Древнерусское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:19, лекция

Краткое описание

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Вложенные файлы: 1 файл

история отечества1.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

Поражение крестьянской войны под предводительством  Степана Разина было предопределено рядом причин. Главной из них было то, что крестьянская война носила царистский характер. Крестьяне верили в "доброго царя", так как  в силу своего положения не могли увидеть истинную причину своего угнетения и выработать идеологию, которая позволила бы объединить все угнетенные слои населения и поднять их на борьбу с существующим феодальным строем. Другими причинами поражения были стихийность и локальность, слабое вооружение и плохая организация восставших.

Раскол в русской православной церкви

Характер широкого народного  движения приобрел церковный раскол. В 1653 г. патриарх Никон, желая  укрепить позиции церкви, авторитет которой в XVII в. падал, как никогда раньше, начал проведение церковной реформы. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Исправление обрядов богослужебных книг по греческим образцам нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Признанным лидером противников Никона стал протопоп Аввакум. Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название раскол. Широкое участие в этом движении крестьянства и других слоев эксплуатируемого населения придали ему социальный характер. В их сознании ухудшение положения, вызванного оформлением крепостного права, связывалось с изменениями в вере. Выступая в защиту старой веры, народные массы выражали протест против усиливавшейся эксплуатации.

3. Внутренняя политика

Переход к абсолютизму 

Во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно- представительной  монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя. Это выразилось и в появлении слова "самодержец" в царской титулатуре, и в изменении социального состава Боярской думы в сторону усиления там представительства дворянства. В 1678-1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов.

В 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной  должности в зависимости от знатности  рода и служебного положения предков). Для усиления власти царя, централизации и преодоления раздробленности в управлении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тайных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел. Тенденция к установлению самодержавной власти царя проявилась и в победе Алексея Михайловича над патриархом Никоном, стремившемся активно вмешиваться в управление государственными делами.

Тенденция к усилению самодержавной власти проявилась и  в ряде других мероприятий. Начиная с 1653 г., практически прекратился созыв Земских соборов. Проводилось слияние и реорганизация приказов, подчинение их одному лицу. Так, например, тесть царя И.Д.Милославский руководил работой пяти приказов, а Посольскому приказу были подчинены 9 приказов, ведавших присоединенными территориями. Правительство пыталось реорганизовать и управление на местах. Россия делилась на 250 уездов, во главе которых стояли воеводы. Во второй половине XVII в. некоторые уезды стали объединять под властью одного воеводы в так называемые разряды: Рязанский, Украинский, Новгородский и т.д. С 1613 г. 33 города России получили воеводское управление. В руках воевод, назначаемых правительством, была сосредоточена административная, судебная и военная власть, надзор за сбором налогов и податей.

В XVII в. остро встал вопрос о реформировании вооруженных сил России. Падала боеспособность стрелецкого войска. Стрельцы по многу лет не получали от государства денежного жалованья. Источником жизни для них и их семей были занятия торговой и ремесленной деятельностью, которые им были разрешены еще в XVI в. Военная служба отвлекала стрельцов от своих занятий. Кроме того, стрельцы платили государственные налоги со своих торгов и промыслов, что их сближало по интересам с посадским населением городов. Командиры полков часто использовали стрельцов для работы в своих хозяйствах. Все это делало для стрельцов военную службу обременительным занятием.

Дворянское ополчение  несло службу на тех же началах, что  и в XVI в. Но если в XVI и первой половине XVII вв. военная служба все-таки была стимулом для дворянства, то к концу XVII в. она стала для большинства весьма обременительной. Они всячески уклонялись от службы. Кроме того, дворяне были плохо обучены ведению военных действий. Один из современников охарактеризовал военную подготовку дворян следующим образом: "учения у них к бою не бывает и строю никакого не знают".

Уже в первой половине века в связи с этим началось формирование полков нового строя — рейтарских и драгунских. Они формировались  на основе принудительного набора "даточных людей", когда от 100 дворов на пожизненную службу в этих полках брали одного человека. К концу XVII в. полки нового строя стали играть значительную роль в вооруженных силах России.

4. Внешняя политика

Международное положение  России в XVII в. было сложным. Перед страной стоял целый ряд внешнеполитических задач, которые необходимо было решить. Одной из них была необходимость возвращения западнорусских земель со Смоленском, отторгнутых Речью Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г. В 1632 г., решив воспользоваться наступившим в Польше после смерти польского короля Сигизмунда "бескоролевьем", по решению Земского собора Россия начала войну за возвращение Смоленска. Из-за хозяйственного разорения страны и отсталости государственной и военной организации Россия потерпела поражение в этой войне, и 17 мая 1634 г. между Россией и Польшей был подписан Полянов-ский мир, по которому Речь Посполитая возвращала лишь город Серпейск и признала царя Михаила государем "всея Руси". Владислав отказывался от претензии на русский престол.

Неудача в Смоленской войне была вызвана также набегом  крымских татар в самый решающий ее момент, что еще раз напомнило  правительству России об острых и  напряженных отношениях с Турцией  и ее вассалом — Крымским ханством. В 30-е годы XVII в. начались работы по сооружению новой линии укреплений — Белгородской засечной черты. В 1646 г. она, выдвинутая далеко на юг, протянулась от Ахтырки через Белгород до Тамбова. Старая Тульская засечная черта была перестроена и укреплена. Она шла от верховьев реки Жиздра через Тулу к Рязани и стала второй линией обороны от татарских набегов; в тылу были укреплены засеки по р.Оке. В борьбе с турецко-татарской агрессией видную роль играли донские казаки, не только отражавшие набеги, но и часто переходившие в наступление. Но обеспечение безопасности от набегов крымских татар полностью достигнуто не было. Борьба на юге с турецко-татарской агрессией продолжала занимать важное место во внешней политике России и во второй половине XVII в.

Воссоединение Украины с Россией

В XVII в. украинские земли находились под властью Речи Посполитой. По Люблинской унии 1569 г. Великое княжество Литовское, куда входили украинские земли, объединилось с Польшей. После унии на украинских землях стали обосновываться польские магнаты и шляхта. На Украине усиливался феодальный гнет. Украинские крестьяне и городские ремесленники разорялись от растущих налогов и повинностей. Режим жесткого угнетения на Украине был усугублен также тем, что еще в 1557 г. паны получили от королевской власти право смертной казни по отношению к своим крепостным. Наряду с усилением феодального гнета население Украины испытывало национальный и религиозный гнет.

Усиление феодального, национального и религиозного гнета  на Украине со стороны Речи Посполитой было причиной подъема национально-освободительного движения. Первая его волна пришлась на 20-30-е гг. XVII в., но была жестоко подавлена польскими панами. Новый этап национально-освободительного движения пришелся на конец 40-х — начало 50-х гг. Центром его стала Запорожская Сечь, где формировалось вольное казачество. Возглавил борьбу украинского народа выдающийся государственный деятель и полководец Богдан Хмельницкий. Его воля, ум, мужество, военный талант, преданность Украине, создали ему громадный авторитет в широких слоях украинского населения и, прежде всего, казачества. Движущими силами национально-освободительного движения на Украине было крестьянство, казачество, мещане (жители городов), мелкая и средняя украинская шляхта.

Восстание на Украине началось весной 1648 г. Восставшие в этом году нанесли полякам поражение под Желтыми Водами, Корсунем и Пилявцами. В то же время Хмельницкий обратился к России с просьбой принять Украину "под руку Москвы" и совместно вести борьбу с Польшей. Удовлетворить его просьбу правительство царя Алексея Михайловича не смогло. Россия не была готова к войне с Польшей: в стране бушевали народные восстания. Россия, внимательно следя за ходом событий на Украине, оказывала ей дипломатическую, экономическую и военную поддержку.

После сражения под Збаражем, летом 1649 г., где восставшие одержали победу, Польша и Украина начали переговоры о мире. 8 августа 1649 г. был  подписан Зборовский мир. По его условиям Богдан Хмельницкий был признан Речью Посполитой гетманом, численность реестровых казаков (получавших жалованье) определялась в 40 тысяч. Польское правительство признало самоуправление казацкого войска, за которым были закреплены Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства. Пребывание на их территории польских войск и иезуитов было запрещено, польские же феодалы могли вернуться в свои владения в этих воеводствах. В Польше этот мир был расценен как уступка восставшим и вызывал недовольство магнатов и шляхты. Украинские крестьяне встретили в штыки возвращение польских феодалов в свои владения. Дальнейшее продолжение борьбы на Украине было неизбежным.

Военные действия возобновились  весной 1650г. Решающее сражение произошло  в июне 1651 г. под Берестечком. Подкупленный поляками союзник украинцев хан  Ислам-Гирей увел свою конницу, что в значительной мере предопределило поражение восставших и наступление войск Речи Посполитой на Украину. Его удалось остановить только в сентябре 1651 г. под Белой Церковью, где и был заключен мир. Условия его были тяжелыми. Реестр казаков сокращался до 20 тысяч. В казачьем самоуправлении было оставлено только Киевское воеводство. Гетман лишался права самостоятельных внешних сношений. Польским панам возвращалась вся полнота власти над зависимым населением. Ответом на это были новые выступления в Приднепровье. В 1652 г. под Батогом восставшие одержали победу над польским войском. Однако Речь Посполитая, собрав войско в 50 тысяч, повела наступление на Украину, положение которой становилось все более опасным. В апреле 1653 г. Хмельницкий вновь обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав.

10 мая 1653 г. Земский  Собор в Москве принял решение  принять Украину в состав России. Туда отправилось русское посольство  Бутурлина. 8 января 1654 г. большая  Рада Украины в Переяславле  приняла решение о воссоединении Украины с Россией, которая вошла в ее состав с широкими автономными правами. На Украине сохранялась выборность гетмана. Признавались органы местного управления, сословные права дворянства и казацкой старшины. Гетман имел право внешних сношений со всеми странами кроме Польши и Турции. Устанавливался казачий реестр в 60 тысяч.

Речь Посполитая не согласилась  с воссоединением Украины с Россией. В 1654 г. началась война, которая продолжалась вплоть до 1667 г. Она закончилась подписанием Андрусовского перемирия 31 января 1667 г., на основе которого должен был быть подготовлен мирный договор. Россия получила Смоленск, Дорогобуж, Белую Церковь, Красный Невель, Северскую землю с Черниговым и Стародубом. Польша признала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Белоруссия по-прежнему входили в Речь Посполитую. Запорожская Сечь оставалась в совместном управлении России и Речи Посполитой. Эти условия были окончательно закреплены в 1686 г. Вечным миром с Речью Посполитой. По этому миру Россия и Польша объединились против турецко-татарской агрессии. Условия Вечного мира вынудили Россию расторгнуть заключенный в 1681 г. Бахчисарайский мир с Турцией, по которому обе стороны соглашались на двадцатилетнее перемирие.

Одновременно с русско-польской войной (1654-1667 гг.) Россия в 1656-1658 гг. вела войну со Швецией за возвращение Балтийского побережья, отошедшего к Швеции по Столбовскому миру 1617г. Война завершилась неудачно. В 1661 г. в Кардиссе (между Юрьевым и Ревелем) был подписан мир, продиктованный Швецией. Земли в устье Невы, а также завоеванные в ходе войны ливонские земли оставались за Швецией.

Несмотря на достугнутые  успехи в отношениях с Речью Посполитой, Россия в конце XVII в. продолжала вести борьбу с татарской агрессией и подготавливать необходимые внешнеполитические предпосылки для перехода к борьбе за выход к Балтийскому морю.

5. Культура

Бурные события, связанные  с глубокими социальными конфликтами, изменениями в общественно-экономической  жизни, расширение связей с западноевропейскими странами и проникновение в Россию элементов научных знаний и культуры этих стран определили развитие русской культуры XVIIe. Ведущим процессом в развитии русской культуры в XVII в. явилось ее обмирщение. Оно выражалось в распространении светских знаний, отходе от религиозных канонов в литературе, зодчестве, живописи, усилении внимания к человеческой личности.

Общественно- политическая мысль. Литература

В общественно-политической мысли нашли отражение попытки  осмыслить   события   начала века и выяснить причины потрясений.

Делалось это в форме  исторических сочинений о Смуте. К таким сочинениям следует отнести "Временник" дьяка Ивана Тимофеева,"Сказание" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама  Палицына, "Иное сказание" князя  Катырева-Ростовского, "Новый летописец", отразивший официальную идеологию. Авторы этих произведений резко отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении власти. Роль определяющей силы в событиях и судьбах людей они в основном отдавали действию провидения, но уже предпринимали, хотя и робкие, попытки объяснить то или иное явление через действие царствующей личности, ее характер, психологию. Во второй половине XVII в. обоснование принципов абсолютизма ярко проявилось в произведениях Юрия Крижанича и Симеона Полоцкого.

Сюжетная историческая повесть публицистического характера  активно вытесняла традиционную летопись. Развитие самодержавия ставило  на повестку дня вопрос о создании труда по истории Российского  государства. Для этого было необходимо систематическое собирание исторических материалов. Этим с 1657 по 1659 гг. занимался Записной приказ. Попытка собрать широкий круг исторических источников была предпринята дьяком Ф.Грибоедовым, типографским "справщиком" (редактором) Поликарповым и автором "Скифской истории" Андреем Лызловым. Монахом Киевско-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем был создан "Синопсис" (описание), где была изложена история Руси с древнейших времен с упором на закономерность воссоединения Украины с Россией.

Информация о работе Древнерусское государство