют европейские партнеры.
Россия впервые предложила западным инвесторам различные механизмы участия в инфраструктурных проектах. Это и реформа электроэнергетики, и газовая реформа. Важную роль Россия отводит развитию привилегированного энергетического сотрудничества с Германией, в том числе в рамках меморандума «Газпрома» с концерном «E.ON» от 8 июля 2004 г. Также достаточно успешно развиваются проекты в области энергосбережения. Проект СЕГ создает принципиально новый маршрут экспорта российского газа в Европу, хотя и вызывает серьезные вопросы в экологической области. Реализация проекта позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связать газотранспортные сети России и стран Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью. Особенностью СЕГ является отсутствие на его пути транзитных государств, что снижает страновые риски и стоимость транспортировки российского газа и одновременно повышает надежность его поставок на экспорт.
Являются ли успехи России на германском
направлении «моделью»
Выводы по главе I: