Дмитрий Донской. Русь в эпоху куликовской битвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:11, реферат

Краткое описание

Одним из таких примеров являтся Дмитрий Донской (1350 - 1389 гг.). Он первым из московских князей возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей. Прежде всего, его имя связывают с победой на Куликовом поле, где он проявил выдающийся полководческий талант, за что и был прозван Донским. Это сражение доказало возрождение сил России и стало началом освобождения ее от Монголо-татрского ига.

Вложенные файлы: 1 файл

Дмитрий Донской.docx

— 103.10 Кб (Скачать файл)

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле в верховьях Дона состоялась битва между армиями Мамая и Дмитрия. 

В интернациональную армию Мамая входили:

- татарское  войско (Золотой Орды);

- полк генуэзцев;

- объединенное войско северокавказских народов;

- на подходе была литовская армия во главе с князем Ягайло. Со стороны Руси выступила единая русская армия. 

В ходе битвы проявился полководческий талант Дмитрия Донского, который:

- застал армию Мамая  врасплох;

- дезинформировал литовскую  армию, которая опоздала к сражению;

- выбрал выгодный для  русской армии ландшафт местности;

- измотал соперника предварительным  сражением;

- использовал засадный  полк, который вступил в бой  со свежими силами и переломил  ход битвы;

- разъединил и спутал  управление в армии Мамая, в  результате чего армия Золотой  Орды действовала несогласованно  с генуэзцами и северокавказцами, а армия Ягайло вообще не вступила в сражение.

Предположительно, русское  войско состояло из 50-60 тысяч человек (6 полков), войско Орды – из 100 тысяч. Хотя по современным оценкам численность  каждой из сторон вряд ли достигала 30 тысяч. В большинстве своем оба войска сражались на конях. По времени бой  длился в общей сложности около 3 часов.

Выбор местности был не случайным. С флангов русское  войско прикрывали овраги и рытвины. Это подтверждается тем, что удар татар на полк правой руки не получился  из-за рельефа местности.

На данный момент подвергается сомнению место битвы, т.к. в результате археологических раскопок не найдено  ни одного достоверного захоронения  и мало предметов того времени. К  тому же установлено, что на месте  сражения стоял лес.

Результат битвы сказался только на политическом престиже самой  Орды. В любом случае, набеги на Русь продолжались вплоть до XVI века, однако битв подобного масштаба больше не происходило. Тем более, в результате победы русских, в Орде взял власть в свои руки хан Тохтамыш, который  в 1381 г. совершил новый поход на Русь.

Несмотря на многие современные  споры, сентябрьская битва был значимой для страны. Сам факт победы подтолкнул государство к централизации  и возрождению национального  единства. Орда в будущем будет  избегать крупных столкновений с  князьями. В честь битвы Великого князя Дмитрия Ивановича прозывают Донским.   

В результате Куликовской  битвы интернациональная армия  Мамая была разгромлена, а Русь спустя 140 лет после нашествия Батыя на 2 года свергла монголо-татарское иго. 3. В 1382 г. монголо-татарское иго было восстановлено. Хан Тохтамыш, свергнувший Мамая и восстановивший единство Золотой Орды, совершил нашествие на Русь, сжег Москву и заставил Московское княжество после 5-летнего перерыва вновь платить дань. 

Несмотря на восстановление ига Тохтамышем, освободительная  борьба 1377 — 1382 гг. и Куликовская  битва имели историческое значение:

- впервые со времен  Чингисхана и Батыя был создан  прецедент победы над монголо-татарами  и их союзниками;

- была продемонстрирована  уязвимость Золотой Орды, разрушен  имидж непобедимости монголо-татарского  войска;

- Русь получила кратковременный опыт отсутствия ига, 5 лет не платила дань;

- впервые за более чем  за 200 лет русское войско выступило  единой силой;

- Золотая Орда была  вынуждена больше считаться с  Русью и избегать открытых  конфликтов;"

- появилась вера в возможность  свержения ига.

 

Дмитрий Донской 1359-1389 года. 

Гибель отца Дмитрия Донского Иван Ивановича Красного

Когда Дмитрию Ивановичу  было 9 лет погибает его отец Иван Иванович Красный князь Московского  княжества. Монголы опасаясь, что  девятилетний мальчуган не будет  пользоваться тем авторитетом, что  другие князья земли Русской и  хан золотой орды отдает ярлык  в Суздаль, суздальскому князю дмитрию  который буквально годится Дмитрию  Ивановичу в отцы.

Три года правил суздальский  князь Московское боярство недовольно, что ярлык на великое княжение ушел в Суздаль

Метрополит Алексий - ярчайшая фигура русской истории второй половины XIV века едет в орду затем в Суздаль  и в результате своих дипломатических  способностей договаривается и с  ордынским ханом и с суздальским  князем о том, что ярлык возвращается в Москву.

В 1362 году двенадцатилетний мальчик Дмитрий Иванович становится великим князем Владимирским и Московским.

В 1367 году в Москве возвели  первый Каменный Кремль из белого Камня.

Два года спустя Монголы  решили по своей давней традиции стравить двух сильнейших русских князей Московского  и Суздальского княжества, но у них  не получилось так как Дмитрий  Суздальский сам отказался от ярлыка, не просто так , а его дочь Епраксия вышла за муж за московского  князя. Пройдет почти десять лет  и в начале 70-х годов Орда вновь  решит отнять ярлык у усилившегося Московского князя. На сей раз  ярлык будет отдан в Тверь.

