Древнерусский костюм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:48, доклад

Краткое описание

Традиционный костюм является важнейшим компонентом культуры. Ни утварь, ни хозяйственные инструменты, ни оружие не дают нам возможности так живо представить внешний облик человека, как это позволяют сделать одежда, украшения, головной убор и обувь. На протяжении веков на характере костюма сказывались изменения быта, социальной структуры, взаимосвязи и влияния различных народов.

Вложенные файлы: 1 файл

Традиционный костюм является важнейшим компонентом культуры.doc

— 537.50 Кб (Скачать файл)

Наличие деталей костюма в поясной  зоне погребений позволяет предположить не только наличие самого пояса, но и поясной одежды типа поневы или юбки. Сложно установить особенности кроя этой одежды, так как ее фрагменты слишком малы, но о ее присутствии в отдельных случаях можно говорить с достаточной степенью достоверности. В верхневолжских погребениях обнаружены остатки клетчатых тканей, аналогичных поневным тканям XVIII-XIX вв.   Женский костюм дополняет комплекс наручных украшений. Он включает в себя браслеты и перстни, а также нашивные украшения - бляшки, пронизки, привески. В основном прослеживается способ ношения по одному браслету, причем в большинстве случаев на левой руке. Зафиксированы также случаи украшения обеих рук. Интересно отметить, что на обеих руках, как правило, находятся однотипные, "парные" браслеты. Находки тканей на внутренней стороне браслетов дают возможность предположить, что в таких случаях браслеты не только являлись украшением, но и могли придерживать на запястьях длинные или широкие рукава. Перстни носились как на одной, так и на обеих руках, в количестве от одного до четырех экземпляров. Интересно, что перстни иногда нашивались на одежду или пояс, выполняя функцию подвесок.  Таким образом, материалы верхневолжских погребений позволяют достаточно подробно изучить древнерусский женский костюм. Они свидетельствуют о том, что уже в древнерусский период начинается формирование женской рубахи глухого покроя с небольшим разрезом по горловине, просуществовавшей в русском костюме до начала ХХ в. Большинство деталей верхневолжского костюма имеет общеславянский облик: головной убор с височными кольцами, понева. В то же время, в верхневолжском костюме XI-XIII вв. сохранились отдельные черты, характерные для дославянского - финно-угорского и балтского населения: лямочная одежда, «шумящие» привески, одежда, застегивающаяся фибулами. Чаще всего разноэтничные черты сочетаются друг с другом в составе костюма. Так, например, лямочная одежда и шумящие привески сочетаются с типичным славянским головным убором с браслетообразными височными кольцами. Все эти особенности свидетельствуют о сложном процессе складывания костюма, вобравшего в себя разноэтничные черты, и отражают пути формирования древнерусского населения на территории Верхневолжья.  По сравнению с женским костюмом, мужской характеризуется меньшим количеством и разнообразием застежек и украшений. В то же время, анализ расположения вещей в погребениях показал, что в состав костюма могли входить не только украшения, но и различные орудия труда. Ножи, кресала, огнива, точильные бруски, железные стержни, торговый инвентарь – весы, гирьки, монеты, а также тканые и кожаные кошельки тоже являлись атрибутами древнерусского мужского костюма. Включение в состав погребального костюма орудий труда и предметов быта составляет одну из наиболее заметных особенностей мужского костюма, расширяя возможности его реконструкции.  Наиболее распространенными среди элементов мужского костюма являются детали пояса, среди которых наиболее часто встречаемыми являются бытовые предметы – ножи, оселки и кремни, кресала, железные стержни с кольцом. Довольно часто встречаются поясные пряжки и поясные кольца, служившие распределителями ремня, а также для подвешивания различных предметов. Остальные детали мужского костюма являются значительно более редкими находками. К ним относятся фибулы, браслеты и перстни, пуговицы, различные нашивные украшения, подвески. серьги.   
      О деталях покроя и конструкции мужской одежды свидетельствует расположение застежек (фибулы и пуговицы), а также органических остатков.   
      О характере покроя мужской нижней одежды свидетельствуют находки пуговиц. Уже говорилось о том, что мужская нижняя одежда была сходна с женской. Ворот мужской сорочицы застегивался на одну или несколько пуговиц – они располагаются в погребениях вдоль шейных позвонков.  Наиболее распространенным элементом мужского погребального костюма является пояс. В целом наличие пояса зафиксировано в 80% погребений с остатками костюма, предметы поясной гарнитуры – пряжки и поясные кольца - в 60 % мужских погребений с деталями костюма. Пояс включал в себя и наременные украшения - орнаментированные нашивные бляшки. В тех случаях, где отсутствуют предметы поясной гарнитуры, наличие пояса фиксируют ножи, железные стержни с кольцами, кошельки с монетами, весами, кресала, оселки, находящиеся в поясной зоне погребений. Так же, как и в женском, в мужском костюме пояс утилитарное значение. Кроме того, пояс выполнял и знаковую функцию и имел особое значение для всего облика средневекового мужчины. Орудия труда, входящие в состав костюма, свидетельствуют о том, что костюм был призван отражать статус мужчины как основного производителя материальных благ и охранителя родовых границ - воина, охотника, ремесленника. Обязательное ношение пояса для мужчин подтверждается письменными источниками, прослеживается в русских народных обрядах и ритуалах. Обряд повязывания пояса обозначал переход юношей в категорию взрослых мужчин. Пояс имел обрядовое значение, принимая участие, прежде всего, в "обрядах перехода" (свадьба, похороны). С ним связаны представления о силе и одновременно защите от вредного влияния .  
К сожалению, отсутствуют материалы, дающие возможность точно восстановить длину мужской одежды. Здесь можно опираться лишь на данные изобразительных источников. Одежда длиной до колен была характерна для рядового населения, воинов, в отличие от долгополой одежды знати, ориентировавшейся на византийские образцы. Короткая рубаха ремесленников и воинов часто сочетается с высокой обувью.   
Находки обуви в погребениях очень редки (в Верхневолжье - 4 фрагмента) и не позволяют сделать ее полную реконструкцию. В то же время, некоторые данные косвенно свидетельствуют о возможных типах обуви, носившихся сельским населением Верхневолжья X-XIII вв. В ряде мужских погребений в зоне колен найдены металлические кольца, по форме аналогичные поясным. В этих случаях, на наш взгляд, возможна реконструкция высокой обуви - сапог с мягкими голенищами, стягивавшимися у колен ремнями с кольцами. Такой тип обуви был распространен у балтов. Известны сапоги с широкими голенищами и по археологическим материалам древнерусских городов Возможен и другой вариант реконструкции - короткая обувь и обмотки (онучи) вокруг голени, завязывавшиеся под коленом. О наличии высокой обуви свидетельствует еще одна особенность ряда мужских погребений - расположение ножей в области голени. Традиция ношения "засапожных" ножей хорошо известна по этнографическим данным.  
Находки мужского головного убора в Верхневолжье еще более редки, чем находки обуви. Лишь в одном погребении Березовецкого могильника на оз. Селигер обнаружен фрагмент войлочного головного убора в форме колпака, подобный изображенным на древнерусских миниатюрах.   
          О мужской верхней одежде можно говорить более подробно. По материалам русских изобразительных источников – миниатюр и иконописи – хорошо известна наплечная плащевидная одежда. Целый ряд терминов, обозначающих эту одежду, называют и письменные источники: корзно, мятль, луда, манатья, коц, япкыт. По материалам верхневолжских погребений реконструируется два варианта плащевидной одежды, застегивающейся фибулами. В первом варианте застежка располагается на плече. Во втором фибула находится в области пояса, что позволяет реконструировать накидку, закрывающую одно плечо  Подобная одежда известна по материалам археологических памятников северо-запада России и северной Европы . По мнению исследователей, такой плащ был удобен для верховой езды. Вместе с фибулами в ряде случаев найдены остатки ткани саржевого переплетения, грубой и плотной, которая вполне подходила для изготовления верхней одежды. В отдельных случаях определен и ее цвет - синий. Вполне возможно, что плащи с разными способами застежки и покроя могли иметь и разные названия, но в этом источники не дают нам возможности для уточнения.   
Материалы погребений позволяют рассмотреть и остатки другой верхней одежды – кожано-меховой. И хотя остатки ее очень немногочисленны, очевидно, что носили ее мехом внутрь. На одном из фрагментов сохранилась нашивная петля из кожаной тесемки. Одежда под названием кожух часто упоминается в письменных источниках. Кожух являлся наиболее теплой (и самой верхней) одеждой, как мужской, так и женской. По-видимому, кожухи, сшитые мехом внутрь, из овчины или другого меха, мало изменились на несколько столетий: они хорошо известны и по этнографическим материалам.

Конечно, мужской костюм был более строгим и функционально направленным, но и в нем встречаются украшения. Браслеты и перстни, носимые мужчинами, по форме были такими же, как женские, и отличались лишь размерами и массивностью. Из мужских украшений также следует отметить серьги. Они представляют собой колечки диаметром 1-1,5 см, носившиеся мужчинами в одном ухе. Обычай ношения одной серьги мужчинами зафиксирован в письменных источниках X-XIV вв. и просуществовал до XIX в. Здесь можно вспомнить описание князя Святослава, который носил золотую серьгу с жемчужиной. Ношение серьги в одном ухе в XIX - начале XX в. у русских крестьян считалось признаком щегольства и удали. Среди комплексов мужского костюма выделяется группа многосоставных, включающих поясные пряжки и кольца с орудиями труда, торговым инвентарем, наручные украшения, фибулы. Отмеченные составляющие костюма являются, по всей видимости, отражением особого социального статуса захороненного человека. Такие комплексы были характерны для погребений мужчин разных возрастов. Металлические детали костюма выступали в качестве обозначения особого социального статуса и имущественного положения его владельца, выделяя его из рядового населения. 

             Сравнение женского и мужского костюма говорит о роли и соотношении мужчин и женщин в древнерусском сельском обществе в целом. Мужчина, прежде всего, являлся производителем материальных благ, осуществлял функцию защиты и связей с соседним населением, что и отражается в составе погребального костюма.    Соответственно, женщина предстает как носительница культурных традиций – об этом свидетельствует соединение разных деталей в женском костюме.

Таким образом, мужской костюм, по всей видимости, в большей степени  соответствовал социально-профессиональной принадлежности человека, в соответствии с положением мужчины в обществе в целом. Женский костюм скорее отражал этнокультурные особенности населения, а также зависел от возрастных особенностей, что археологически прослеживается на материалах верхневолжских погребений. 

 

 




Информация о работе Древнерусский костюм