В 1374 году Русские войска под предводительством Дмитрия  Ивановича Московского. При съезде князей в Переславле в этом же году. Собралось огромное Русское войско. В войско входят Ростовские войска, Суздальские войска, Московские войска и даже удельный князь Тверского  княжества Кашенский так же прислал  свою дружину на помощь Дмитрию Донскому и всё это войско подходит к  Твери и таким образом Тверской князь Михаил отказывается от ярлыка.

В 1375 году происходит архиважное событие впервые за 130 лет русские  князья сами без участия Орды решили судьбу великого княжения.

Зависимость от Монгол как  мы помним выражалась в трех основных вещах:

  1. Баскаки (после восстания в Твери баскаков перестали посылать на Русь)
  2. Ярлык на великое княжение (стал свободным от монголов и в последствии передается по наследству его сыну Василию)
  3. Дань (продолжали платить)

Дмитрий Донской попытался  объединить князей разных земель для  борьбы с общим врагом. Он предполагал, что для борьбы и победы русских  войск над Монголами нужно  полностью объединить все Русские  княжества.

Большую часть своего правления  Дмитрий Донской правил оперяясь на поддержку Метраполита Алексия (это был не дипломат который прославился  созданием монастырской реформы (сравнивают с реформой Сергея Раданевжский) (Переход  Монастырей с житийного устава на общижитийный устав) Монастырские общины прекращают быть уеденненными Кельями  Монахов, а становиться такой  же общиной как в городах. Монастыри  таким образом переходят на именно тот устав который им привычен и до сегодняшнего дня. Еще Алексий  был явным противником и исихазма (направления в православии, которое  было в тот момент очень популярным в Византии, дело в том что Византия гибла под ударами Турок и  там распространялось направление  которое призывало церковников  уйти от мирских дел и посвятить себя служению богу. В 1380 году Алексий умер. Византийцы назначают своего Митрополита Киприяна, но Дмитрий Иванович Донской попытался назначить митрополитом своего человека Михаила (в летописях именуется как Митяй). Но Михаил не доплыв до Константинополя умирает и вместе с тем вторым митрополитом по поддельным документам избирают Пимена. И в тот самый момент когда чуть было не избрано два митрополита в Царьград приплывает Дионисий. Который пытается разоблачить как он считает аферу Дмитрия Донского. И в последствии Дионисий становится митрополитом Руси. На Руси три митрополита. 

Князь Дмитрий Донской  Умер 1389 году он оставил завещание  Духовную грамоту.

 

 

 

 

Заключение 

Личность великого князя Димитрия Донского представляется по источникам неясною. Мы видим, что в его отрочестве, когда он никак не мог действовать самостоятельно, бояре вели дела точно в таком же духе, в каком бы их вел и совершеннолетний князь. Летописи, уже описывая его кончину, говорят, что он во всем советовался с боярами и слушался их, что бояре были у него как князья. Также завещал он поступать и своим детям. От этого невозможно отделить: что из его действий принадлежит собственно ему, и что его боярам.

По некоторым чертам можно даже допустить, что он был человек  малоспособный и потому руководимый  другими. Этим можно отчасти объяснить  те противоречия в его жизни, которые  бросаются в глаза, то смешение отваги с нерешительностью, храбрости с  трусостью, ума с бестактностью, прямодушия с коварством, что выражается во всей его истории.

За своё 30-летнее правление Дмитрий  сумел стать признанным главой антиордынской  политики в русских землях, собирателем  русских земель.

“всех князей русских привожаше  под свою волю”

Представление о политическом единстве Руси стало при нём совпадать  с идеей сильной великокняжеской  московской власти. Великое княжество  Владимирское окончательно перешло  под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым.

Территория Московского княжества  расширилась при Дмитрии за счёт территорий Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также  костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель. Поддерживая дружеские связи  с православной Византией, Дмитрий  добивался признания независимости  русской православной церкви от Константинополя.

В самой Москве, кроме белокаменного  Кремля, были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), прикрывавшие подступы к центру города. Взамен старого, «служилого»  принципа комплектации войска Дмитрий  впервые в русской военной  истории ввёл новый (территориальный) принцип его формирования, который  оправдал себя в Куликовской битве  и оправдал себя, когда на Руси появилась  артиллерия, в конеце XIV века.

При Дмитрии в Москве была введена  чеканка серебряной монеты — раньше, чем в других русских княжествах и землях. Культурную жизнь княжества  времён Донского характеризует создание произведений, связанных с победой  русского оружия, что стало позже  основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины», прославлявших  успехи русского оружия на Куликовом  поле. 
Димитрий распорядился, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам.

Димитрий Донской причислен  к лику святых на Поместном соборе в 1988 году. День памяти — 19 мая (1 июня нового стиля).

Имя Дмитрия Донского за несколько  столетий стало символом русской  воинской славы. В 2002 учреждён Орден  «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия  Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Учебник – Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс – м.: Просвещение, 2007. – 304 с.
  2. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – 352 с.
  3. Бегунова А.И. От кольчуги до мундира.- М.: Просвещение, 1993.
  4. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков. М.: Просвещение, 1993.
  5. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в ХШ-ХУ веках.- М.: Молодая гвардия, 1988.
  6. Каргалов В.В. Конец ордынского ига.- М.: Наука, 1984.
  7. Петров А.Е. «Опять над полем Куликовым...»// Репетитор. 1997. - №1. - С.47-52.
  8. Петров А.Е. «Свеча загорелась сама собой...»// Родина.- 2003. - №12. - С.99-103.
  9. Петров А.Е. Эпоха Дмитрия Донского// Преподавание истории в школе 2002. - №7. - С.16-25. - №8. - С.10-14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дмитрий Донской. Русь в эпоху куликовской битвы